Особенности преподавания математики для детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по математике

Феркуль (Константинова) Алёна Александровна

   В современном обществе одним из основных национальных приоритетов России является создание и обеспечение благополучного и защищенного детства. Одним из основных направлений является обеспечение равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности преподавания математики для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Учитель МКОУ Чумаковской школы-интерната Феркуль А.А.

   В настоящий момент в России наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня мы существуем в исключительно сложной обстановке, нам необходимо вписаться в мир, который уже есть, со всеми его нравственными проблемами. С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год и главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики здоровья и психики каждого ребенка.

   ОВЗ, или ограниченные возможности здоровья — это нарушения физического и (или) психического развития. Педагогика и медицина подходят к ним, исходя из своих задач, и имеют собственные расшифровки.

   В современном обществе одним из основных национальных приоритетов России является создание и обеспечение благополучного и защищенного детства. Одним из основных направлений является обеспечение равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания.

   Основная задача учителя математики заключается в грамотной организации учебного процесса, систематизации учебного материала и доступности его изложения для каждого такого ученика. Учитель математики, работающий с детьми с ОВЗ должен:

  1. не смотреть на детей с ОВЗ как на более слабых, заботиться о психологическом и физическом здоровье учеников, уважать их границы;
  2. выполнять все требования ФГОС, а именно:

• формировать основы гражданской идентичности, основы учебной деятельности;

• охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

• создавать специальные условия для получения образования в соответствие с особенностями, развивать творческий потенциал учеников;

• формировать общую культуру для развития личности;

Дети с задержкой психического равития. Об особенностях работы с такими детьми и пойдет речь в моем докладе.

Проблема, с которой я сталкиваюсь, часто заключается в замедленном восприятии информации, трудности с анализом текса и построении выводов.

Так же для таких детей характерна резкая и частая смена настроения, импульсивность, слабо развит эмоциональный интеллект.

При обучении я учитываю плохую память, невнимательность и быструю утомляемость, поэтому во время урока стараюсь организовывать смену активной работы и отдыха и применяю разнообразные виды работы, например:

а) начинаю урок с заданий, которые тренируют память, внимание;

б) сложные задачи даю в середине урока, когда изученный материал был повторен;

г) использую игровые моменты, и стараюсь связать знания с жизнью ребят.

Действительно, на уроках математики требуется использовать разнообразные методы обучения, которые подходят конкретному ученику, которые сочетают словесные, практические и наглядные методы. В свою очередь они:

• стимулируют у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных учебных задач;

• формируют умение пользоваться имеющимися знаниями;

• имеют четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий;

• содержат достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание материала.

Так же эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ОВЗ является алгоритмизация.

При работе с детьми с ЗПР использую следующие методы проверки знаний:

• индивидуальная проверка

• работа по карточкам

• работа над алгоритмом выполнения задания

• объяснение нового материала обязательно с опорой на наглядность

• выполнение упражнений по учебнику

• тесты.

Для более эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, стремление узнавать на уроке что-то новое, желание и привычку думать.

Таким образом, алгоритм организации учебной деятельности в работе с детьми с ОВЗ может быть следующим:

  1. материал преподносить малыми дозами, с постепенным усложнением;
  2. практиковать многократные повторения и напоминания;
  3. подавать учебный материал эмоционально окрашенным;
  4. чередовать умственную и практическую деятельность;
  5. никогда не спешить;
  6. широко использовать принцип наглядности и доступности в сочетании с принципом научности;
  7. поддерживать и поощрять активность ребенка на уроке;
  8. соблюдать педагогический такт.

Математика, несомненно, один из важнейших предметов, преподаваемых в школе. На этих уроках у учащихся развивается фонематический слух, речь, словарный запас, мелкая моторика рук и многое другое, что помогает в формировании психологических и физических качеств ребенка. Поэтому использование в педагогической практике дидактических игр по математике крайне актуально для детей с ОВЗ.

На различных этапах урока целесообразно использовать упражнения для развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения.

Для детей с ОВЗ также необходимо постоянно работать над развитием речи, формированием умения работать с учебником, справочной литературой. Актуальны задания на развитие памяти и внимания. Внимание школьников развивают, например, задания с нахождением лишнего элемента или его пропуском, исправление ошибок в заданиях. Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток. Решение логических задач позволяет формировать и развивать логическое мышление.

При закреплении учебного материала можно применять следующие типы заданий:

  1. «Математический тренажер»
  2. Раздаточный материал – карточки с заданиями

Особенности организации контроля по математике.

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Важно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике проводится в письменной форме.

Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ.

Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось 35-40 минут, причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но успеть ее проверить.

Нередки случаи, когда у ребенка возникает желание решить контрольную работу ту, которую решает класс. Тогда критерии оценивания за одну и ту же работу будут разниться. Если на оценку «5» ученик должен решить 5 заданий без ошибок, то ребенок с ЗПР на оценку «5» решает 3 задания.

Критерии оценивания детей с ОВЗ определяет школа и учитель, в частности самостоятельно, основываясь на особенностях развития каждого ребенка. Рекомендовано при оценивании ребенка  стараться избегать неудовлетворительной оценки.

Подводя итоги, хочу еще раз акцентировать внимание на том, что при обучении детей с ЗПР требуется

1.Смена различных видов деятельности во время урока во избежание отвлечения внимания и переутомления учащихся.

2. Активное использование наглядного материала, опорных алгоритмов и памяток.

3. Опора на опыт ребенка во время объяснения нового материала.

4. Повторение пройденного материала. Построение объяснения нового материала с опорой на полученные ранее знания.

5. Использование во время урока заданий, направленных на развитие тех или иных психических процессов учащихся: внимания, памяти, восприятия, мышления.

И мы должны все с вами помнить, что каждый ребенок обладает уникальными особенностями, интересами, способностями и учебными потребностями. Задача школы – не только дать качественное образование, но и научить детей существовать в обществе людей с разными способностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания информатики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье описываются особенности преподавания информатики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с ЗПР, рассматриваются задачи коррекционно–развивающего обучения обучающихся с О...

« ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ТМНР особая роль принадлежит педагогу-психологу. Говоря о работе педагогу-психологу, мы имеем в виду не просто псих...

Выступление на МО "Особенности духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что       он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает сам...

«Особенности обучения немецкому языку детей с ограниченными возможностями здоровья»

Данная разработка может быть использована учителями иностранных языков, работающие с детьми с ОВЗ по программе VII вида....

Буклет "Особенности речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Информационный буклет об особенностях речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья....

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

У детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с умственной отсталостью, имеются как общие недостатки, так и специфические трудности, связанные непосредственно с выраженностью и характеро...