Выпускная квалификационная работа
статья по математике

Чеботарева Елена Алексеевна

В документе представлена выпускная квалификационная работа по методике математике по теме "Натуральные числа и нуль" в курсе математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chebotarevaea-var.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

«КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

                                                                                                

Программа профессиональной переподготовки

«Педагогическая деятельность учителя математики»

Тема «Натуральные числа и нуль» в курсе математики

Выпускная квалификационная работа

                                                                       Исполнитель:

Чеботарева Елена Алексеевна

слушатель курсов                                                                  «Педагогическая деятельность учителя математики»

Научный руководитель:

Крохмаль Светлана Владимировна

старший преподаватель

КДЕМЦ НиОО ККИРО

   

                                                                               

Красноярск, 2025

Глава 1. Краткая характеристика темы «Натуральные числа и нуль»

в курсе математики 5 класса

1. Система понятий, изучаемых в теме

- Натуральные числа: определение, свойства, последовательность (1, 2, 3, ...).

- Нуль: определение, отличия от натуральных чисел, его роль в математике.

- Сравнение натуральных чисел: больше, меньше, равно.

- Сложение и вычитание натуральных чисел: правила, свойства (коммутативность, ассоциативность).

- Множество натуральных чисел: обозначение, представление на числовой прямой.

- Применение нуля в арифметических операциях: сложение, вычитание, умножение.

Например – некоторые понятия, изучаемые в теме «Натуральные числа» в 5 классе:

  • Натуральные числа — это числа, которые используются для подсчёта чего-то конкретного, осязаемого. 
  • Натуральный ряд — последовательность всех натуральных чисел, расположенных в порядке возрастания.
  • Наименьшее натуральное число — единица (1). 
  • Наибольшее натуральное число не существует, то есть натуральный ряд бесконечен. 
  • Однозначное натуральное число — число, в составе которого один знак, одна цифра. 
  • Двузначное натуральное число — число, в составе которого два знака, две цифры. 
  • Трёхзначное натуральное число — число, в составе которого три знака, три цифры. 
  • Десятичная запись натурального числа — запись, при которой для записи любого натурального числа можно использовать только цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

2. Предметные и метапредметные результаты

Предметные результаты:

- Учащиеся должны уметь определять и различать натуральные числа и 0 (нуль). Изображать натуральные числа точками на координатной (числовой) прямой.

Критерий освоенного умения: Учащийся правильно называет не менее 5 натуральных чисел и объясняет, почему 0 не является натуральным числом. Изображает точками данные натуральные числа на координатной прямой. Учащийся верно соотносит точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей числом и изображает натуральные числа точками на координатной (числовой) прямой.

- Уметь выполнять операции сложения и вычитания с натуральными числами, включая 0.

Критерий освоенного умения: Учащийся правильно решает не менее 80% заданий на сложение и вычитание, используя натуральные числа и 0 . Учащийся выполняет операции сложения и вычитания с нулем (например, 5 + 0, 3 - 0).

- Уметь сравнивать натуральные числа и применять нуль в различных арифметических задачах. Округлять натуральные числа.

Критерий освоенного умения: Учащийся правильно решает не менее 80% арифметических задач на сложение и вычитание, используя натуральные числа и нуль

Учащийся использует знаки «больше», «меньше» и «равно» для сравнения пар чисел и правильно сравнивает не менее 90% предложенных пар натуральных чисел.

Учащийся округляет натуральные числа до заданного разряда.

Метапредметные результаты:

- Развитие логического мышления: умение строить логические рассуждения при решении задач.

Критерий освоенного умения: Учащийся объясняет свои рассуждения при решении задач, аргументируя свои ответы. Учащийся дает логически обоснованные ответы на 3-5 вопросов, демонстрируя последовательность в рассуждениях.

- Формирование навыков работы с информацией: умение выделять главное, обобщать и делать выводы.

Учащийся правильно выделяет и формулирует план решения и ключевые моменты из задачи, определяет ключевые данные в 4 из 5 предложенных задач.

- Развитие навыков сотрудничества и коммуникации: работа в группах, обсуждение решений задач.

3. Система контроля текущих или итоговых знаний учащихся

Текущий контроль:

- Устные опросы на уроках, проверка понимания понятий.

Например:

1. Какие числа применяются для счета предметов?

2. Назовите первые шестнадцать чисел натурального ряда.

3. Назовите все цифры.

4. Назовите разряды в классе единиц.

5. Назовите по порядку первые 4 класса в записи натуральных чисел.

6. Как читают многозначные числа.

- Решение задач на доске, работа в парах и группах.

Примеры задач:

1) Задумали число, увеличили его на 45 и получили 66. Каким действием можно найти задуманное число? Найдите его.

2) Задумали число, уменьшили его на 45 и получили 66. Найдите задуманное число.

3) Задумали число, увеличили его на 120, результат уменьшили на 49. Получили 200. Найдите задуманное число.

- Тесты и контрольные работы на понимание свойств натуральных чисел и нуля.

Пример теста по теме «Натуральные числа»

  1. Какая из записей обозначает число триста три тысячи двадцать пять?

А. 30325                Б. 30300025          В. 303025                Г.300325

  1. Какая цифра стоит в разряде тысяч в записи числа 1326547?

А. 3                        Б. 2                       В. 5                Г. 6

  1. Укажите правильную запись числа 564 в виде суммы разрядных слагаемых:

А. 500 + 64            Б. 400 + 60            В. 5 + 6 + 4         Г. 500 + 60 + 4

  1. Сравните числа 60201 и 60081:

А. 60201 > 60081          Б. 60201 = 60081       В. 60201 < 60081    Г. Сравнить нельзя

  1. В каком случае числа 2345, 2080, 2549, 2600 записаны в порядке убывания?

А. 2345, 2080, 2549, 2600

Б. 2080, 2345, 2549, 2600

В. 2600, 2549, 2345, 2080

Г. 2600, 2345, 2080, 2549

  1. Запишите наибольшее четырёхзначное число. Ответ: _______________
  2. Определите координаты двух точек, которые удалены от точки С(14) на 6 единиц.

Ответ: _______ и ______

  1. Сравните величины: 240 мин и 3 ч 40мин.

А. 240 мин < 3 ч 40 мин        В. 240 мин > 3 ч 40 мин

Б. 240 мин = 3 ч 40 мин       Г. Нельзя сравнить

  1. Масса груза 37549кг. Сколько это тонн примерно (1т = 1000кг)?

А. 4т                Б. 375т        В. 37т                Г. 38т

Часть 2

  1. Запишите наименьшее четырёхзначное число, используя в записи числа каждую из цифр 0, 2, 4, 6 только один раз. Ответ: ____________________
  2. Число представлено в виде суммы разрядных слагаемых: 600 + 50 + 2. Запишите в виде суммы разрядных слагаемых число, которое получится из данного, если к нему приписать справа два нуля. Ответ: ______________________________
  3.  Найдите координаты точки Р, которая является серединой отрезка КМ, если К(21) и М(29).    А. 23                Б. 24                В. 25                Г. 26
  4. Запишите все двузначные числа, которые можно составить из цифр 0, 3, 5, используя при записи числа каждую цифру один раз.  Сколько всего таких чисел?

А. 3                Б. 4                В. 5                Г. 6

  1. Некоторое число округлили до сотен и получили 43200. Найдите наибольшее число, при округлении которого до сотен получится это число. Ответ: __________

Итоговый контроль:

- Итоговая контрольная работа, включающая задачи на сложение, вычитание, сравнение чисел и применение нуля.

- Проектная работа, где учащиеся могут продемонстрировать свои знания о натуральных числах и нуле через практические задания.

4. Методические особенности изучения темы:

- Использование наглядных пособий: числовые прямые, карточки с числами.

- Применение игровых методов: математические игры, конкурсы, викторины для повышения интереса к теме.

- Введение в тему через практические задачи из жизни: количество предметов, нуль как отсутствие предметов.

- Акцент на взаимодействие учащихся: работа в парах и группах для обсуждения и решения задач.

- Регулярное повторение и закрепление материала с помощью дидактических игр и упражнений.

Заключение

Тема «Натуральные числа и нуль» является основополагающей в изучении математики в 5 классе, так как формирует базовые навыки работы с числами и арифметическими операциями, а также развивает логическое мышление и умение решать задачи. Тема продолжается в курсе математики и далее алгебры во всех остальных классах средней школы.

Глава 2. Технологическая карта урока математики

Класс: 5

Тема раздела: Натуральные числа

Тема урока: Ряд натуральных чисел

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся о натуральных  числах, полученные в начальной школе,

Предметные результаты:  описывать свойства натурального ряда, распознавать натуральные числа, находить

число, которое в натуральном ряду следует за данным числом, и число, которое в натуральном ряду является предыдущим данному числу.

Метапредметные результаты: умение определять понятия, создавать обобщения.

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

I.  Мотивация к учебной деятельности

1) Формирует условия для определения основной цели урока и актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

- Сколько звезд на небе? А травинок в поле? 
Сколько крошек в хлебе? Сколько капель в море? 
На вопросы эти 

Не найти ответ, 
Но сейчас вам, дети, 

Дам один совет. 
Если попытаться 

С цифрами дружить, 
Можно не бояться, 

Жить и не тужить. 
Не бояться, что обидишь 

Ты своих друзей, 
Сосчитаешь и увидишь: 

Просто, без затей 
И конфеты, и игрушки, 

Кукол, книжки и хлопушки 
Можно поровну делить, 

Никого не позабыть. 
Если ты считать умеешь, 

Все науки одолеешь. 
Скажут про тебя ребята: 

"Наш дружок – ума палата". 
А когда пройдут года, 

Будешь взрослым ты тогда. 
Космонавтом, может, станешь, 

До небес рукой достанешь. 
Чтоб в полете не скучать, 

Сможешь звезды сосчитать.     (В.Н. Савичев)

- О чем говорится в стихотворении? (о цифрах) Сколько всего цифр? Назовите их. Что можно записывать с помощью цифр? Сколько всего чисел? Что вы знаете о числах?

2) Создает условия для возникновения у учащихся желания включиться в учебную деятельность («хочу»).

- Какие числа называют натуральными?

- Это и станет темой нашего урока. Сформулируйте ее.

3) Организует осознание учащимися тематических рамок урока («могу»).

- Где мы можем найти информацию по этому вопросу?

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Формулируют тему.

Проговаривают задачи, шаги учебной деятельности

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявления места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний.

Работа с учебником. (устно стр.6 №1-4)

- Натуральными числами называются такие числа, которые мы употребляем при счете предметов.

- Какое число в натуральном ряду стоит на первом месте?

-Назовите самое большое натуральное число.

-Почему такого числа нет?

-Правильно, потому что за каждым натуральным числом следует еще одно натуральное число, за которым следует другое и так далее.  Вот почему все натуральные числа записать невозможно. Поэтому при записи натурального ряда выписывают несколько первых натуральных чисел, после которых ставят многоточие.

Отвечают на вопросы учителя. Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.

III. Построение проекта выхода из затруднения.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий.

Работа с учебником, стр 5-6.

- Какую цель мы перед собой поставим, чтобы изучить тему «Натуральные числа»?

-Давайте составим план, по которому мы будем изучать эту тему.

Формулируют цель урока, составляют и проговаривают план достижения цели на данном этапе, определяют средства, ресурсы и сроки.

IV. Реализация построенного проекта.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящих диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках.

Работа с учебником:

с.6-7 №1-3 выполнение фронтально с комментированием.

Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Работа с учебником: с.7 №4, 6, 8,10 - с комментированием.

Выполняют задания на доске и в тетрадях.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, самопроверку по эталону, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Самостоятельная работа.  

1вариант- стр. 4.№6,7,8.  2 вариант- стр35. №6,7,8

Взаимопроверка по эталону (работа в парах)

- У кого все правильно? -У кого 1 - 2 ошибки?

- В чем причина данной ошибки?

Выполняют задание самостоятельно в тетради, осуществляют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.

VII. Рефлексия  учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности.

-Подведем итог работы на уроке. Какая тема урока? Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли цели? Расскажите, чему вы научились на уроке.

-Оцените свою деятельность на уроке с помощью рефлексивного экрана (заготовки фраз)

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли выполнить.

Осуществляют самооценку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в контексте модульного обучения на примере темы « арифметическая и геометрическая прогрессии»

Цель данной работы: теоретически обосновать и продемонстрировать  как происходит формирование и развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в рамках модульного ...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА - Тема: «Коррекция, как технология социальной работы»

Социальная работа в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление социальной сферы РФ, в связи с этим следует указать на социально-педагогические аспекты социальной р...

Выпускная квалификационная работа на тему «Организация работы в детском физкультурно- спортивном объединении «Кожаный мяч»

Выпускная квалификационная работа  на тему «Организация работы в детском физкультурно- спортивном объединении «Кожаный мяч»...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускной квалификационной работе (дипломной работе)

В Положении прописала нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию дипломной работы обучающегося техникума....

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Выпускные квалификационные работы, курсовые работы

Выпускные квалификационные работы и курсовые работы по методике преподавания английского языка написаны студентами 4-5 курсов отделения "Иностранный язык" Мезенского педагогического колледжа, руководи...

Выпускная квалификационная работа “Как я работаю со своими учениками” По направлению: “Коммуникативная компетентность преподавателя в свете ФГОС”

Статья написана как зачетная работа после прохождения курсов повышения квалификации (108 часов) по программе:“Коммуникативная компетентность преподавателя в свете ФГОС” ...