Проект «Приемы устного счета»
проект по математике
Предварительный просмотр:
Тема проекта «Приёмы устного счёта»
Актуальность проекта
В наш век высоких технологий и повсеместного использования компьютера умение быстро и правильно производить в уме достаточно сложные вычисления ни в коем случае не утратило своей актуальности. И у меня появилось желание научиться быстро в уме производить вычислительные действия. Ведь большинство моих сверстников считают плохо. То ли думать им лень (зачем загружать себя лишней работой, если есть калькуляторы). Освоение этих навыков развивает логику и память.
Цель проекта: изучить нестандартные приемы вычислений, и эффективно использовать в повседневной жизни.
Задачи проекта: подобрать и изучить литературу по данной теме и освоить несколько методов устного счёта, также продемонстрировать и научить своих одноклассников.
Немного из истории: для счета люди использовали пальцы рук, ног. Ведь и маленькие дети тоже учатся считать по пальцам. Однако этот способ годился только в пределах 20. Выход нашелся: считать на пальцах до 10, а затем начинать сначала, отдельно подсчитывая количество десятков. Система счисления на основе десяти возникла как естественное развитие пальцевого счета. При помощи пальцев рук люди научились не только считать большие числа, но и выполнять действия сложения и вычитания. По мере развития речи люди начали использовать слова для обозначения чисел. Отпала необходимость показывать кому-то пальцы, камешки или реальные предметы, чтобы назвать их количество. Для изображения чисел стали применяться рисунки, чертежи или символы. Существовали и системы с отдельными символами для каждой цифры до 9 включительно, как в арабской системе счисления, которую мы сейчас используем, а у греков имелся специальный символ и для 10. Древние торговцы для удобства счёта начали накладывать зерна и раковины на специальную дощечку, которая со временем стала называться абаком. А сейчас есть абакусы.
Особенно сложны и трудны были в старину действия умножения и деления - особенно последнее. «Умноженье - мое мученье, а с делением - беда», - говорили в старину. Тогда не существовало еще, как теперь, одного выработанного практикой приема для каждого действия. Напротив, в ходу была одновременно чуть не дюжина различных способов умножения и деления - приемы один другого запутаннее, твердо запомнить которые не в силах был человек средних способностей. Каждый учитель счетного дела держался своего излюбленного приема, каждый «магистр деления» (были такие специалисты) восхвалял собственный способ выполнения этого действия.
И оказалось, что большие познания можно получить, обратившись к литературе. Проанализировав очень многие статьи, я открыла для себя очень интересные исторические данные о необычных способах быстрого счёта.
Приемы быстрого счета.
1) Умножение на 4, 8, 16 и т.д.
Чтобы число умножить на 4, 8, 16 его последовательно удваивают.
213 · 8 = (213 · 2) · 4= (426 · 2) · 2 = 852 · 2= 1704.
2) Умножение на 5; 50; 0,5; 25; 2,5; 0,25; 125; 12,5; 1,25; 0,125
Чтобы умножить число на 5, нужно умножить его на 10 и разделить на 2.
138 · 5 = (138 · 10) : 2 = 1380 : 2 = 690.
Чтобы умножить число на 25, нужно умножить его на 100 и полученное произведение разделить на 4.
348 · 25 = 34800 : 4 = 8700.
4) Умножение на 11
Следует "раздвинуть" цифры числа, умножаемого на 11, и в образовавшийся промежуток вписать сумму этих цифр, причем если эта сумма больше 9, то, как при обычном сложении, следует единицу перенести в старший разряд.
1) 34 · 11 = 374, т.к. 3 + 4 =7, семерку помещаем между тройкой и четверкой,
2) 68 · 11 = 748, т.к. 6 + 8 = 14, четверку помещаем между семеркой (шестерка плюс перенесенная единица) и восьмеркой.
5) Умножение двузначного числа на 101 и на 10101
Пожалуй, самое простое правило: припишите ваше число к самому себе.
1) 57 · 101 = 5757.
2) 89 · 10101 = 898989.
7) Деление на 0,5; 5; 50 и 500
Чтобы число разделить на 0,5; 5; 50 или 500, надо это число разделить на 1; 10; 100 или 1000 соответственно, и затем результат умножить на 2.
1) 21600 : 50 = 21600 : 100 · 2 = 432.
2) 42400 : 5 = 42400 : 10 · 2 = 8480.
3) 214000 : 500 = 214000 : 1000 · 2 = 428.
4) 218 : 0,5 = 1218 · 2= 436.
8) Деление на 25; 2,5; 0,25
Чтобы число разделить на 25, надо это число разделить на 100 и умножить на 4. Чтобы число разделить на 2,5, надо это число разделить на 10 и умножить на 4. Чтобы число разделить на 0,25, надо это число умножить на 4.
1) 12100 : 25 = 12100 : 100 · 4 = 484.
2) 31 : 0,25 = 31 · 4 = 124.
3) 240 : 2,5 = 240 : 10 · 4= 24 · 4 = 96.
Возведение в квадрат чисел
И, заключение : Для меня было необычно, что приложив немного усилий, я теперь смогу и сама вести быстрый счёт и поделиться этими познаниями с одноклассниками, со взрослыми и со знакомыми. Современный способ умножения прост и доступен. Использование приемов быстрого счета позволяет экономить время, развивать память и мышление, делает процесс вычисления более интересным.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Освоение вычислительных навыков развивает память, мышление и помогает усваивать математику. Мотивацией для выбора темы послужило желание продолжения формирования вычислительных навыков, умения быстро и чётко находить результат математических действий.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: изучить методы и приемы быстрого счета научиться эффективно их использовать
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 1 . Изучить литературу по данной теме. 2. Освоить несколько быстрых и удобных приемов устного счета. 3. Познакомить одноклассников с приемами устного счета .
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВЫЕ СРЕДСТВА СЧЕТА : Пальцы рук и ног. Узелки на веревке Зарубки на дереве или кости .
Камни Ракушки Абак Счеты
ПРИЁМЫ БЫСТРОГО СЧЕТА Умножение на 4, 8, 16 и т.д. Чтобы число умножить на 4, 8, 16 его последовательно удваивают. 213 · 8 = (213 · 2) · 4= (426 · 2) · 2 = 852 · 2= 1704.
Умножение на 5 Чтобы умножить число на 5, нужно умножить его на 10 и разделить на 2. 138 · 5 = (138 · 10) : 2 = 1380 : 2 = 690.
Умножение на 25 Чтобы умножить число на 25, нужно умножить его на 100 и полученное произведение разделить на 4. 348 · 25 = 34800 : 4 = 8700.
Умножение на 11 Следует "раздвинуть" цифры числа, умножаемого на 11, и в образовавшийся промежуток вписать сумму этих цифр, причем если эта сумма больше 9, то, как при обычном сложении, следует единицу перенести в старший разряд. 1) 34 · 11 = 374, т.к. 3 + 4 =7, семерку помещаем между тройкой и четверкой, 2) 68 · 11 = 748, т.к. 6 + 8 = 14, четверку помещаем между семеркой (шестерка плюс перенесенная единица) и восьмеркой.
ЛЕГКО ЗАПОМНИТЬ!!!
Умножение двузначного числа на 101 и на 10101 Пожалуй, самое простое правило: припишите ваше число к самому себе. 1) 57 · 101 = 5757. 2) 89 · 10101 = 898989.
Деление на 5 Чтобы число разделить на 0,5; 5; 50 или 500, надо это число разделить на 1; 10; 100 или 1000 соответственно, и затем результат умножить на 2 . 218 : 0,5 = 1218 · 2= 436 . 42400 : 5 = 42400 : 10 · 2 = 8480 . 21600 : 50 = 21600 : 100 · 2 = 432 . 214000 : 500 = 214000 : 1000 · 2 = 428.
Деление на 25; 2,5; 0,25 Чтобы число разделить на 25, надо это число разделить на 100 и умножить на 4. Чтобы число разделить на 2,5, надо это число разделить на 10 и умножить на 4. Чтобы число разделить на 0,25, надо это число умножить на 4. 1) 12100 : 25 = 12100 : 100 · 4 = 484. 2) 31 : 0,25 = 31 · 4 = 124. 3) 240 : 2,5 = 240 : 10 · 4= 24 · 4 = 96.
Возведение в квадрат чисел
Результаты: -познакомилась с приемами устного быстрого счета, -буду развивать свою память, -буду применять на уроках и в повседневной жизни.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:"Приемы устного счета"
Данная презентация предлагает новый материал учащимся 5 классов, тренирует учеников в устных вычислениях. Также использование приемов устного счета, применяемые при изучении математики, показаны широк...

Открытый урок по теме "Приемы устного счета"
Урок приема устного счета проводится в форме игры- соревнования, это интегрированный урок. Связь между математикой и искусством....
Приемы устного счета
Занятие на уроке элективного курса по занимательной математики в 6 классе....

Изучение приемов устного счета
Известно, что производя математические вычисления в уме, человек выполняет настоящую интеллектуальную гимнастику, тренирует свои умственные способности.Поэтому, изучение приемов устного счета, позволя...
Сценарий урока – путешествия «Приемы устного счета»
Представлен сценарий урока по математике в 5 классе....



