Выпускная квалификационная работа
статья по математике
В документе представлена выпускная квалификационная работа по методике математике по теме "Натуральные числа и нуль" в курсе математики"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Программа профессиональной переподготовки
«Педагогическая деятельность учителя математики»
Тема «Натуральные числа и нуль» в курсе математики
Выпускная квалификационная работа
Исполнитель:
Чеботарева Елена Алексеевна
слушатель курсов «Педагогическая деятельность учителя математики»
Научный руководитель:
Крохмаль Светлана Владимировна
старший преподаватель
КДЕМЦ НиОО ККИРО
Красноярск, 2025
Глава 1. Краткая характеристика темы «Натуральные числа и нуль»
в курсе математики 5 класса
1. Система понятий, изучаемых в теме
- Натуральные числа: определение, свойства, последовательность (1, 2, 3, ...).
- Нуль: определение, отличия от натуральных чисел, его роль в математике.
- Сравнение натуральных чисел: больше, меньше, равно.
- Сложение и вычитание натуральных чисел: правила, свойства (коммутативность, ассоциативность).
- Множество натуральных чисел: обозначение, представление на числовой прямой.
- Применение нуля в арифметических операциях: сложение, вычитание, умножение.
Например – некоторые понятия, изучаемые в теме «Натуральные числа» в 5 классе:
- Натуральные числа — это числа, которые используются для подсчёта чего-то конкретного, осязаемого.
- Натуральный ряд — последовательность всех натуральных чисел, расположенных в порядке возрастания.
- Наименьшее натуральное число — единица (1).
- Наибольшее натуральное число не существует, то есть натуральный ряд бесконечен.
- Однозначное натуральное число — число, в составе которого один знак, одна цифра.
- Двузначное натуральное число — число, в составе которого два знака, две цифры.
- Трёхзначное натуральное число — число, в составе которого три знака, три цифры.
- Десятичная запись натурального числа — запись, при которой для записи любого натурального числа можно использовать только цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
2. Предметные и метапредметные результаты
Предметные результаты:
- Учащиеся должны уметь определять и различать натуральные числа и 0 (нуль). Изображать натуральные числа точками на координатной (числовой) прямой.
Критерий освоенного умения: Учащийся правильно называет не менее 5 натуральных чисел и объясняет, почему 0 не является натуральным числом. Изображает точками данные натуральные числа на координатной прямой. Учащийся верно соотносит точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей числом и изображает натуральные числа точками на координатной (числовой) прямой.
- Уметь выполнять операции сложения и вычитания с натуральными числами, включая 0.
Критерий освоенного умения: Учащийся правильно решает не менее 80% заданий на сложение и вычитание, используя натуральные числа и 0 . Учащийся выполняет операции сложения и вычитания с нулем (например, 5 + 0, 3 - 0).
- Уметь сравнивать натуральные числа и применять нуль в различных арифметических задачах. Округлять натуральные числа.
Критерий освоенного умения: Учащийся правильно решает не менее 80% арифметических задач на сложение и вычитание, используя натуральные числа и нуль
Учащийся использует знаки «больше», «меньше» и «равно» для сравнения пар чисел и правильно сравнивает не менее 90% предложенных пар натуральных чисел.
Учащийся округляет натуральные числа до заданного разряда.
Метапредметные результаты:
- Развитие логического мышления: умение строить логические рассуждения при решении задач.
Критерий освоенного умения: Учащийся объясняет свои рассуждения при решении задач, аргументируя свои ответы. Учащийся дает логически обоснованные ответы на 3-5 вопросов, демонстрируя последовательность в рассуждениях.
- Формирование навыков работы с информацией: умение выделять главное, обобщать и делать выводы.
Учащийся правильно выделяет и формулирует план решения и ключевые моменты из задачи, определяет ключевые данные в 4 из 5 предложенных задач.
- Развитие навыков сотрудничества и коммуникации: работа в группах, обсуждение решений задач.
3. Система контроля текущих или итоговых знаний учащихся
Текущий контроль:
- Устные опросы на уроках, проверка понимания понятий.
Например:
1. Какие числа применяются для счета предметов?
2. Назовите первые шестнадцать чисел натурального ряда.
3. Назовите все цифры.
4. Назовите разряды в классе единиц.
5. Назовите по порядку первые 4 класса в записи натуральных чисел.
6. Как читают многозначные числа.
- Решение задач на доске, работа в парах и группах.
Примеры задач:
1) Задумали число, увеличили его на 45 и получили 66. Каким действием можно найти задуманное число? Найдите его.
2) Задумали число, уменьшили его на 45 и получили 66. Найдите задуманное число.
3) Задумали число, увеличили его на 120, результат уменьшили на 49. Получили 200. Найдите задуманное число.
- Тесты и контрольные работы на понимание свойств натуральных чисел и нуля.
Пример теста по теме «Натуральные числа»
- Какая из записей обозначает число триста три тысячи двадцать пять?
А. 30325 Б. 30300025 В. 303025 Г.300325
- Какая цифра стоит в разряде тысяч в записи числа 1326547?
А. 3 Б. 2 В. 5 Г. 6
- Укажите правильную запись числа 564 в виде суммы разрядных слагаемых:
А. 500 + 64 Б. 400 + 60 В. 5 + 6 + 4 Г. 500 + 60 + 4
- Сравните числа 60201 и 60081:
А. 60201 > 60081 Б. 60201 = 60081 В. 60201 < 60081 Г. Сравнить нельзя
- В каком случае числа 2345, 2080, 2549, 2600 записаны в порядке убывания?
А. 2345, 2080, 2549, 2600
Б. 2080, 2345, 2549, 2600
В. 2600, 2549, 2345, 2080
Г. 2600, 2345, 2080, 2549
- Запишите наибольшее четырёхзначное число. Ответ: _______________
- Определите координаты двух точек, которые удалены от точки С(14) на 6 единиц.
Ответ: _______ и ______
- Сравните величины: 240 мин и 3 ч 40мин.
А. 240 мин < 3 ч 40 мин В. 240 мин > 3 ч 40 мин
Б. 240 мин = 3 ч 40 мин Г. Нельзя сравнить
- Масса груза 37549кг. Сколько это тонн примерно (1т = 1000кг)?
А. 4т Б. 375т В. 37т Г. 38т
Часть 2
- Запишите наименьшее четырёхзначное число, используя в записи числа каждую из цифр 0, 2, 4, 6 только один раз. Ответ: ____________________
- Число представлено в виде суммы разрядных слагаемых: 600 + 50 + 2. Запишите в виде суммы разрядных слагаемых число, которое получится из данного, если к нему приписать справа два нуля. Ответ: ______________________________
- Найдите координаты точки Р, которая является серединой отрезка КМ, если К(21) и М(29). А. 23 Б. 24 В. 25 Г. 26
- Запишите все двузначные числа, которые можно составить из цифр 0, 3, 5, используя при записи числа каждую цифру один раз. Сколько всего таких чисел?
А. 3 Б. 4 В. 5 Г. 6
- Некоторое число округлили до сотен и получили 43200. Найдите наибольшее число, при округлении которого до сотен получится это число. Ответ: __________
Итоговый контроль:
- Итоговая контрольная работа, включающая задачи на сложение, вычитание, сравнение чисел и применение нуля.
- Проектная работа, где учащиеся могут продемонстрировать свои знания о натуральных числах и нуле через практические задания.
4. Методические особенности изучения темы:
- Использование наглядных пособий: числовые прямые, карточки с числами.
- Применение игровых методов: математические игры, конкурсы, викторины для повышения интереса к теме.
- Введение в тему через практические задачи из жизни: количество предметов, нуль как отсутствие предметов.
- Акцент на взаимодействие учащихся: работа в парах и группах для обсуждения и решения задач.
- Регулярное повторение и закрепление материала с помощью дидактических игр и упражнений.
Заключение
Тема «Натуральные числа и нуль» является основополагающей в изучении математики в 5 классе, так как формирует базовые навыки работы с числами и арифметическими операциями, а также развивает логическое мышление и умение решать задачи. Тема продолжается в курсе математики и далее алгебры во всех остальных классах средней школы.
Глава 2. Технологическая карта урока математики
Класс: 5
Тема раздела: Натуральные числа
Тема урока: Ряд натуральных чисел
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся о натуральных числах, полученные в начальной школе,
Предметные результаты: описывать свойства натурального ряда, распознавать натуральные числа, находить
число, которое в натуральном ряду следует за данным числом, и число, которое в натуральном ряду является предыдущим данному числу.
Метапредметные результаты: умение определять понятия, создавать обобщения.
Ход урока
Этап урока | Действия учителя | Действия учеников |
I. Мотивация к учебной деятельности | 1) Формирует условия для определения основной цели урока и актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). - Сколько звезд на небе? А травинок в поле? Не найти ответ, Дам один совет. С цифрами дружить, Жить и не тужить. Ты своих друзей, Просто, без затей Кукол, книжки и хлопушки Никого не позабыть. Все науки одолеешь. "Наш дружок – ума палата". Будешь взрослым ты тогда. До небес рукой достанешь. Сможешь звезды сосчитать. (В.Н. Савичев) - О чем говорится в стихотворении? (о цифрах) Сколько всего цифр? Назовите их. Что можно записывать с помощью цифр? Сколько всего чисел? Что вы знаете о числах? 2) Создает условия для возникновения у учащихся желания включиться в учебную деятельность («хочу»). - Какие числа называют натуральными? - Это и станет темой нашего урока. Сформулируйте ее. 3) Организует осознание учащимися тематических рамок урока («могу»). - Где мы можем найти информацию по этому вопросу? | Слушают учителя Отвечают на вопросы Формулируют тему. Проговаривают задачи, шаги учебной деятельности |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявления места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний. Работа с учебником. (устно стр.6 №1-4) - Натуральными числами называются такие числа, которые мы употребляем при счете предметов. - Какое число в натуральном ряду стоит на первом месте? -Назовите самое большое натуральное число. -Почему такого числа нет? -Правильно, потому что за каждым натуральным числом следует еще одно натуральное число, за которым следует другое и так далее. Вот почему все натуральные числа записать невозможно. Поэтому при записи натурального ряда выписывают несколько первых натуральных чисел, после которых ставят многоточие. | Отвечают на вопросы учителя. Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. |
III. Построение проекта выхода из затруднения. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий. Работа с учебником, стр 5-6. - Какую цель мы перед собой поставим, чтобы изучить тему «Натуральные числа»? -Давайте составим план, по которому мы будем изучать эту тему. | Формулируют цель урока, составляют и проговаривают план достижения цели на данном этапе, определяют средства, ресурсы и сроки. |
IV. Реализация построенного проекта. | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящих диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках. Работа с учебником: с.6-7 №1-3 выполнение фронтально с комментированием. | Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Работа с учебником: с.7 №4, 6, 8,10 - с комментированием. | Выполняют задания на доске и в тетрадях. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, самопроверку по эталону, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Самостоятельная работа. 1вариант- стр. 4.№6,7,8. 2 вариант- стр35. №6,7,8 Взаимопроверка по эталону (работа в парах) - У кого все правильно? -У кого 1 - 2 ошибки? - В чем причина данной ошибки? | Выполняют задание самостоятельно в тетради, осуществляют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. |
VII. Рефлексия учебной деятельности. | Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности. -Подведем итог работы на уроке. Какая тема урока? Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли цели? Расскажите, чему вы научились на уроке. -Оцените свою деятельность на уроке с помощью рефлексивного экрана (заготовки фраз) | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли выполнить. Осуществляют самооценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в контексте модульного обучения на примере темы « арифметическая и геометрическая прогрессии»
Цель данной работы: теоретически обосновать и продемонстрировать как происходит формирование и развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в рамках модульного ...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА - Тема: «Коррекция, как технология социальной работы»
Социальная работа в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление социальной сферы РФ, в связи с этим следует указать на социально-педагогические аспекты социальной р...

Выпускная квалификационная работа на тему «Организация работы в детском физкультурно- спортивном объединении «Кожаный мяч»
Выпускная квалификационная работа на тему «Организация работы в детском физкультурно- спортивном объединении «Кожаный мяч»...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускной квалификационной работе (дипломной работе)
В Положении прописала нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию дипломной работы обучающегося техникума....

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)
В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Выпускные квалификационные работы, курсовые работы
Выпускные квалификационные работы и курсовые работы по методике преподавания английского языка написаны студентами 4-5 курсов отделения "Иностранный язык" Мезенского педагогического колледжа, руководи...
Выпускная квалификационная работа “Как я работаю со своими учениками” По направлению: “Коммуникативная компетентность преподавателя в свете ФГОС”
Статья написана как зачетная работа после прохождения курсов повышения квалификации (108 часов) по программе:“Коммуникативная компетентность преподавателя в свете ФГОС” ...
