План-конспект урока математики в 5 классе по теме «Вычитание натуральных чисел»
план-конспект урока по математике (5 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект
урока математики в 5 классе
по теме «Вычитание натуральных чисел»
Тема урока: вычитание натуральных чисел.
Тип урока: урок-изучение нового материала.
Цель урока: формирование представлений о вычитании, уменьшаемом, вычитаемом и разности.
Понятия: разность натуральных чисел, уменьшаемое, вычитаемое, разность, вычитание, число нуль.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Выполнять вычисления с натуральными числами.
- Находить разность натуральных чисел.
- Определять уменьшаемое и вычитаемое.
Метапредметные:
- Познавательные универсальные учебные действия: умение формулировать определения, понятия; развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей; умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений; умение находить ошибки и грамотно из исправлять.
- Личностные универсальные учебные действия: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
- Регулятивные универсальные учебные действия: умение организовать выполнение заданий согласно инструкциям учителя.
- Коммуникативные универсальные учебные действия: умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками.
Личностные:
- Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
- Понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.
- Осуществление самоконтроля результатов собственной деятельности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемное обучение, развитие исследовательских навыков.
Оборудование урока: доска, карточки для работы в парах для устной и письменной работы, индивидуальные карточки для рефлексии, бланки личностных достижений.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть на уроке. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Наш урок будет разбит на части – этапы и каждый этап вы будете сами оценивать, т.е. проводить самооценку своей работы. Для этого у вас на столах лежат бланки, листы успешности. Давайте с ними познакомимся.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
|
|
2. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
-А теперь скажите как вы справились с домашним заданием? Были ли трудности с его выполнением?
-Назовите компоненты действия сложения.(Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма)
-Перечислите свойства сложения. (переместительное, сочетательное)
-Что называют периметром многоугольника?(Сумма длин всех сторон многоугольника)
-Мы повторили материал прошлого урока и вы показали как хорошо его усвоили (или ещё есть над чем поработать).
- Для того, чтобы успешно прошёл этот урок что от вас потребуется?(Трудолюбие, смекалка, умение применять полученные знания в новой ситуации, стремление к самостоятельному открытию новых знаний.)
- Начнём мы как всегда с устного счёта.
3. Подведение к теме урока.
-На ваших партах лежат карточки с зашифрованным словом. Давайте побудем немного дешифровальщиками и узнаем, что же это за слово.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
|
4. Беседа по формированию задач урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
|
|
5.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Задание парам:
- Обучающимся предлагается решить два примера разными способами
№1 15 – (4+6)
(1 способ 15-10=5; 2 способ 15-4-6=11-6=5; 3 способ 15-6-4=9-4=5).
Обучающиеся работают в парах 5 минут, обсуждаются итоги работы пар.
- Как можно вычесть сумму из числа?
Какую ошибку можно допустить при применении этого свойства?
Помните! При вычитании суммы из числа вычитаем оба слагаемых!
№2 (15+6)-4
(1 способ 21-4=17; 2 способ 15-4+6=11+6=17; 3 способ 6-4+15=2+15=17).
Как вычесть число из суммы?
Обратите внимание, сколько чисел здесь надо вычесть?
Подумайте, всегда ли можно выполнить вычитание числа из суммы тремя способами?
Обучающиеся обсуждают эти решения и формулируют свойство вычитания суммы из числа, свойство вычитания числа из суммы.
6. Основной этап
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
|
|
7. Физминутка
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
|
|
8. Основной этап (продолжение)
«Лови ошибку»
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
|
|
Задача «Путешествие на Луну»
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
|
|
Числовой эксперимент
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
|
|
9. Подведение итогов урока и рефлексия
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
|
|
10. Информация о домашнем задании
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
|
|
11. Завершение урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Лист успешности ученика 5 класса:
Критерии самооценки:
Справился, все было понятно – 2 балла
Справился, но были затруднения – 1 балл
Не справился, многое осталось непонятным – 0 баллов
Этапы урока | Задачи этапа | Самооценка |
Игра «Дешифровальщик» | Быстро и точно выполнять арифметические действия, используя свойства сложения. | |
Постановка задач урока | Учиться грамотно формулировать цели и задачи урока. | |
Выведения свойств вычитания | Четко и грамотно сделал вывод по проделанной работе. | |
Задания на карточке | Без ошибок выполнил задания на карточке | |
Физминутка | Грамотно и четко реагировать на верные и неверные утверждения | |
«Лови ошибку» | Умение находить ошибку и грамотно их исправлять | |
Задача «Полет на Луну» | Умение анализировать и осмысливать текст задачи, верное решение задачи | |
Математический эксперимент «Экономия должна быть экономной» | Развитие навыка анализировать, проводить числовой эксперимент | |
Подведем итог (подсчитай общее количество баллов, заработанное тобой за урок) | ||
Критерии успешности:
18 - 20 баллов – оценка 5, у меня на уроке все получилось
13 – 17 баллов – оценка 4, я старался, но еще есть над чем работать
0 – 12 баллов – мне нужно еще много работать и я обязательно стану успешнее
Приложение № 2
203 | 180 | 161 | 168 | 239 | 142 | 139 | 168 | 137 |
91+37+9= (я)
81+13+109= (в)
52+61+48= (ч)
15+22+105= (а)
46+19+74 = (н)
77+(68+23)= (и)
(46+139)+54= (т)
83+54+37+6 = (ы)
Приложение № 3
Задания:
1. Решить уравнения:
а) x+123=321 б) x-123=321 в) 321-x=123
2. Какое число нужно прибавить к числу 123, чтобы получилась разность чисел 345 и 77
3. Какое число нужно вычесть из числа 543, чтобы получилась сумма чисел 98 и 325
Приложение № 4
Вопросы к физминутке
- От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется.
- Чтобы найти неизвестное вычитаемое нужно из суммы отнять известное слагаемое.
- 0 –натуральное число.
- Координатный луч не чем ни отличается от прямой.
Приложение № 5 «Лови ошибку»
Вычислите: Решение обучающихся:
а)2138-(1138+456) 2138-1138-456=1000-456=544
б)(3456+234)-1456 3456-1456+234=2000+234=2234
Приложение № 6
Задача:
Барон Мюнхгаузен задумал совершить полет на Луну. Причем непременно верхом на ядре. При этом, он сделал некоторые математические выводы: масса ядра 26 кг., масса барона – 69 кг. На сколько кг необходимо похудеть барону, чтобы улететь на Луну, если пушка выстрелит только при одном условии – масса ядра не должна превышать 80 кг.
Приложение № 7
Числовой эксперимент «Экономия должна быть экономной»
Наименование товара | Цены в супермаркетах города (в рублях) | |||
Ашан | Лента | Магнит | Полушка | |
1 кг апельсин | 34 | 48 | 39 | 40 |
1 бутылка лимонада «Пепси» | 43 | 39 | Акция 2 по цене одной 56 | 45 |
1 кг бананов | 67 | 79 | 72 | 65 |
Необходимо купить: 4кг апельсинов, 3кг бананов, 3 бутылки лимонада.
Задача: определить, в какой из супермаркетов города выгоднее всего отправиться за покупкой указанного набора продуктов. При выборе магазина постарайтесь учесть все факторы, требующие затраты денег. Ваши затраты должны быть минимальными.
Выполните необходимые расчеты и дайте ответ на следующие вопросы:
- В какой магазин вы отправитесь?
- Какие факторы повлияли на ваш выбор?
- Какое количество денег у вас останется после похода в магазин, если первоначально вам дали 1 тысячу рублей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в 5 классе "Вычитание натуральных чисел"
Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Вычитание натуральных чисел"...
Презентация по математике в 5 классепо теме "Вычитание смешанных чисел"
Данная презентация разработана для проведения урока в 5 классе по теме "Вычитание смешанных чисел" по учебнику Н.Я.Виленкина. Это урок изучения нового материала....

Урок математики в 5 классе по ФГОС по теме " Вычитание натуральных чисел и его свойства"
Открытый урокпо математике в 5 а классеМОУ « СОШ ст. Тарханы »по теме:« Вычитание натуральных чисели его свойства». Подготовила и провелаучитель математики первой квалифика...

Урок математики в 5 классе по ФГОС по теме " Вычитание натуральных чисел и его свойства"
Технологическая карта урокаУчитель Каргина Ирина ПетровнаПредмет математикаКласс...

Урок математики в 5 классе по ФГОС по теме " Вычитание натуральных чисел и его свойства"
Технологическая карта урокаУчитель Каргина Ирина ПетровнаПредмет математикаКласс...

Урок математики в 5 классе по ФГОС по теме " Вычитание натуральных чисел и его свойства"
Технологическая карта урокаУчитель Каргина Ирина ПетровнаПредмет математикаКласс...

Урок математики в 5 классе по ФГОС по теме " Вычитание натуральных чисел и его свойства"
Технологическая карта урокаУчитель Каргина Ирина ПетровнаПредмет математикаКласс...