План-конспект урока математики в 5 классе по теме «Вычитание натуральных чисел»
план-конспект урока по математике (5 класс)

План-конспект урока математики в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

урока математики в 5 классе

по теме «Вычитание натуральных чисел»

Тема урока: вычитание натуральных чисел.

Тип урока: урок-изучение нового материала.

Цель урока: формирование представлений о вычитании, уменьшаемом, вычитаемом и разности.

Понятия: разность натуральных чисел, уменьшаемое, вычитаемое, разность, вычитание, число нуль.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Выполнять вычисления с натуральными числами.
  • Находить разность натуральных чисел.
  • Определять уменьшаемое и вычитаемое.

Метапредметные:

  • Познавательные универсальные учебные действия: умение формулировать определения, понятия; развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей; умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений; умение находить ошибки и грамотно из исправлять.
  • Личностные универсальные учебные действия: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
  • Регулятивные универсальные учебные действия: умение организовать выполнение заданий согласно инструкциям учителя.
  • Коммуникативные универсальные учебные действия: умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками.

Личностные:

  • Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
  • Понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.
  • Осуществление самоконтроля результатов собственной деятельности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемное обучение, развитие исследовательских навыков.

Оборудование урока: доска, карточки для работы в парах для устной и письменной работы,  индивидуальные карточки для рефлексии, бланки личностных достижений.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть на уроке. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Наш урок будет разбит на части – этапы и каждый этап вы будете сами оценивать, т.е. проводить самооценку своей работы. Для этого у вас на столах лежат бланки, листы успешности. Давайте с ними познакомимся.

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Приветствует детей
  • Сообщает, что на каждом этапе урока свои достижения они будут отмечать в листе успешности (ЛУ)
  • Приветствуют учителя
  • Знакомятся с листом успешности (ЛУ) (Приложение № 1)

2. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

-А теперь скажите как вы справились с домашним заданием? Были ли трудности с его выполнением?

-Назовите компоненты действия сложения.(Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма)

-Перечислите свойства сложения. (переместительное, сочетательное)

-Что называют периметром многоугольника?(Сумма длин всех сторон многоугольника)

-Мы повторили материал прошлого урока и вы показали как хорошо его усвоили (или ещё есть над чем поработать).

- Для того, чтобы успешно прошёл этот урок что от вас потребуется?(Трудолюбие, смекалка, умение применять полученные знания в новой ситуации, стремление к самостоятельному открытию новых знаний.)

- Начнём мы как всегда с устного счёта.

3. Подведение к теме урока.

-На ваших партах лежат карточки с  зашифрованным словом. Давайте побудем немного дешифровальщиками и  узнаем, что же это за слово.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Парами решают задание.
  • Отгадывают термин «Вычитание»
  • Записывают в тетради тему урока
  • Заполняют ЛУ

4. Беседа по формированию задач урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Задает вопросы:
  1. Что вы знаете о вычитании?
  2. Как называются компоненты при выполнении действия вычитание?
  3. Как вы думаете, чем нам сегодня предстоит заниматься?
  • Отвечают на вопросы учителя
  • Формулируют задачи урока
  • Заполняют ЛУ

5.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Задание парам:

- Обучающимся предлагается решить два примера разными способами

№1 15 – (4+6)

(1 способ 15-10=5; 2 способ 15-4-6=11-6=5; 3 способ 15-6-4=9-4=5).

Обучающиеся работают в парах 5 минут, обсуждаются итоги работы пар.

- Как можно вычесть сумму из числа?

Какую ошибку можно допустить при применении этого свойства?

Помните! При вычитании суммы из числа вычитаем оба слагаемых!

№2 (15+6)-4

(1 способ 21-4=17; 2 способ 15-4+6=11+6=17; 3 способ 6-4+15=2+15=17).

Как вычесть число из суммы?

Обратите внимание, сколько чисел здесь надо вычесть?

Подумайте, всегда ли можно выполнить вычитание числа из суммы тремя способами?

Обучающиеся обсуждают эти решения и формулируют свойство вычитания суммы из числа, свойство вычитания числа из суммы.

6. Основной этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Предлагает ребятам задание на карточке (Приложение № 2)
  • Фиксирует время
  • Проверяет правильность выполнения задания
  • В парах выполняют задание
  • Заполняют ЛУ

7. Физминутка

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Проговаривает математические высказывания (Приложение № 3)
  • Встают из-за парт
  • Поднимают руки вверх, если высказывание верное, выполняют поворот вокруг себя, если высказывание неверное
  • Присаживаются на свои места
  • Заполняют ЛУ

8. Основной этап (продолжение)

«Лови ошибку»

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Предлагает учащимся найти ошибку в карточке с заданиями «Лови ошибку» (Приложение № 4)
  • Организует самопроверку через проектор (Презентация к уроку).
  • Индивидуальная работа, выполняют задания
  • Выполняют самопроверку
  • Заполняют ЛУ

Задача «Путешествие на Луну»

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Предлагает решить задачу о возможности полете барона Мюнхгаузена на Луну.(Приложение № 5)
  • Вызывает ученика к доске для решения задачи
  • Проверяет правильность выполнения задачи на доске
  • Спрашивает детей, что интересного они узнали, решая данную задачу
  • Решают задачу индивидуально
  • Один ученик решает «за доской»
  • Проверяют правильность решения задачи, сверяясь с решением на доске
  • Отвечают на вопросы учителя
  • Заполняют ЛУ

Числовой эксперимент

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Предлагает учащимся провести математический эксперимент «Экономия должна быть экономной»(Приложение № 8)
  • Работая в группах, проводят числовой эксперимент
  • Сообщают результат проведенного эксперимента
  • Объясняют свой выбор супермаркета, перечисляя факторы, повлиявшие на него
  • Заполняют ЛУ

9. Подведение итогов урока и рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Выслушивает ребят
  • Подсчитывают свои баллы в ЛУ
  • Высказываются о своих успехах на уроке, анализируя ЛУ

10. Информация о домашнем задании

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Комментирует домашнее задание
  • Слушают информацию о домашнем задании
  • Записывают домашнее задание в дневник

11. Завершение урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Благодарит детей за работу «С каким настроением вы ушли на перемену».
  • Сдают ЛУ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Лист успешности ученика 5 класса:

Критерии самооценки:

Справился, все было понятно – 2 балла

Справился, но были затруднения – 1 балл

Не справился, многое осталось непонятным – 0 баллов                        

Этапы урока

Задачи этапа

Самооценка

Игра «Дешифровальщик»

Быстро и точно выполнять арифметические действия, используя свойства сложения.

Постановка задач урока

Учиться грамотно формулировать цели и задачи урока.

Выведения свойств вычитания

Четко и грамотно сделал вывод по проделанной работе.

Задания на карточке

Без ошибок выполнил задания на карточке

Физминутка

Грамотно и четко реагировать на верные и неверные утверждения

«Лови ошибку»

Умение находить ошибку и грамотно их исправлять

Задача «Полет на Луну»

Умение анализировать и осмысливать текст задачи, верное решение задачи

Математический эксперимент «Экономия должна быть экономной»

Развитие навыка анализировать, проводить числовой эксперимент

Подведем итог (подсчитай общее количество баллов, заработанное тобой за урок)

Критерии успешности:

18 - 20 баллов – оценка 5, у меня на уроке все получилось

13 – 17 баллов – оценка 4, я старался, но еще есть над чем работать

0 – 12 баллов – мне нужно еще много работать и я обязательно стану успешнее

Приложение № 2

203

180

161

168

239

142

139

168

137

91+37+9=         (я)

81+13+109=     (в)

52+61+48=       (ч)

15+22+105=     (а)

46+19+74 =      (н)

77+(68+23)=    (и)

(46+139)+54=  (т)

83+54+37+6 =  (ы)

Приложение № 3

Задания:

1. Решить уравнения:

 а) x+123=321        б) x-123=321                в) 321-x=123

2. Какое число нужно прибавить к числу 123, чтобы получилась разность чисел 345 и 77

3. Какое число нужно вычесть из числа 543, чтобы получилась сумма чисел 98 и 325

Приложение № 4

Вопросы к физминутке

  1. От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется.
  2. Чтобы найти неизвестное вычитаемое нужно из суммы отнять известное слагаемое.
  3. 0 –натуральное число.
  4. Координатный луч не чем ни отличается от прямой.

Приложение № 5 «Лови ошибку»

Вычислите:                                                            Решение обучающихся:

а)2138-(1138+456)                                                 2138-1138-456=1000-456=544

б)(3456+234)-1456                                                  3456-1456+234=2000+234=2234

Приложение № 6

Задача:

Барон Мюнхгаузен задумал совершить полет на Луну. Причем непременно верхом на ядре. При этом, он сделал некоторые математические выводы: масса ядра 26 кг., масса барона – 69 кг. На сколько кг необходимо похудеть барону, чтобы улететь на Луну, если пушка выстрелит только при одном условии – масса ядра не должна превышать 80 кг.

Приложение № 7

Числовой эксперимент «Экономия должна быть экономной»

Наименование товара

Цены в супермаркетах города (в рублях)

Ашан

Лента

Магнит

Полушка

1 кг апельсин

34

48

39

40

1 бутылка лимонада «Пепси»

43

39

Акция 2 по цене одной 56

45

1 кг бананов

67

79

72

65

 

Необходимо купить: 4кг апельсинов, 3кг бананов, 3 бутылки лимонада.

Задача: определить, в какой из супермаркетов города выгоднее всего отправиться за покупкой указанного набора продуктов. При выборе магазина постарайтесь учесть все факторы, требующие затраты денег. Ваши затраты должны быть минимальными.

Выполните необходимые расчеты и дайте ответ на следующие вопросы:

  1. В какой магазин вы отправитесь?
  2. Какие факторы повлияли на ваш выбор?
  3. Какое количество денег у вас останется после похода в магазин, если первоначально вам дали 1 тысячу рублей?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в 5 классе "Вычитание натуральных чисел"

Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Вычитание натуральных чисел"...

Презентация по математике в 5 классепо теме "Вычитание смешанных чисел"

Данная презентация разработана для проведения урока в 5 классе по теме "Вычитание смешанных чисел" по учебнику Н.Я.Виленкина. Это урок изучения нового материала....

Урок математики в 5 классе по ФГОС по теме " Вычитание натуральных чисел и его свойства"

Открытый урокпо математике в 5 а классеМОУ « СОШ ст. Тарханы »по теме:« Вычитание натуральных чисели его свойства».   Подготовила и провелаучитель математики первой квалифика...

Урок математики в 5 классе по ФГОС по теме " Вычитание натуральных чисел и его свойства"

Технологическая карта урокаУчитель Каргина Ирина ПетровнаПредмет     математикаКласс...

Урок математики в 5 классе по ФГОС по теме " Вычитание натуральных чисел и его свойства"

Технологическая карта урокаУчитель Каргина Ирина ПетровнаПредмет     математикаКласс...

Урок математики в 5 классе по ФГОС по теме " Вычитание натуральных чисел и его свойства"

Технологическая карта урокаУчитель Каргина Ирина ПетровнаПредмет     математикаКласс...

Урок математики в 5 классе по ФГОС по теме " Вычитание натуральных чисел и его свойства"

Технологическая карта урокаУчитель Каргина Ирина ПетровнаПредмет     математикаКласс...