Технологическая карта урока-тренинга по обществознанию в 11 классе (вводный урок к разделу "Культура и нравственность")
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Семенова Елена Владимировна

Тренинг должен стать своеобразным «мостом» к изучению блока «Культура», важнейшим понятием которого являются представления о морали, нравственном выборе, толерантности. Старшеклассники, в результате участия в тренинге, получают возможность серьезнее настроится, замотивироваться на изучение последующей темы. Тренинг позволяет актуализировать знания по теме «Общение».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семенова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 18 города Ярославля

Технологическая карта урока-тренинга по обществознанию в 11 классе (вводный урок к разделу "Культура и нравственность") 

Анотация к методической разработке (цели урока).

  1. Тренинг должен стать своеобразным «мостом» к изучению блока «Культура», важнейшим понятием которого являются представления о морали, нравственном выборе, толерантности.
  2. Старшеклассники, в результате участия в тренинге, получают возможность серьезнее настроится, замотивироваться на изучение последующей темы.
  3. Тренинг позволяет актуализировать знания по теме «Общение».

Тема урока – Урок тренинг «Катастрофа»

План урока:

  1. индивидуальное решение поставленной проблемы
  2. работа в парах
  3. работа в малых группах
  4. коллективное обсуждение
  5. принятие решения

Возможная личностно-значимая проблема:

Каким нужно стать, чтобы шагнуть в будущее?

Методы обучения и формы организации учебной деятельности:

Создание проблемной ситуации.

Проблемное задание: выбрать из списка (10 человек) четверых, кто достоин продолжить жизнь на Земле. Задание усложнено ограниченностью информации (только то, что зафиксировано на листе – приложение 1)

Форма урока:

Урок – тренинг

Приемы деятельности учителя:

Сюжетный рассказ, создание проблемной ситуации, организация работы учащихся индивидуально и в группах, консультативная помощь.

Компетенции учащихся, на развитие которых направлена предлагаемая деятельность:

Старшеклассники должны попробовать себя в роли «переговорщиков», применить качества компетентной личности в рамках возможного спора с оппонентами; закрепить умения убеждать, достойно доказывать и аргументировано отстаивать свою т очку зрения; учиться правильно вести диалог.

Основные понятия и термины:

Понятийный аппарат на данном уроке отсутствует.

Источники информации (школьные и внешкольные):

Применительно к данному уроку материал предоставляется учителем.

Комментарии к технологической карте

Урок начинается с создания учителем проблемной ситуации

Мы живем в непростое время… Время все более ускоряющегося процесса развития цивилизации. Этот, идущий семимильными шагами прогресс несомненно имеет две стороны. Мы, по сути, являемся заложниками цивилизации, ее достижений. Не можем представить себе существования без многих ее «прелестей».

Но, к сожалению, часто забываем о самом человеке, его душе, его ценности…

Предлагаю вам представить следующую ситуацию (гипотетически). Произошла катастрофа (химическое загрязнение, атомный взрыв, что угодно), в живых осталось 10 человек. Существует бункер, в котором всё предусмотрено для выживания, но в нём лишь 4  места…

Перед вами стоит важнейшая задача выбора: Кто из 10 останется в живых, кто достоин продолжить жизнь на планете.

У вас есть списки этих десяти человек. Кроме того, что там написано более ничего не известно…

Этапы

1. Индивидуальный.

Решите каждый кого вы оставите в живых, кого «спасаете» и почему ваш выбор пал на этих людей.

Индивидульная работа – 3 – 5 минут.

2. Парный.

 Теперь объединитесь в пары ( с «соседом») и создайте совместный список «спасенных»

Работа в парах – 5 – 7 минут.

3. Групповой.

 Теперь список составляют группы (возможно ещё до начала разбить класс на 4 – 5 групп, например путем вытаскивания номерков)

Работа в группах – 7 – 10 минут

Группе необходимо выбрать представителя, который будет защищать предложенную группой четверку «спасенных».

 

4. Коллективное обсуждение.

Выступают по одному представителю от группы, они представляют список, предлагаемый группой, и его обоснование. Сами группы ТОЛЬКО НАБЛЮДАЮТ за своими представителями.

В итоге должен быть составлен общий список из четырех «спасенных»

5.  Рефлексия.

Предварительно на доске учитель записывает всю «десятку» и в результате обсуждения выделяет «спасенных».

Вопросы для обсуждения: В чем состояла сложность выбора?

                                     С какими трудностями вы столкнулись в процессе                                      отстаивания своей позиции?

                                    По какому принцыпу вы осуществляли отбор?

                                   Как определяли более достойных?

6. «ПИК» ТРЕНИНГА: А теперь, пожалуйста, представте, что в ваш список добавился ещё один человек… Этот человек ВЫ… (учитель дописывает в списке – 11. Я)

Вычеркните ли Вы кого-то из спасенных ради себя, считаете ли Вы себя достойным спасения?

Обсуждение (в ходе обсуждения можно спросить лишь тех, кто пожелает обозначить свою позицию)

Спасибо за урок!

Домашнее задание: написать эссе на тему «Что значит быть достойным?»

Приложение – 1

Список десяти

  1. Женщина – врач, убежденная расистка
  2. Инструктор по строевой подготовке  морской пехоты
  3. Военнослужащий, по образованию биолог-исследователь, темнокожий
  4. Биохимик
  5. Олимпийский чемпион, весь в спорте
  6. Актриса Голливуда
  7. Третьекурсник мединститута, гомосексуалист
  8. Шестнадцатилетняя девица, бросившая школу, умственные способности под вопросом, беременна
  9. Священник католической церкви, 30 лет
  10. Плотник, 38 лет, мастер на все руки, 7 месяцев как вышел из тюрьмы.

Список литературы

1. Лунев, П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг/В.А. Соснин, П.А. Лунев. М.: Институт психологии РАН, 1993. – 156 с.

2. Орридж М. как провести тренинг/М. Орридж. М.: Профессиональные психологи, 2002. – 130с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе. Вводный урок.

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе.Вводный урок с целью создания условий для определения  значимости изучения предмета обществознания, через формирование суждений о возможности...

Технологическая карта "Семья и семейные отношения" 5 класс обществознание ФГОС

Технологическая карта урока Тема урока: Семья и семейные отношенияКласс: 5Учитель: Козырева Екатерина ЮрьевнаТип урока: открытие нового знания Цели по содержанию:обучающие: дать определение...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...

Технологическая карта по физической культуре в 6 классе Тема урока: Метание мяча на дальность.

Технологическая карта  по физической культуре в 6 классеРаздел программы: Легкая атлетика .Тема урока: Метание мяча на дальность....

Обществознание. 5 класс. 1 урок: Вводный урок

Данный материал по обществознанию  для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным пл...

Технологическая карта по английскому языку в 5 классе Тема урока: «Мой дом – моя крепость»

обучающая цель:    освоить новые и повторить знакомые лексические единицы по теме «Дом, квартира, освоить употребление лексики во всех видах речевой деятельности; освоить формообр...

Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»

Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»...