«Организация работы с текстом учебника и дополнительной литературы в основной школе на уроках математики»
презентация к уроку по математике (8 класс)
В данной презентации содержится материал об организации работы с текстом на уроках математики в средей школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность, в том числе в разрезе оценочных процедур Смысловое чтение и некоторые его приёмы Применение приемов работы с текстом на конкретных математических заданиях Полезные ресурсы
Международная оценка качества образования В рамках исследования PISA-2022 будет использоваться следующее определение: Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке».
Смысловое чтение Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание чтецом смыслового содержания текста. Под смысловым чтением понимается: - понимание цели чтения, умение выбрать способ чтения в зависимости от цели; - извлечение информации, необходимой для чтения текстов разных жанров; - нахождение первичной и вторичной информации; - легкая ориентация в восприятии информации художественного, научного, публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей; - осознание и объективная оценка языка СМИ.
1 ЭТАП – РАБОТА С ТЕКСТОМ игра «Попробуй найди». прием «Банк идей (гипотез)». прием «Верные или неверные утверждения»
2 ЭТАП – РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА НЕПОСРЕДСТВЕННО Основными целями чтения параграфа учебника могут быть: знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста; понимание информации; запоминание; использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях; подтверждение изученного или того, что знали ранее; отыскание примеров; подтверждение научных фактов; работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).
Основные приемы непосредственной работы с текстом «Толстые» и «тонкие» вопросы; Прием «Верные и неверные утверждения» Инсерт (чтение с карандашом); Чтение с остановками; Лови ошибку; Составление таблицы, схемы и т.п.;
«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы Объясните почему….? Почему вы думаете….? В чём различие…? Почему вы считаете….? При каких условиях задача имеет несколько решений? Установите закономерность …? Можно ли обобщить задачу, если…? Рационально ли решена задача? Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Что известно в задаче? Что нужно найти? Какова зависимость между…? Достаточно ли данных в задаче для её решения? Приём «Тонкие» и «Толстые» вопросы
параллелограмм прямоугольник ромб квадрат 1. Противоположные стороны параллельны и равны 2. Все стороны равны 3. Противоположные углы равны, сумма соседних углов равна 4. Все углы прямые 5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам 6. Диагонали равны 7. Диагонали взаимна перпендикулярны и являются биссектрисами его углов 8. Биссектриса угла отсекает от него равнобедренный треугольник 9. Биссектрисы соседних углов перпендикулярны, а биссектрисы противоположных углов параллельны или лежат на одной прямой параллелограмм прямоугольник ромб квадрат 1. Противоположные стороны параллельны и равны 2. Все стороны равны 4. Все углы прямые 5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам 6. Диагонали равны 7. Диагонали взаимна перпендикулярны и являются биссектрисами его углов 8. Биссектриса угла отсекает от него равнобедренный треугольник 9. Биссектрисы соседних углов перпендикулярны, а биссектрисы противоположных углов параллельны или лежат на одной прямой Приём «Верные и неверные утверждения»
Прием «Собери правило» 1) угла 2) треугольника 3) половине 4) лежащий 5) в 6) равен 7) против 8) гипотенузы 9) прямоугольного 10) 11) катет Ответ: 11 9 2 4 7 1 5 10 6 3 8 8 1 5 3 7 4 6 2 Ответ: 1) двух 2) 3) углов 4) треугольника 5) острых 6) равна 7) прямоугольного 8) сумма
Важным из способов записи прочитанного, особенно для старших классов, является конспектирование . Словесная формулировка математического факта Математический факт на языке чертежа Математический факт на языке символов Отрезок, соединяющий середины боковых сторон трапеции, параллелен основаниям трапеции. ABCD – параллелограмм, AB=CD и BC=AD, A= C и B= D Словесная формулировка математического факта Математический факт на языке чертежа Математический факт на языке символов Отрезок, соединяющий середины боковых сторон трапеции, параллелен основаниям трапеции.
Умение формулировать и записывать теоремы, и обратные им теоремы
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕЗИСОВ Можно сравнить план и тезисы на примере одного и того же текста из учебника математики для 5 класса «Угол». План. 1. Понятие угла. 2. Равные углы. 3. Развёрнутый угол. 4. Прямой угол. Тезисы. 1. Углом называют фигуру, образованную двумя лучами, выходящими из одной точки. Лучи, образующие угол, называют сторонами угла, а точку, из которой они выходят,- вершиной угла. 2. Если один угол можно наложить на другой так, что они совпадут, то эти углы равны. 3. Два дополнительных друг другу луча образуют развёрнутый угол. Стороны этого угла вместе образуют прямую линию, на которой лежит вершина развёрнутого угла. 4. Прямым углом называют половину развёрнутого угла.
Рассмотрим на примерах
Задача: Для соуса необходимо 70 грамм приправы. Чёрный перец составляет 3 части, гвоздика – 1 часть, мускатный орех – 2 части общей массы приправы. Сколько граммов мускатного ореха необходимо для приправы? Ч.П. Г. 70 М.О. ? Задача: Ученик купил тетради в клетку в 4 раза больше, чем в линейку, причём тетрадей в клетку он купил на 12 больше, чем в линейку. Сколько всего тетрадей купил ученик? 12 К. ? Л. Схема по условию задачи
Решение задач с помощью уравнений В корзине было в 2 раза меньше яблок , чем в ящике. После того как из корзины переложили в ящик 10 яблок, в ящике их стало в 5 раз больше, чем в корзине. Сколько яблок было в корзине и сколько в ящике? Тонкие вопросы: О каких объектах идет речь в задаче? Что известно, а что неизвестно в задаче? Что нужно найти в задаче? Каким способом можно решить задачу? Какую неизвестную величину удобно обозначить буквой?
• Сколько яблок стало в корзине и в ящике после перекладывания? • Как связаны после перекладывания количество яблок в корзине и количество яблок в ящике? • Что мы получили, решив уравнение? • Получен ли ответ на вопрос задачи?
Таблица Задача: Курага получается в процессе сушки абрикосов. Сколько кг абрикосов потребуется для получения 20 кг кураги, если абрикосы содержат 80% воды, а курага 12% воды? Задача: Второй токарь может выполнить заказ за 4,2 часа, но работая совместно с первым – за 2,8 часа. За сколько часов может выполнить этот заказ первый токарь? курага вода безводное вещество 100% 12% ? 20 x абрикосы вода безводное вещество 100% 80% ? x ? I 1 ? II 1 ? 4,2 I + II 1 ? 2,8 I 1 ? II 1 ? 4,2 I + II 1 ? 2,8 ?
1. 2. 3. 4. 5. Остальные три планеты - были открыты за последние 200 лет. 2) Долгое время одну из известных в древности планет в периоды утренней и вечерней видимости греки считали двумя разными светилами. Упростите заданные алгебраические выражения. Зачеркните в таблице названия планет, связанные с найденными ответами. Оставшееся название позволит вам узнать, с какой планетой это заблуждение было связано. 1. 2. 3. 4. Это планета 1) В древности были известны только пять планет, видимых невооруженным глазом. Замените заданные выражения многочленами стандартного вида. Используя найденные ответы и данные таблицы, узнайте, какие это были планеты. 4а+7 -5а-1 1-4а Юпитер Сатурн Венера Марс Меркурий Ответы Планеты Венера Марс Меркурий Нептун Плутон Сатурн Уран Юпитер
ПАМЯТКА РАБОТЫ С ПАРАГРАФОМ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 5-6 КЛАССОВ Прочитай заголовок и попытайся ответить на вопрос: «О чем будет говориться в этом параграфе?». Просмотри текст параграфа, обращая внимание на иллюстрации, правила, примеры. Почитай текст. Установи связь текста и иллюстраций, правил, примеров рассмотренных ранее. Как выделено главное в тексте (правила, алгоритмы выполнения действий и т.п.). Приведи свои примеры к тексту. Раздели текст на смысловые части. Сколько их получилось? Озаглавь части текста и составь план. Выполни письменное задание. Повтори прочитанное по плану, затем без него. Проговори несколько раз правила. Выучи наизусть.
ПАМЯТКА РАБОТЫ С ПАРАГРАФОМ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 7-9 КЛАССОВ Прочитайте заголовок параграфа. Что вы уже знаете об этом? Что вы говорили в классе об этом? Прочитайте текст параграфа. Выучите формулировки теорем, определения, правила, алгоритмы решения заданий. Установите связь между иллюстрациями, рисунками, чертежами и текстом. Разделите текст на части, озаглавьте их, запишите план в тетрадь. Выполните письменное домашнее задание. Перескажите теоретические сведения, прочитанные из параграфа, согласно вашему плану. Приведите собственные примеры в доказательство прочитанного.
ПАМЯТКА РАБОТЫ С ПАРАГРАФОМ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 10-11 КЛАССОВ Прочитайте заголовок параграфа. Что вы записали в классе по этому вопросу? Просмотрите текст параграфа. Рассмотрите иллюстрации, попробуйте их объяснить. Прочитайте текст параграфа. Заучите определения, формулировки, правила. Восстановите «пробелы текста». Рассмотрите алгоритмы решения заданий. Выполните письменное домашнее задание. Перескажите прочитанный материал. Составьте схему прочитанного материала или табличный вариант.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом учебника на уроках математики
Актуальной междисциплинарной учебной программой, предусмотренной новыми образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Программа направлена на формиров...
Выступление по теме: "Организация повторения при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по математике по учебнику Мерзляк А.Г. и др."
Выступление по теме: "Организация повторения при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по математике по учебнику Мерзляк А.Г. и др."...

Организация работы с родителями в системе дополнительного образования ГБОУ средней школы № 318 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Работа с родителями, является одним из главных направлений работы педагога дополнительного образования. Опираясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию, личностные качест...

ПРОГРАММА «Выявление и развитие творческих, познавательных способностей обучающихся основной школы на уроках математики и во внеурочной деятельности»
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских н...

Групповая работа как средство развития универсальных учебных действий в основной школе на уроках иностранного языка
Системно-деятельностный подход в обучении иностранному языку нацелен на развитие личности,на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести з...

Формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы на уроках математики.
Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидер...
Организация самостоятельной учебной деятельности обучающихся основной школы на уроках математики
Организация самостоятельной познавательной деятельности школьников с учетом уровневой дифференциации на уроках математики....
