Технологическая карта урока на тему "Треугольники и их виды" 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

Пахолок Ирина

Треугольники и их виды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_treugolniki_i_ih_vidy_5_klass.docx63.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Треугольник и его виды».

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Цели: 

Предметные:  научить учащихся классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон.

Личностные: вызвать интерес к изучению темы и желание применить приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.

Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

Задачи:

обучающиепознакомить учащихся с геометрической фигурой треугольник и с ее видами и выработать умения различать треугольники по видам;

развивающиеразвивать наблюдательность, геометрическое мышление, учить сравнивать, анализировать;

воспитательные:  развивать интерес к предмету, прививать аккуратность, усидчивость.

Планируемые результаты: учащийся научится классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон и изображать треугольники.

Основные понятия:  треугольник, остроугольный треугольник, прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, разносторонний треугольник, периметр треугольника.

Формы работы учащихся: Индивидуальная, фронтальная, парная.

Материалы и оборудование:  проектор, интерактивная доска, учебник, карточки с заданиями, набор треугольников различных видов.

Технологическая карта

№ этапа

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

формирующиеся УУД

1

Организационный

3 минуты

Приветствие учеников. Проверка домашнего задания.

Приветствуют учителя. Проверяют наличие учебных принадлежностей.

2

Актуализация знаний

5 минут

Устный счет. Актуализация знаний.

Устно дают ответы на задания.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя).

3

Постановка проблемы

2 минут

Ставит проблему.

Отвечают на поставленный вопрос. Высказывают мнения.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; высказывать свое предположение.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели.

4

Изучение нового материала

10 минут

Сообщает тему урока. Эвристическая беседа.

Записывают тему урока. Слушают, анализируют, высказывают мнения.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные:  умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Регулятивные: работать по коллективно составленному плану; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение.

5

Физминутка

1 минута

Организация физминутки

Выполнение физминутки.

6

Первичное закрепление нового материала

17 минут

Работа по учебнику

Работа в тетради или у доски с комментированием.

Регулятивные: работать по коллективно составленному плану; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:  умение ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.

7

Работа в парах

3 минуты

Дает задание заполнить таблицу.

Заполняют таблицу.

Регулятивные: работать по коллективно составленному плану; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Познавательные:  умение ориентироваться в своей системе знаний, выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.

8

Итоги урока

2 минуты

Задает вопросы по изученной теме.

Отвечают на вопросы устно.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний.

9

Информация о домашнем задании

2 минуты

Предлагает домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Проверьте, все ли учебные принадлежности у вас на парте. Обменяйтесь тетрадями и оцените работу своего соседа по образцу, который вы видите на доске.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

2. Актуализация знаний.

Устный счет:  Вычислите сумму 27+16+33+24.

Сумму чисел 24 и 18 уменьшите на 33.

Частное чисел 189 и 9 уменьшите в 7 раз.

Произведение чисел 12 и 5 увеличьте на 19.

Чему равен периметр восьмиугольника, каждая сторона которого равно 4 см?

На трех кустах расцвело 15 роз. Когда на одном из этих кустов распустились еще 3 розы, то на всех кустах роз стало поровну. Сколько роз было на каждом кусте вначале?

Актуализация знаний: - Ребята, посмотрите на доску и скажите, какие фигуры вы на ней видите?

(Острый угол, прямой угол, тупой угол, многоугольник)

- Назовите элементы многоугольника.

(Вершины, стороны).

- А как называется многоугольник с наименьшим количеством вершин?

(треугольник)

3. Постановка проблемы.

- Ребята перед вами лежат несколько треугольников. Разделите их, пожалуйста, на группы.

(Треугольники отличаются по размеру, по цвету).

- Но ведь признак «большой или маленький» не будет определяющим, т.к. он зависит от того, с каким по размеру треугольником мы будем сравнивать данный треугольник. И цвет в качестве определяющего признака нам не подойдет. Что же делать?

(Нужно найти признаки, по которым можно делить треугольники на группы).

4. Изучение нового материала.

- Внимательно рассмотрите треугольники и обратите внимание на углы.

Выберите треугольник, у которого есть прямой угол. (Показывают треугольник). Такой треугольник называют прямоугольным.

Треугольник, в котором есть прямой угол называется прямоугольным. 

Выберите треугольник, у которого есть тупой угол. (Показывают треугольник). Как вы думаете, как называется такой треугольник? (Тупоугольный).

Если один из углов треугольника тупой, то его называют тупоугольным треугольником.  

Выберите треугольник, у которого есть острый угол. Сколько таких углов в треугольнике? (Все). Как вы думаете, как называют такой треугольник? (Остроугольный).

Треугольник, у которого все углы острые, называется остроугольным.

А теперь обратимте внимание на стороны треугольников. Выберите тот треугольник, у которого все стороны разные. Как вы думаете, как называется такой треугольник? (Разносторонний).

Треугольник, у которого все стороны имеют различную длину, называют разносторонним.

Выберите тот треугольник, у которого две стороны равны. (наложением или измерением).

Треугольник, у которого две стороны равны называется равнобедренным.

При чем, равные стороны называют боковыми, а третью сторону называют основанием треугольника.

Как вы думаете, как будет называться треугольник, у которого все стороны равны? (Равносторонний).

Треугольник, у которого все стороны равны называется равносторонним.

Результат классификации представим в виде схемы.

Трегольник

По виду углов

Остроугольный

Прямоугольный

Тупоугольный

По количеству равных сторон

Равно-бедренный

Разно-

сторонний

Равно-

Сторонний

5. Физкультминутка:

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!

6. Первичное закрепление нового материала:

№338, №339, №341, №343

7. Работа в парах:

- Ребята, заполните, пожалуйста, карточку изображениями треугольников.

Виды треугольника

В зависимости от кол-ва равных сторон

Равно-

сторонний

Равно-

бедренный, но не равносторонний

Разно-сторонний

В зависимости

от вида углов

Остроугольный

Прямоугольный

Тупоугольный

8. Итоги урока.https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/03/01/fizminutki-na-urokakh-matematiki

Верны ли утверждения?

  1. остроугольный треугольник – это треугольник у которого все углы острые;
  2. прямоугольный треугольник – это треугольник у которого все углы прямые;
  3. тупоугольный треугольник – это треугольник у которого все углы тупые;
  4. тупоугольный треугольник – это треугольник у которого есть тупой угол;
  5. прямоугольный треугольник – это треугольник у которого есть прямой угол;
  6. треугольник у которого есть острый угол – это остроугольный треугольник.

9. Информация о домашнем задании.

§14,  №340, №342, №355.        

Литература:

1.  А. Г. Мерзляк. Математика: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. −  М.: Вентана-Граф, 2014.

2.  А. Г. Мерзляк. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. −  М.: Вентана-Граф, 2014.

3.  А. Г. Мерзляк. Рабочая тетрадь по математике для 5 класса / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. −  М.: Вентана-Граф, 2015.

4.  А. Г. Мерзляк. Математика. Методическое пособие. 5 класс. / Е.В. Буцко, А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. −  М.: Вентана-Граф, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока-тренинга по обществознанию в 11 классе (вводный урок к разделу "Культура и нравственность")

Тренинг должен стать своеобразным «мостом» к изучению блока «Культура», важнейшим понятием которого являются представления о морали, нравственном выборе, толерантности. Старшеклассники, в результ...

Технологическая карта урока "Home, sweet home" в 6 классе УМК М.З.Биболетовой, Р.Н. Трубаневой «Enjoy English» для 6 класса

Технологическая карта урока "Home, sweet home" в 6 классе УМК  М.З.Биболетовой, Р.Н. Трубаневой «Enjoy English» для 6 класса...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)

Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Технологическая карта урока по немецкому языку в 4 классе "Расписание уроков"

Технологическая карта урока по немецкому языку в 4 классетема : "Расписание уроков"...

Технологическая карта урока Языкова Анна Сергеевна Информатика 8 класс Босова Л. Л. Тема урока: Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы для исполнителя Робот

Тип урока: Урок «открытия» нового знания Программно-технические средства на уроке: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся, программ...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)

Урок русского языка в 7 классе  по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК  Л.М.Рыбченковой  (2-й урок)Цель деятельности учителя: обобщить знания по теме «Нар...