Учебно-исследовательская проектная деятельность — как один из эффективных видов мотивации к успеху
статья по математике (9 класс)

Метлякова Надежда Владимировна

Сегодня я хочу поговорить о мощном инструменте, который не просто дополняет традиционное обучение, а превращает его в увлекательное путешествие в мир знаний.

Это учебно-исследовательская проектная деятельность — метод, который помогает школьникам не только усваивать информацию, но и ставить цели, искать решения и верить в свои силы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Учебно-исследовательская проектная деятельность — как один из эффективных видов мотивации к успеху»

Сегодня я хочу поговорить о мощном инструменте, который не просто дополняет традиционное обучение, а превращает его в увлекательное путешествие в мир знаний.

Это учебно-исследовательская проектная деятельность — метод, который помогает школьникам не только усваивать информацию, но и ставить цели, искать решения и верить в свои силы.

Почему это важно?

В средней школе дети особенно нуждаются в мотивации. Им важно понимать, зачем они учатся, и видеть связь между теорией и реальной жизнью. Исследовательские проекты дают именно это:

  • Практическую значимость — ученики работают не с абстрактными задачами из учебника, а с вопросами, которые их искренне интересуют.
  • Возможность творчества — нет единственно правильного ответа, есть пространство для экспериментов и нестандартных идей.

Какие навыки развивает проектная деятельность?

  1. Формирование исследовательских навыков – учащиеся учатся выявлять проблему, собирать и анализировать данные, проводить эксперименты (при необходимости), интерпретировать результаты и делать обоснованные выводы.
  2. Развитие критического мышления – работа над проектом требует не просто запоминания информации, а её осмысления, сравнения с различными источниками и формирования самостоятельных суждений.
  3. Повышение мотивации к обучению – погружение в проектную деятельность пробуждает интерес к предмету и стимулирует более глубокое его изучение.
  4. Раскрытие творческого потенциала – поиск нестандартных решений и подходов способствует развитию креативности.
  5. Отработка навыков командной работы – совместная деятельность учит распределять роли, находить компромиссы и эффективно взаимодействовать в группе.
  6. Укрепление уверенности в себе – успешная защита работы даёт учащимся ощущение достижения, что мотивирует их на дальнейшее развитие и академические успехи.
  7. Вхождение в научное сообщество – для многих школьников исследовательская деятельность становится первым шагом в науку: участие в конференциях и публичные выступления помогают почувствовать себя частью научного мира и сделать собственный вклад в развитие знаний.

История успеха

Приведу примеры: В этом году, в сравнение с прошлыми годами, достаточно много учеников писали проектную или исследовательскую работу по предмету математика.

Девочки Арина К., Валерия З. провели исследования по теме: «Нейросеть. Ее возможности использования при решении алгебраических уравнений» и выяснили, что нейросеть дает не всегда нужное решение, а также сделали вывод о том, что самый легкий, удобный и доступный способ решения показывают учителя на уроках.

Николай М. в будущем собирается стать врачом, он выбрал тему исследования: «Текстовые арифметические задачи в педиатрии»

Ребёнок только появился, а первые цифры в его жизни уже звучат: дата рождения, рост, вес. Для этого в педиатрии применяют математические формулы. Знание математики помогают педиатрам, медицинским сёстрам, фельдшерам правильно оценить физическое развитие детей, выявить отклонения в здоровье. 

В своей работе Николай продемонстрировал решение текстовых арифметических  задач, которые решает врач педиатр, чтобы выявить отклонения у детей, такие как недостаточный или избыточный вес, что важно для раннего вмешательства и профилактики заболеваний. Данные задачи помогают увидеть прикладное значение математики в жизни.

Николай принял участие в конкурсе «За страницами учебника математики…», «Новые имена», где занял призовое второе место.

Также с этого учебного года появилась новая практика, сопровождение учителями математики проектной и исследовательской работы по предмету информатика. Здесь учитель математики выступает в роли тьютора, направляют и поддерживает учеников на пути самостоятельного написания работы.

Георгий В. и Даниил В. приняли участие в конкурсе «Новые имена», по предмету информатика, где заняли призовое второе место.

Как поддержать интерес?

  • Давать свободу выбора темы — пусть изучают то, что «зажигает» их.
  • Использовать межпредметные связи 
  • Отмечать любые достижения — даже небольшие шаги к цели достойны похвалы.

Заключение

Исследовательская деятельность — это не просто «плюс» к оценке. Это инвестиция в будущее детей: в их умение мыслить, работать в команде и не бояться сложных задач. Давайте вместе создавать среду, где каждый школьник почувствует: «Я могу!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.

В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность, как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.

Целью учебно-исследовательской и проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении определенных тем по предмету....