Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Практикум по математике» для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (вариант АООП 9.1.) 10-12 класс
рабочая программа по математике (10 класс)
Настоящая программа рассчитана на обучающихся 10-12 классов с НОДА и УО.
Цель: подготовка обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к практическому применению в жизни знаний по геометрии и умений действовать с величинами (мерами измерения), способствующих овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи:
• формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
• коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
• формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Распределение учебного материала осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 157.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»
111395, Москва, ул. Молдагуловой, д.6А sk31@edu.mos.ru Телефон: 8 (499) 374-11-31 http://schiv31.mskobr.ru
«Рассмотрено» на заседании МО ______Феоктистова Л.Н. «22.08.2023 г.» | «Согласовано» заместитель директора Кошелева Н.В. «23.08. 2023 г.» | «Утверждаю» Директор ГКОУ СКОШИ №31 Середкина Е.Ю. «23.08. 2023 г.» |
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Практикум по математике» для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (вариант АООП 9.1.)
10-12 класс (9 класс/второй год обучения,
9 класс/третий год обучения, 9 класс/четвёртый год обучения)
Составитель: Говенько Ю.К.
Москва, 2023 год
- Пояснительная записка
Цель реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся ГКОУ СКОШИ № 31 с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) и умственной отсталостью — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Цель реализации программы по учебному предмету «Практикум по математике» - овладение обучающимися данной категории математическими знаниями и компетенциями, необходимыми для жизни в современном обществе и освоения доступных профессионально-трудовых навыков.
Рабочая программа составлена на основании нормативно- правовых документов:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)” (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).
- Приказа Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Письма Министерства образования и науки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ СКОШИ № 31.
2. Общая характеристика учебного предмета
Настоящая программа рассчитана на обучающихся 10-12 классов с НОДА и УО.
Цель: подготовка обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к практическому применению в жизни знаний по геометрии и умений действовать с величинами (мерами измерения), способствующих овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи:
• формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
• коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
• формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Распределение учебного материала осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций.
3. Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Практикум по математике» входит в предметную область «Математика» и относится к части, формируемой участниками образовательного процесса, учебного плана ГКОУ СКОШИ № 31 по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата для 5-12 классов. Настоящая программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Количество часов в неделю, отводимых на изучение предмета «Практикум по математике», составляет:
- для 10-х классов 1 час, в год - 34 часов (34 учебные недели);
- для 11-х классов 1 час, в год - 34 часов (34 учебные недели);
- для 12-х классов 1 час, в год - 34 часов (34 учебные недели)
Итого за курс обучения 102 часа.
Возможно изменение количества часов в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры. Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять разного рода расчеты, применять формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков и др.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. При обучении детей с НОДА и умственной отсталостью математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин (география, информатика, финансовая грамотность, биология, основы социальной жизни и др.). Таким образом, для школьников математика является значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры.
5. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В результате освоения предметного содержания курса «Практикум по математике» у обучающихся предполагается формирование личностных и предметных результатов освоения АООП.
Планируемые личностные результаты:
- уметь работать в группе: уметь сотрудничать и вести совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- уметь ориентироваться в учебнике, по таблицам и у доски;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
- понимать важность бережного отношения к природе, своему здоровью и здоровью других людей;
- иметь представление о связи математики с окружающим миром;
- ответственно относиться к учению, проявлять интерес к предмету;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- уметь слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
- знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
- выполнять устно арифметические действия с целыми числами, полученными при счете и при измерении в пределах 1 000 000 (легкие случаи);
- выполнять письменно арифметические действия с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000 и проверку вычислений путем использования микрокалькулятора; выполнять сложение и вычитание с обыкновенными дробями, имеющими одинаковые знаменатели;
- решать все простые задачи, составные задачи в 3-4 арифметических действия;
- решать арифметические задачи, связанные с программой профильного труда;
- распознавать, различать и называть геометрические фигуры (точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб) и тела (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
- строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии;
- вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда (куба);
- применять математические знания для решения профессиональных трудовых задач.
Достаточный уровень:
- знать табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
- знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема; записывать числа, полученные при измерении площади и объема, в виде десятичной дроби;
- выполнять устно арифметические действия с целыми числами, полученными при счете и при измерении в пределах 1 000 000 (легкие случаи);
- выполнять письменно арифметические действия с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000 (все случаи) и проверку вычислений с помощью обратного арифметического действия;
- решать все простые задачи, составные задачи в 3-5 арифметических действий;
- решать арифметические задачи, связанные с программой профильного труда;
- решать задачи экономической направленности;
- распознавать, различать и называть геометрические фигуры (точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб) и тела (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
- строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии;
- вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда (куба);
- вычислять длину окружности, площадь круга;
- применять математические знания для решения профессиональных трудовых задач.
6. Содержание учебного предмета.
Единицы измерения и их соотношения. Величины (длина, стоимость, масса, емкость, время, площадь, объем) и единицы их измерения. Единицы измерения земельных площадей: ар (1 а), гектар (1 га). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Запись чисел, полученных при измерении площади и объема, в виде десятичной дроби и обратное преобразование.
Арифметические действия. Устные вычисления(сложение, вычитание, умножение, деление) с числами в пределах 1 000 000 (легкие случаи).
Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 (все случаи). Проверка вычислений с помощью обратного арифметического действия.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами, без преобразования и с преобразованием в пределах 1 000 000. Умножение и деление целых чисел, полученных при счете и при измерении, на однозначное, двузначное и трехзначное число (несложные случаи).
Арифметические задачи.
Задачи на движение в одном и противоположном направлении двух тел.
Простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления периметра многоугольника, площади прямоугольника (квадрата), объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Арифметические задачи, связанные с программой профильного труда.
Задачи экономической направленности, связанные с расчетом бюджета семьи, расчетом оплаты коммунальных услуг, налогами, финансовыми услугами банков, страховыми и иными социальными услугами, предоставляемыми населению.
Геометрический материал.
Распознавание, различение геометрических фигур (точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб) и тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус).
Свойства элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур и линий.
Взаимное положение прямых в пространстве: наклонные, горизонтальные, вертикальные. Уровень, отвес.
Симметрия. Ось, центр симметрии.
Построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии.
Вычисление периметра многоугольника, площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Вычисление длины окружности, площади круга. Сектор, сегмент.
Геометрические формы в окружающем мире.
7. Форма организации учебного предмета и основные виды учебной деятельности
Методы и приемы обучения:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);
- наглядные (наблюдение, демонстрация, просмотр);
- практические (упражнения, карточки, тесты);
- частично-поисковый.
Формы обучения:
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная.
Для реализации основных целей и задач курса математики применяются разнообразные типы уроков:
- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
- урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
- урок проверки знаний;
- урок работы над ошибками;
- комбинированный урок;
- нестандартные уроки (урок-сказка, урок-викторина, урок-игра и др.).
Виды деятельности обучающихся:
- работа с учебником;
- умение сравнивать;
- умение давать определения понятиям;
- умение моделировать;
- умение делать выводы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
Занятия проводятся в классно-урочной форме. Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:
- объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.;
- закрепление изученного материала с использованием разноуровневого вариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
- обобщение и систематизация пройденного материала с использованием математических игр;
- контроль полученных знаний и умений с использованием разноуровневых самостоятельных и контрольных работ, тестовых заданий.
8.Распределение часов по темам предмета
10 класс (3 ч. в неделю)
№ п\п | Раздел | Кол-во часов |
1. | Повторение. | 3 |
2. | Действия с числами, полученными при измерении. | 7 |
3. | Построение геометрических фигур. | 5 |
4. | Геометрические тела. | 5 |
5. | Площадь геометрических фигур. | 6 |
6. | Симметрия. | 2 |
7. | Объём геометрических тел. | 5 |
8. | Повторение. | 1 |
Итого: | 34 |
Перечень контрольных работ
№ п/п | Тема |
1. | Контрольное тестирование (диагностика) |
2. | Контрольное тестирование (итоговое) |
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел. Тема урока. | Кол-во часов | Воспитательный потенциал | Форма деятельности |
Повторение (3 ч) | ||||
1. | Контрольное тестирование (диагностика) | 1 | − побуждение школьников соблюдать принципы учебной дисциплины и самоорганизации; − установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих привлечению их внимания к изучаемой на уроке информации. | Выработка единых для всех правил проведения и хода урока. Мультимедийные презентации. Познавательные беседы, обсуждение полученной информации. Взаимопроверка и самопроверка заданий. Программы – тренажеры. Тест. |
2. | Луч. Прямая. Отрезок. | 1 | ||
3. | Линейные меры длины. Их соотношения. | 1 | ||
Действия с числами, полученными при измерении (7 ч) | ||||
4. | Числа, полученные при измерении величин. Преобразование. | 1 | - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих активизации их познавательной деятельности; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через решение проблемных ситуаций; − применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; -применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. | Познавательные беседы, обсуждение полученной информации. Мультимедийные презентации. Игровые ситуации и процедуры на уроке. Взаимопроверка и самопроверка заданий. Программы – тренажеры. |
5. | Запись целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями. | 1 | ||
6. | Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин. | 1 | ||
7. | Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин. | 1 | ||
8. | Деление чисел, полученных при измерении величин, на однозначное число. | 1 | ||
9. | Деление чисел, полученных при измерении величин, на однозначное число. | 1 | ||
10. | Решение арифметических задач с числами, полученными при измерении величин. | 1 | ||
Построение геометрических фигур (5 ч) | ||||
11. | Взаимное расположение двух прямых на плоскости. | 1 | - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих активизации их познавательной деятельности; − организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. | Познавательные беседы, обсуждение полученной информации. Мультимедийные презентации. Игровые ситуации и процедуры на уроке. Взаимопроверка и самопроверка заданий. Групповые и индивидуальные творческие работы. |
12. | Ломаная линия. Виды ломаной линии: замкнутая, незамкнутая. | 1 | ||
13. | Треугольники. Виды треугольников. | 1 | ||
14. | Построение треугольников. | 1 | ||
15. | Параллелограмм. Ромб. | 1 | ||
Геометрические тела (5 ч) | ||||
16. | Геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, куб. | 1 | − привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; -применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. − применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. | Мультимедийные презентации. Познавательные беседы, обсуждение полученной информации. Игровые ситуации и процедуры на уроке. Групповые и индивидуальные творческие работы. Программы – тренажеры. |
17. | Развертка прямоугольного параллелепипеда, куба. | 1 | ||
18. | Шар. Сечение шара. | 1 | ||
19. | Цилиндр. Развертка цилиндра.
| 1 | ||
20. | Конусы. Усеченный конус. Развертка конуса. | 1 | ||
Площадь геометрических фигур (6 ч) | ||||
21. | Площадь боковой и полной поверхности куба. | 1 | - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через решение проблемных ситуаций; − привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; − организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. | Мультимедийные презентации. Познавательные беседы, обсуждение полученной информации. Программы – тренажеры. Взаимопроверка и самопроверка заданий. |
22. | Площадь боковой и полной поверхности прямоугольного параллелепипеда. | 1 | ||
23. | Круг и окружность. Длина окружности. | 1 | ||
24. | Площадь геометрической фигуры. Нахождение площади. | 1 | ||
25. | Площадь прямоугольника, квадрата. | 1 | ||
26. | Площадь круга. | 1 | ||
Симметрия (2 ч) | ||||
27. | Построение симметричных фигур относительно оси симметрии. | 1 | − привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; − инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников. | Мультимедийные презентации. Познавательные беседы, обсуждение полученной информации. Групповые и индивидуальные творческие работы. |
28. | Построение симметричных фигур относительно центра симметрии. | 1 | ||
Объём геометрических тел (5 ч) | ||||
29. | Объем геометрического тела. Единицы измерения объёма. | 1 | − привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; − организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. | Мультимедийные презентации. Познавательные беседы, обсуждение полученной информации. Программы – тренажеры. Тест. |
30. | Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда. | 1 | ||
31. | Решение задач на вычисление объёма. | 1 | ||
32. | Контрольное тестирование (итоговое) | 1 | ||
33. | Работа над ошибками. | 1 | ||
Повторение (1 ч) | ||||
34. | Построение геометрических фигур, вычисление периметра и площади. | 1 | − применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. | Игровые ситуации и процедуры на уроке. Проведение интеллектуальных игр. |
11 класс (3 ч. в неделю)
№ п\п | Раздел | Кол-во часов |
1. | Повторение. | 4 |
2. | Действия с числами, полученными при измерении. | 7 |
3. | Построение геометрических фигур. | 6 |
4. | Геометрические тела. | 5 |
5. | Симметрия. | 2 |
6. | Площадь геометрических фигур. | 3 |
7. | Объём геометрических фигур. | 3 |
8. | Повторение. | 4 |
Итого: | 34 |
Перечень контрольных работ
№ п/п | Тема |
1 | Контрольное тестирование (диагностика) |
2 | Контрольное тестирование (итоговое) |
Тематическое планирование
№ | Раздел. Тема урока. | Кол-во часов | Воспитательный потенциал | Форма деятельности |
Повторение (4 ч) | ||||
1. | Контрольное тестирование (диагностика) | 1 | − побуждение школьников соблюдать принципы учебной дисциплины и самоорганизации; − установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих привлечению их внимания к изучаемой на уроке информации. | Выработка единых для всех правил проведения и хода урока. Мультимедийные презентации. Познавательные беседы, обсуждение полученной информации. Взаимопроверка и самопроверка заданий. Программы – тренажеры. Тест. |
2. | Отрезок. Измерение отрезков. | 1 | ||
3. | Меры длины. Их соотношения. | 1 | ||
4. | Луч. Прямая. | 1 | ||
Действия с числами, полученными при измерении (7 ч) | ||||
5. | Числа, полученные при измерении величин. Преобразование. | 1 | - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через решение проблемных ситуаций; − включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний; -применение на уроке групповых форм работы или в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; − организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; − применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. | Познавательные беседы, обсуждение полученной информации. Игровые ситуации и процедуры на уроке. Мультимедийные презентации. Взаимопроверка и самопроверка заданий. Программы – тренажеры. Тесты. Зачеты в электронных приложениях.
|
6. | Запись целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями. | 1 | ||
7. | Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин. | 1 | ||
8. | Умножение чисел, полученных при измерении величин, на однозначное число. | 1 | ||
9. | Деление чисел, полученных при измерении величин, на однозначное число. | 1 | ||
10. | Решение задач с числами, полученными при измерении величин. | 1 | ||
11. | Решение задач на движение | 1 | ||
Построение геометрических фигур (6 ч ) | ||||
12. | Виды углов. Измерение углов. | 1 | - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через решение проблемных ситуаций; − организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; -применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми | Познавательные беседы, обсуждение полученной информации. Игровые ситуации и процедуры на уроке. Мультимедийные презентации. Групповые и индивидуальные творческие работы. Взаимопроверка и самопроверка заданий. Программы – тренажеры. |
13. | Ломаные линии. Построение многоугольников. | 1 | ||
14. | Параллелограмм. Ромб. | 1 | ||
15. | Виды треугольников. Построение треугольников. | 1 | ||
16. | Круг и окружность. Линии окружности | 1 | ||
17. | Длина окружности. Вычисление длины окружности. | 1 | ||
Геометрические тела (5 ч) | ||||
18. | Прямоугольный параллелепипед. Куб. | 1 | − привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; -использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через решение проблемных ситуаций. | Мультимедийные презентации. Познавательные беседы, обсуждение полученной информации. Программы – тренажеры. Групповые и индивидуальные творческие работы. Взаимопроверка и самопроверка заданий. |
19. | Развёртка куба. | 1 | ||
20. | Пирамида – геометрическое тело. Развертка пирамиды. | 1 | ||
21. | Цилиндр – геометрическое тело. Развёртка цилиндра. | 1 | ||
22. | Конус – геометрическое тело. Развёртка цилиндра. | 1 | ||
Симметрия (2 ч) | ||||
23. | Симметричные фигуры. Построение симметричных фигур относительно прямой. | 1 | − инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников; − привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. | Мультимедийные презентации. Познавательные беседы, обсуждение полученной информации. Групповые и индивидуальные творческие работы. |
24. | Построение симметричных фигур относительно точки. | 1 | ||
Площадь геометрических фигур (3 ч) | ||||
25. | Единицы площади. Площадь круга. | 1 | − привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; − применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. | Мультимедийные презентации. Взаимопроверка и самопроверка заданий. Программы – тренажеры. Игровые ситуации и процедуры на уроке. |
26. | Площадь геометрических фигур. Нахождение площади прямоугольника. | 1 | ||
27. | Решение задач на вычисление площади геометрических фигур. | 1 | ||
Объём геометрических фигур (3 ч) | ||||
28. | Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда. | 1 | − привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через решение проблемных ситуаций. | Мультимедийные презентации. Взаимопроверка и самопроверка заданий. Игровые ситуации и процедуры на уроке. Программы – тренажеры. |
29. | Разные единицы объема в метрической системе мер. | 1 | ||
30. | Решение задач на вычисление объема геометрических фигур. | 1 | ||
Повторение (4 ч ) | ||||
31. | Нахождение периметра и площади. | 1 | − применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; -отработка и закрепление социально-бытовых навыков. | Познавательные беседы, обсуждение полученной информации. Программы – тренажеры. Проведение интеллектуальных игр. Тест. |
32. | Нахождение объема. | 1 | ||
33. | Контрольное тестирование (итоговое) | 1 | ||
34. | Работа над ошибками. | 1 | ||
12 класс (3 ч. в неделю)
№ п\п | Раздел | Кол-во часов |
1. | Повторение. | 3 |
2. | Числа, полученные при измерении величин. | 6 |
3. | Построение геометрических фигур. | 5 |
4. | Геометрические тела. | 6 |
5. | Симметрия. | 2 |
6. | Площадь геометрических фигур. | 4 |
7. | Объём геометрических тел. | 5 |
8. | Повторение. | 3 |
Итого: | 34 |
Перечень контрольных работ
№ п/п | Тема |
1. | Контрольное тестирование (диагностика) |
2. | Контрольное тестирование (итоговое) |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Воспитательный потенциал | Форма деятельности |
Повторение (3 ч) | ||||
1. | Контрольное тестирование (диагностика) | 1 | − побуждение школьников соблюдать принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих активизации их познавательной деятельности; -использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через решение проблемных ситуаций. | Выработка единых для всех правил проведения и хода урока. Мультимедийные презентации. Познавательные беседы, обсуждение полученной информации. Игровые ситуации, и процедуры на уроке. Программы – тренажеры. Тест. |
2. | Отрезок. Измерение отрезков. Меры длины. | 1 | ||
3. | Луч, прямая. Взаимное расположение прямых на плоскости. | 1 | ||
Числа, полученные при измерении величин (6 ч) | ||||
4. | Единицы измерения. Преобразование чисел, полученных при измерении. | 1 | − установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих привлечению их внимания к изучаемой на уроке информации; − применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; − организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. | Познавательные беседы, обсуждение полученной информации. Мультимедийные презентации. Познавательные игры. Программы – тренажеры. Зачеты в электронных приложениях. |
5. | Запись чисел, полученных при измерении, в виде десятичной дроби. | 1 | ||
6. | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой. | 1 | ||
7. | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами. | 1 | ||
8. | Решение задач с числами, полученными при измерении. | 1 | ||
9. | Решение задач на движение. | |||
Построение геометрических фигур (5 ч) | ||||
10. | Виды углов. Измерение углов. | 1 | -установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих активизации их познавательной деятельности; -использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через решение проблемных ситуаций; − организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. | Познавательные беседы, обсуждение полученной информации. Мультимедийные презентации. Групповые и индивидуальные творческие работы. Взаимопроверка и самопроверка заданий. Программы – тренажеры. |
11. | Ломаные линии и многоугольники. | 1 | ||
12. | Треугольники. Длины сторон треугольника. Построение треугольников. | 1 | ||
13. | Виды четырехугольников. Параллелограмм, ромб. | 1 | ||
14. | Круг и окружность. Вычисление длины окружности. | 1 | ||
Геометрические тела (6 ч) | ||||
15. | Параллелепипед. Рисование параллелепипеда. | 1 | − привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через решение проблемных ситуаций; - применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. | Мультимедийные презентации. Познавательные беседы, обсуждение полученной информации. Программы – тренажеры. Групповые и индивидуальные творческие работы. Взаимопроверка и самопроверка заданий. |
16. | Площадь боковой и полной поверхности прямоугольного параллелепипеда. | 1 | ||
17. | Развертка прямоугольного параллелепипеда. | 1 | ||
18. | Пирамида. Элементы пирамиды. Развертка пирамиды. | 1 | ||
19. | Цилиндр. Элементы цилиндра. Развертка цилиндра. | 1 | ||
20. | Конус. Элементы конуса. Развертка конуса. | 1 | ||
Симметрия (2 ч) | ||||
21. | Осевая симметрия Построение фигур, симметричных друг другу относительно прямой. | 1 | − привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, -использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через решение проблемных ситуаций; − инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников. | Мультимедийные презентации. Познавательные беседы, обсуждение полученной информации. Групповые и индивидуальные творческие работы. Взаимопроверка и самопроверка заданий. Программы – тренажеры. |
22. | Центральная симметрия. Построение фигур, симметричных друг другу относительно точки. | 1 | ||
Площадь геометрических фигур (4 ч) | ||||
23. | Площадь прямоугольника. Единицы измерения площади. | 1 | − привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; − применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. | Мультимедийные презентации. Взаимопроверка и самопроверка заданий. Программы – тренажеры. Игровые ситуации и процедуры на уроке. |
24. | Выражение чисел, полученных при измерении в виде десятичных дробей. | 1 | ||
25. | Площадь круга. | 1 | ||
26. | Решение задач на нахождение площади геометрических фигур. | 1 | ||
Объём геометрических тел (5 ч) | ||||
27. | Объём тела. Единицы объёма. | 1 | − привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через решение проблемных ситуаций. | Мультимедийные презентации. Взаимопроверка и самопроверка заданий. Игровые ситуации и процедуры на уроке. Программы – тренажеры. |
28. | Измерение объёма прямоугольного параллелепипеда. | 1 | ||
29. | Задачи на вычисление объёма. | 1 | ||
30. | Действия с числами, полученными при измерении. | 1 | ||
31. | Контрольное тестирование (итоговое) | 1 | ||
Повторение (3 ч) | ||||
32. | Решение задач на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). | 1 | − применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; -отработка и закрепление социально-бытовых навыков. | Познавательные беседы, обсуждение полученной информации. Программы – тренажеры. Проведение интеллектуальных игр. Тест. |
33. | Нахождение периметра и площади фигур. | 1 | ||
34. | Нахождение объема. | 1 | ||
9. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично). Оценивается степень самостоятельности выполнения задания или ответа. Критерии оценки предметных результатов на основе индивидуального и дифференцированного подходов: «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий, «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. На уроках математики могут использоваться следующие формы контроля:
- ведение тетради (вес оценки 1);
- домашнее задание (вес оценки 1);
- математический диктант (вес оценки 2);
- опрос (вес оценки 1);
- практическая работа (вес оценки 2);
- решение задач (вес оценки 2);
- тест (вес оценки 2);
- устный счет (вес оценки 1);
- учебное задание (вес оценки 1);
- цифровое домашнее задание (вес оценки 1);
- контрольная работа (вес оценки 3);
Тексты контрольно- измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями ребёнка от 2-х до 4-х вариантов. В начале года проводится входная диагностическая работа. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). Мониторинг качества знаний и степени облученности в течении всего учебного года, включая административный контроль в середине учебного года. На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 - 20 минут на уроке, контрольные работы 40 мин. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам.
Устный опрос обучающихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по математике.
При оценке устных ответов принимается во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- Последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.
Оценка «4» - при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя.
Оценка «3» - материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся.
Оценка «2» - незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя и учащихся.
Письменная проверка знаний и умений обучающихся:
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными — это зависит от цели работы и объема проверяемого материала.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены: 1-3 простые задачи, примеры в одно действие, математический диктант, сравнение чисел, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
Критерии оценивания письменных работ обучающихся.
Комбинированные работы
Оценка «5»- вся работа выполнена без ошибок
Оценка «4»- 2-3 негрубые ошибки
Оценка «3»- решены простые задачи, но не решена составная, или решена 1 из 2 составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий
Оценка «2»- не решены задачи, но сделаны попытки их решить, выполнено менее половины других заданий.
Примеры и другие задания, без задач:
Оценка «5»- все задания выполнены правильно
Оценка «4»- 1-2 негрубые ошибки
Оценка «3»- 1-2 грубые ошибки и 3-4 негрубых
Оценка «2»- 3-4 грубые ошибки и ряд негрубых
Оценка «1»- допущены ошибки в выполнении большей части заданий
Грубые ошибки:
- неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил - неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных);
- Неумение правильно выполнять измерения и построение геометрических фигур.
Негрубые ошибки:
- ошибки в списывании числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий;
- нарушения в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей;
- Небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, за исключением написания слов и словосочетаний сугубо математических (названия компонентов и результатов действий, величин и т.п.)
10. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение:
- Антропов А. П., Ходот А. Ю., Ходот Т. Г. Математика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: «Просвещение», 2021
- Перова М. Н., Яковлева И. М. Математика. 9 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2018.
- Методические рекомендации. Математика 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2020.
- Библиотека МЭШ
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Математика» предполагает использование:
- учебно-методических комплексов, включающих учебники на печатной основе;
- дидактического материала в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычислительных навыков, калькуляторов и другие средства;
- демонстрационного материала ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);
- демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; развертки геометрических тел;
- видеофрагментов и других информационных объектов (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающих основные темы курса математики;
- настольных развивающих игр;
- электронных игр развивающего характера.
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного учебного предмета Практикум по математике
Авторская программа элективного учебного предмета Практикум по математике...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАКТИКУМ ПО МАТЕМАТИКЕ» 10 класс
Программа «Практикума по математике» включает в себя разделы основной и средней школ по математике и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу. Она предназначена для повыш...

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающи...

Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обуч...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса со сложной структурой дефекта....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Практикум по математике» для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (10-12 год обучения)
Настоящая программа рассчитана на обучающихся 10-12 классов с НОДА и УО.Цель: подготовка обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) и умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

Рабочая программа учебного предмета «Труд (технология)» общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 Профиль «Швейное дело» для обучающихся 7 класса
В рамках профиля «Швейное дело» программа нацелена на подготовку обучающихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья. Первично происходит зн...



