Проект «Приемы устного счета»
проект по математике

Жугдурова Баярма Михайловна
.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_ustnogo_scheta.docx510.73 КБ
Файл maou_sosh_no19.pptx1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта «Приёмы устного счёта»

Актуальность проекта

В наш век высоких технологий и повсеместного использования компьютера умение быстро и правильно производить в уме достаточно сложные вычисления ни в коем случае не утратило своей актуальности. И у меня появилось желание научиться быстро в уме производить вычислительные действия. Ведь большинство моих сверстников считают плохо. То ли думать им лень (зачем загружать себя лишней работой, если есть калькуляторы). Освоение этих навыков развивает логику и память.

Цель проекта: изучить нестандартные приемы вычислений, и эффективно использовать в повседневной жизни.

Задачи проекта: подобрать и изучить литературу по данной теме и освоить несколько методов устного счёта, также продемонстрировать и научить своих одноклассников.

Немного из истории: для счета люди использовали пальцы рук, ног. Ведь и маленькие дети тоже учатся считать по пальцам. Однако этот способ годился только в пределах 20. Выход нашелся: считать на пальцах до 10, а затем начинать сначала, отдельно подсчитывая количество десятков. Система счисления на основе десяти возникла как естественное развитие пальцевого счета. При помощи пальцев рук люди научились не только считать большие числа, но и выполнять действия сложения и вычитания. По мере развития речи люди начали использовать слова для обозначения чисел. Отпала необходимость показывать кому-то пальцы, камешки или реальные предметы, чтобы назвать их количество. Для изображения чисел стали применяться рисунки, чертежи или символы. Существовали и системы с отдельными символами для каждой цифры до 9 включительно, как в арабской системе счисления, которую мы сейчас используем, а у греков имелся специальный символ и для 10. Древние торговцы для удобства счёта начали накладывать зерна и раковины на специальную дощечку, которая со временем стала называться абаком. А сейчас есть абакусы.

Особенно сложны и трудны были в старину действия умножения и деления - особенно последнее. «Умноженье - мое мученье, а с делением - беда», - говорили в старину. Тогда не существовало еще, как теперь, одного выработанного практикой приема для каждого действия. Напротив, в ходу была одновременно чуть не дюжина различных способов умножения и деления - приемы один другого запутаннее, твердо запомнить которые не в силах был человек средних способностей. Каждый учитель счетного дела держался своего излюбленного приема, каждый «магистр деления» (были такие специалисты) восхвалял собственный способ выполнения этого действия.

И оказалось, что большие познания можно получить, обратившись к литературе. Проанализировав очень многие статьи, я открыла для себя очень интересные исторические данные о необычных способах быстрого счёта.  

Приемы быстрого счета.

1) Умножение на 4, 8, 16 и т.д.

Чтобы число умножить на 4, 8, 16 его последовательно удваивают.

213 · 8 = (213 · 2) · 4= (426 · 2) · 2 = 852 · 2= 1704.

2) Умножение на 5; 50; 0,5; 25; 2,5; 0,25; 125; 12,5; 1,25; 0,125

Чтобы умножить число на 5, нужно умножить его на 10 и разделить на 2.

138 · 5 = (138 · 10) : 2 = 1380 : 2 = 690.

Чтобы умножить число на 25, нужно умножить его на 100 и полученное произведение разделить на 4.

348 · 25 = 34800 : 4 = 8700.

4) Умножение на 11

Следует "раздвинуть" цифры числа, умножаемого на 11, и в образовавшийся промежуток вписать сумму этих цифр, причем если эта сумма больше 9, то, как при обычном сложении, следует единицу перенести в старший разряд.

1) 34 · 11 = 374, т.к. 3 + 4 =7, семерку помещаем между тройкой и четверкой,

2) 68 · 11 = 748, т.к. 6 + 8 = 14, четверку помещаем между семеркой (шестерка плюс перенесенная единица) и восьмеркой.

5) Умножение двузначного числа на 101 и на 10101

Пожалуй, самое простое правило: припишите ваше число к самому себе.

1) 57 · 101 = 5757.

2) 89 · 10101 = 898989.

7) Деление на 0,5; 5; 50 и 500

Чтобы число разделить на 0,5; 5; 50 или 500, надо это число разделить на 1; 10; 100 или 1000 соответственно, и затем результат умножить на 2.

1) 21600 : 50 = 21600 : 100 · 2 = 432.

2) 42400 : 5 = 42400 : 10 · 2 = 8480.

3) 214000 : 500 = 214000 : 1000 · 2 = 428.

4) 218 : 0,5 = 1218 · 2= 436.

8) Деление на 25; 2,5; 0,25

Чтобы число разделить на 25, надо это число разделить на 100 и умножить на 4. Чтобы число разделить на 2,5, надо это число разделить на 10 и умножить на 4. Чтобы число разделить на 0,25, надо это число умножить на 4.

1) 12100 : 25 = 12100 : 100 · 4 = 484.

2) 31 : 0,25 = 31 · 4 = 124.

3) 240 : 2,5 = 240 : 10 · 4= 24 · 4 = 96.

Возведение в квадрат чисел

И, заключение :  Для меня было необычно, что приложив немного усилий, я теперь смогу и сама вести быстрый счёт и поделиться этими познаниями с одноклассниками, со взрослыми и со знакомыми. Современный способ умножения прост и доступен.  Использование приемов быстрого счета позволяет экономить время, развивать память и мышление, делает процесс вычисления более интересным.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ СОШ №19 ПРОЕКТ Приёмы устного счёта. Выполнила: Першова Полина, учащаяся 7 класса Руководитель: Жугдурова Б.М.

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Освоение вычислительных навыков развивает память, мышление и помогает усваивать математику. Мотивацией для выбора темы послужило желание продолжения формирования вычислительных навыков, умения быстро и чётко находить результат математических действий.

Слайд 3

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: изучить методы и приемы быстрого счета научиться эффективно их использовать

Слайд 4

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 1 . Изучить литературу по данной теме. 2. Освоить несколько быстрых и удобных приемов устного счета. 3. Познакомить одноклассников с приемами устного счета .

Слайд 5

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВЫЕ СРЕДСТВА СЧЕТА : Пальцы рук и ног. Узелки на веревке Зарубки на дереве или кости .

Слайд 6

Камни Ракушки Абак Счеты

Слайд 7

ПРИЁМЫ БЫСТРОГО СЧЕТА Умножение на 4, 8, 16 и т.д. Чтобы число умножить на 4, 8, 16 его последовательно удваивают. 213 · 8 = (213 · 2) · 4= (426 · 2) · 2 = 852 · 2= 1704.

Слайд 8

Умножение на 5 Чтобы умножить число на 5, нужно умножить его на 10 и разделить на 2. 138 · 5 = (138 · 10) : 2 = 1380 : 2 = 690.

Слайд 9

Умножение на 25 Чтобы умножить число на 25, нужно умножить его на 100 и полученное произведение разделить на 4. 348 · 25 = 34800 : 4 = 8700.

Слайд 10

Умножение на 11 Следует "раздвинуть" цифры числа, умножаемого на 11, и в образовавшийся промежуток вписать сумму этих цифр, причем если эта сумма больше 9, то, как при обычном сложении, следует единицу перенести в старший разряд. 1) 34 · 11 = 374, т.к. 3 + 4 =7, семерку помещаем между тройкой и четверкой, 2) 68 · 11 = 748, т.к. 6 + 8 = 14, четверку помещаем между семеркой (шестерка плюс перенесенная единица) и восьмеркой.

Слайд 11

ЛЕГКО ЗАПОМНИТЬ!!!

Слайд 12

Умножение двузначного числа на 101 и на 10101 Пожалуй, самое простое правило: припишите ваше число к самому себе. 1) 57 · 101 = 5757. 2) 89 · 10101 = 898989.

Слайд 13

Деление на 5 Чтобы число разделить на 0,5; 5; 50 или 500, надо это число разделить на 1; 10; 100 или 1000 соответственно, и затем результат умножить на 2 . 218 : 0,5 = 1218 · 2= 436 . 42400 : 5 = 42400 : 10 · 2 = 8480 . 21600 : 50 = 21600 : 100 · 2 = 432 . 214000 : 500 = 214000 : 1000 · 2 = 428.

Слайд 14

Деление на 25; 2,5; 0,25 Чтобы число разделить на 25, надо это число разделить на 100 и умножить на 4. Чтобы число разделить на 2,5, надо это число разделить на 10 и умножить на 4. Чтобы число разделить на 0,25, надо это число умножить на 4. 1) 12100 : 25 = 12100 : 100 · 4 = 484. 2) 31 : 0,25 = 31 · 4 = 124. 3) 240 : 2,5 = 240 : 10 · 4= 24 · 4 = 96.

Слайд 15

Возведение в квадрат чисел

Слайд 16

Результаты: -познакомилась с приемами устного быстрого счета, -буду развивать свою память, -буду применять на уроках и в повседневной жизни.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:"Приемы устного счета"

Данная презентация предлагает новый материал учащимся 5 классов, тренирует учеников в устных вычислениях. Также использование приемов устного счета, применяемые при изучении математики, показаны широк...

Приемы устного счета

Активизация познавательной деятельности...

Открытый урок по теме "Приемы устного счета"

Урок приема устного счета проводится в форме игры- соревнования, это интегрированный урок. Связь между математикой и искусством....

Приемы устного счета

Занятие на уроке элективного курса по занимательной математики в 6 классе....

Изучение приемов устного счета

Известно, что производя математические вычисления в уме, человек выполняет настоящую интеллектуальную гимнастику, тренирует свои умственные способности.Поэтому, изучение приемов устного счета, позволя...

Сценарий урока – путешествия «Приемы устного счета»

Представлен сценарий урока по математике в 5 классе....