Проект "Проценты в нашей жизни"
проект по математике (5 класс)

Куликова Наталия Сергеевна

Проект "Проценты в нашей жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protsenty_v_nashey_zhizni.docx48.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

Региональный конкурс проектов

«Хочу все знать!»

Тема: Проценты в нашей жизни

Автор работы:

Иванова Юлиана Дмитриевна, 5в класс.

Руководитель:

Куликова Наталия Сергеевна, учитель математики.

Энгельс, 2025

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………...…………………………………………...………3

1 История возникновения процентов……..………………………………………..4

2 Основные задачи на проценты (алгоритм решения)…………………………….5

3 Проценты в школьной жизни……………………………………………………..7

4 Проценты в современной жизни………………………………………………….9

5 Результаты социологического опроса по теме: «Проценты в нашей жизни»….…………………………………………………………………………...11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………….……13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………14

ВВЕДЕНИЕ

Проценты - это одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А понимание процентов и умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимы каждому человеку.  

Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает все сферы нашей жизни: школьную, научную, хозяйственную, экономическую, финансовую, демографическую, сферу здоровьесбережения и другие. Изучение процентов, получение возможности решать разные задачи с их применением продиктовано самой жизнью,  ведь с  процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни на каждом шагу.

Познакомившись с процентами в первый раз в 5 классе, мы вдруг стали замечать, что они  сопровождают нас повсюду:  не только в школе (на уроках математики, географии, биологии, истории, физики, химии и т.д.), но и в повседневной жизни: при определении статистических данных в разных областях, при оплате коммунальных услуг, на работе родителей при выплате заработной платы и налоговых, пенсионных, прочих удержаний из нее, в банке при  оплате  кредита или получении накоплений по вкладу, в СМИ, в интернете и т.д.

На хорошем уровне ориентироваться в мире процентов не так уж и просто!  Тема «Проценты» нас  очень  заинтересовала и  увлекла,  поэтому  мы и решили провести исследования на эту тему, познакомить одноклассников  с  результатами  исследования,  привлечь  и их внимание к этой  актуальной  для  всех  нас теме.

Цель работы: показать, что тема «проценты» имеет широкое практическое применение в разных сферах жизни человека.

Задачи работы:

1. Изучить историю происхождения процента.

2. Систематизировать знания и умения по теме «Проценты», полученные в 5 и 6  классах.

3. Определить сферу практического применения процентов.

1 История возникновения процентов

Интересно происхождение обозначения процента. В переводе с латыни «процент» - сотая часть. Была придумана его специальная запись: %. Говорят, что этот знак, признанный всем миром, возник из-за ошибки наборщика в Париже в 1685 г, у которого сломалась литера.  Но существует версия, что знак % происходит от итальянского pro cento (сто), которое в процентных расчетах часто сокращенно писалось cto. Отсюда путем дальнейшего сокращения в скорописи буква t превратилась в наклонную черту «/», возник современный знак процента.

                                                 pro cento - cento - cto - c/o - %

Запись отношений стала удобнее, исчезли нули и запятая, а символ % сразу указывает, что перед нами  относительная величина, а не граммы, литры, рубли или метры.

Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами  деньги,  которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Римляне брали с должника лихву  (т. е. деньги сверх того,  что дали в долг). При этом говорили: «На каждые 100 сестерциев долга                                  заплатить 16 сестерциев лихвы».

Проценты были известны индусам ещё в пятом веке нашей эры. Это неудивительно, потому что в Индии с давних пор счёт вёлся в десятичной системе счисления.

В Европе десятичные дроби появились на 1000 лет позже, их ввел бельгийский учёный Симон Стевин. Он же в 1584 году впервые опубликовал таблицы процентов.

Употребление термина «процент» в России начинается в конце XVIII в. Долгое время под процентами понималось исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Далее проценты стали применяться в медицине, химии и пр.

Со временем люди научились извлекать из вещества его компоненты, составляющие тысячные доли от массы самого вещества. Тогда, чтобы вводить нули и запятую, ввели новую величину: <промилле> - тысячную часть, которую обозначили так ‰, и вместо 0,6% стали писать 6‰.

Понятие «процент» применялось сначала только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты широко стали применяться в хозяйственных и финансовых расчетах,  статистике,  науке  и  технике, пр. В современном мире без процентов просто невозможно обходиться.  

       Проценты - одно из математических понятий, которое часто встречаются в повседневной жизни и современного человека. Можно прочитать или услышать, например, что:

  •  во время паводка  затоплено 70% территории,
  •  в выборах приняли участие 53% избирателей,
  • успеваемость в классе 72%,
  • банк начисляет 7,5% годовых,
  • жирность молока составляет 3,2% ,
  • материал содержит 100% хлопка,  
  • скидка на электротовары в конце года в магазине составила 15%, и т.д.

     Проценты находят свое применение:

  • при изучении  школьных предметов таких, как в математика, история, географии, химия, биология, физика, пр.
  • в медицине,
  • в науке,
  • в промышленности,
  • в социологии,
  • в  банковской системе,                                                                          
  • в торговле,  
  • в кулинарии,
  • в статистике,
  • в налоговой политике и т.д.

2 Основные задачи на проценты (алгоритм решения)

Процент (лат.  «pro  centum»,  — на сотню) — одна  сотая доля.                

Обозначается знаком «%».

Используется для обозначения доли чего-либо по отношению к                    целому, например, 1 процент – 1 сотая часть числа 100:  1/100 = 1%

Проценты — удобная относительная  мера, позволяющая производит действия с числами в привычном для  человека формате,  вне зависимости от размера самих чисел. Это своего рода масштаб,  к  которому  можно  привести  любое число.

       Сотая часть числа        –     1%

       Десятая часть числа     –   10%

       Пятая часть числа           –   20%

       Четвёртая часть числа  –   25%

       Половина                       –   50%

       Три четверти числа        –  75%

Мы можем использовать проценты и для обозначения  разных величин, например:

     Один сантиметр - 1%  от  одного метра.

     Одна копейка - 1%  от одного рубля.

     Один килограмм - 1%  от одного центнера.

Основные задачи на проценты:

1)Нахождение процента от числа (Чтобы найти Х % от У, надо У·0,01· Х)

2)Нахождение числа по его проценту. (Если известно, что Х% числа У равно А, то У=А:0,01: Х)

3)Нахождение процентного отношения двух чисел (Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел умножить на 100%).

Таблица 1 - Алгоритм решения основных задач на проценты

Основная задача

Способ решения

задачи (по формуле)

Способ решения

задачи  (дробный)

Общий алгоритм решения задачи

(пропорциональный)

Примеры решения задач

Нахождение процента от числа

Чтобы найти Х % от У, надо           У· 0,01· Х

Выразить проценты в виде дроби

 

Умножить дробь на число

Составить  пропорцию.

Найти неизвестный член  пропорции.

Найти 10% от  50 кг пшеницы.

Решение:10% = 0,1

50 · 0,1= 5(кг)

Ответ: 10% от 50кг пшеницы

 равны 5 кг.

Нахождение числа по его проценту.

Если  известно,

что Х% числа У равно А, то  

У= А : 0,01: Х

Выразить проценты в виде дроби

Разделить число на дробь

Найти длину  доски, если 25%  

ее длины составляет 40 см.

Решение:40 см - 25%,

25% = 0,25,

40 : 0,25=160(см)

Ответ: длина всего бруска

равна 160 см.

Нахождение процентного отношения двух чисел

Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел умножить на100%

Составить отношение  чисел

Умножить дробь на 100%

Найти сколько процентов

составляют 6г сахара в

растворе массой 150г.

Решение:

6/150 · 100% = 4%

Ответ: 6г сахара составляют

 4% раствора.

Примеры основных задач на проценты

Задача на нахождение процентов от числа

     Найти 25 % от 24.

Способ 1 (дробный).                                                          

Переведем проценты в дробь: 25% = 25/100 = 1/4        

Найдем дробь от числа: 24 · 1/4 = 6                                                                    

Ответ: 6.                                                                                      

Способ 2  (пропорциональный).                                                                                                      

Составим пропорцию:

24 – 100%

х–25%                                                                                                                                                                                    Найдем неизвестный член  пропорции:   х = (24 · 25) : 100 =  6          

Ответ: 6.                                            

Задача на нахождение числа по значению его процентов

Найти число, 25 % от которого равны 24.                  

Способ 1 (дробный).                                                                                                                            Переведем проценты в дробь: 25% = 25/100 = ¼          

Найдем число по значению дроби: 24: 1/4  =  96                                                

Ответ: 96                                                                            

Способ 2  (пропорциональный).                                                                                            Составим пропорцию:

 х -  100%              

24  -   25%                                                                                                                                                                                                   Найдем неизвестный член  пропорции: х = (24 · 100%) : 25% =96                                                                                              

Ответ: 96.

Задача на нахождение процентного отношения.                                                                                                                                                                      

Найти, сколько процентов  12 составляет от 30.

Способ 1 (дробный).                              

Составим отношение : 12/ 30 = 2/5                                                      

Умножим отношение на 100%:                                  

 2/5  · 100% = 40%                                                    

Ответ: 40%                                      

Способ 2  (пропорциональный)                                              

Составим пропорцию:   30 – 100%                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                          12 -    х%            

Найдем неизвестный член  пропорции:  х = (12 · 100%) : 30 = 40%                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Ответ: 40%

3 Проценты в школьной жизни

Покажем, как  можно использовать проценты  в школе.                                                 Можно  найти процентное количество мальчиков и девочек в классе,  отличительных признаков  всех детей (например, по цвету глаз),  их успеваемости;  посчитать процент учащихся начального и среднего звена, старшеклассников, процент классов, занимающихся  в  1 и 2 смену,  количество учителей, имеющих высшую и первую категорию, не имеющих ее. Аналогично можно посчитать проценты   по разным  темам в школе,  по разным предметам школьной программы и т.п.

Наш  класс  в  процентах

 Процент девочек и мальчиков в классе

Всего в 5В классе 23 человека (100%),

из них 13 девочек (56%), 10 мальчиков (44%).

Успеваемость по математике

Успеваемость по математике - 100% (20 чел.),  

из них: учатся на «5»  - 1 чел. (4%) ,

на «4» - 8 чел. (35%),

на «3» - 14 чел.  (61%)

Цвет глаз в нашем классе

В нашем классе имеют: карие глаза - 10 чел. (44%),  голубые –
5 чел. (22%),  зелёные – 3 чел. (12%),  серые -5 чел. (22%).

Задачи на проценты по разным школьным предметам

Математика:

На сколько % увеличится площадь прямоугольника, если  его длину увеличить на 30%, а ширину - на 20%?

( ( 1+0,3)(1+0,2) - 1 = 0,56 · 100% = 56%)

Физкультура:

На лыжных соревнованиях  Александр М. пробежал дистанцию за 1мин 48 сек, а Иван Т. - на 15% быстрее. Какой   результат показал  Иван Т.? (108сек - 0,15 · 108 сек = 91,8 сек)

Химия:                                                                                                                                                                                                       Сплав содержит 62% олова и 38% свинца. Сколько граммов  олова и сколько свинца в 400г сплава? (  1)400 · 0,62=248(г олова); 2)400 · 0,38=152(г свинца) ).

 География:  

Общая площадь России - 17125,2 тыс.км2

Площадь Липецкой области - 24,1 тыс.км2

(24,1 ·  100% ) : 17100 = 0, 14% - занимает площадь Липецкой области на территории России)                                    

Биология

Дуб был посажен на 32 года раньше сосны. Сколько  лет каждому дереву, если возраст сосны составляет  80%  возраста дуба?  (х - 0,8х = 32, х=160(лет дубу) , 0,8х = 0,8 · 160 =  128 (лет сосне).

Физика

Средняя скорость бегуна на короткие дистанции составляет 10 м/с, а средняя скорость пешехода на 82% меньше. Какова средняя скорость пешехода? ( х = (10 · 82%) : 100% = 8,2 (м/с); 10 – 8,2 = 1,,8(м/с) – средняя скорость пешехода).

История      

Российская императрица Екатерина III (Алексеевна) Великая правила в России 34 года, что составляет 89% от периода правления русского царя (с 1721 года первого российского императора) Петра I Великого. Сколько лет правил Петр I Великий? ( (34 · 100%) :  89% = 36 (лет правил Петр I Великий) ).  

4 Проценты в современной жизни

На примере распределения семейного бюджета нашей семьи в процентах мы решили показать важность процентов в современной жизни.

Деньги, которые обещают работнику при приёме на работу, не попадают в таком количестве в его семейный бюджет, равно как и работодатель не тратит на работника ту сумму денег, которая заявлена как «официальная зарплата». Ежемесячно от зарплаты работников работодателем отчисляется: в Пенсионный фонд – ; в фонд социального страхования – ; фонд социального страхования от несчастных случаев – ; в фонд регионального медицинского страхования – . Итого:  от официальной зарплаты работника работодатель выплачивает в различные фонды. В то же время налог, отчисляемый от зарплаты работника, который называется «НДФЛ», составляет  от официальной заработной платы работника.

Рассмотрим пример: официальная зарплата мужчины –  рублей, попробуем узнать, в какую сумму она обходится работодателю, и сколько денег она получает и вносит в семейный бюджет.

Сначала посчитаем, сколько денег тратит работодатель на содержание работника. Для этого узнаем, сколько денег сверх официальной зарплаты выплачивает работодатель различным фондам:. Значит, всего работодатель выплачивает за одного сотрудника:. Перейдём теперь к семейному бюджету, так как налог на заработную плату составляет , то на руки мужчина получает (в процентах):  А теперь посчитаем, сколько рублей мужчина вносит в бюджет семьи: . С ним также проживает женщина, которая получает на руки 13000 руб. В итоге получается следующая схема семейного бюджета за один месяц (таблица 2).

Таблица 2 – Схема семейного бюджета за один месяц

Сумма (в рублях)

Часть от общего дохода

Доход мужчины

17400

57%

Доход женщины

13000

43%

Общий доход

30400

100%

Расход

25000

82%

Остаток

5400

18%

Таким образом, больше всего в бюджет семьи вкладывает мужчина, доходы семьи немного превышают расходы. А теперь рассмотрим, из чего состоят расходы семейного бюджета за один месяц (таблица 3).

Таблица 3 – Схема расходов за один месяц

Наименование

Сумма (в рублях)

Часть от расходов

Часть от всей суммы бюджета

Коммунальные услуги

2250

9%

7%

Оплата мобильной связи

700

2,8%

2%

Питание

7575

30,3%

25%

Одежда и обувь

4600

18,4%

15%

Кредит

5750

23%

19%

Транспортные расходы

600

2,4%

2%

Лекарства

1150

4,6%

4%

Развлечения

350

1,4%

1%

Сладости

1725

6,9%

6%

Прочие расходы

300

1,2%

1%

Итог

25000

100%

82%

Таким образом, становится видно, что наибольшая часть денег тратится на питание, а меньше всего на развлечения и прочие расходы.

Также нами были составлены и решены следующие практические задачи.

1. В случае неуплаты земельного налога городу в установленный срок (не позднее 15 сентября), начисляется пеня в размере 0,2% неперечисленных сумм за каждый день просрочки (полный месяц считается равным 30 дням). Какую сумму нужно будет заплатить за земельный налог, равный 80 руб., в случае уплаты его до 20 февраля следующего года?
(   1) 6 · 30 + 5 = 185 дней от 15 сентября до 20 февраля;   2) 80 · (1 + 0,2% ·185 : 100% ) = 109,6 (руб.) - нужно будет заплатить за земельный налог в случае несвоевременной оплаты.).

2.  Найдите размер пени за несвоевременную квартирную плату, если за 20 дней просрочки сумма квартирной платы увеличилась с 80 до 96 рублей.
( (96 – 80) : 20  · 100% : 80 = 1% -  размер пени за 1 день.)

3.  Магазин «Эльдорадо» проводит распродажу компьютерной техники со скидкой 12%. Ребёнок просит родителей купить ноутбук по старой цене 25 тыс. рублей. Сколько придётся заплатить за этот товар с учётом скидки?                                                                                                                    ( 1 способ: 1) 100%  - 12%  =  88%;   2) 25 · 88%  :  100%  =  22 (тыс.руб.);                                                                                                                                    2 способ: 25 · (1 - 0,12) =  22(тыс.руб.) – нужно заплатить за товар  с учетом скидки )

4.  Доход нашей семьи за месяц составляет 25600 рублей. На питание расходуется 15000 рублей в месяц, коммунальные услуги обходятся в 3900 руб., электроэнергия – 300 руб. Какой процент от всего бюджета составляют расходы на питание, коммунальные услуги и электроэнергию?                                                                                                                                                                       (  1) 15000 + 3900 + 300 = 19200;  2) 19200  · 100% : 25600  = 75% -  расходы на  питание,  коммунальные услуги и электроэнергию).

 5.  Отец Максима Д.  взял в банке 300 тыс. рублей в кредит под 12,5% годовых сроком на 3 года.   Какую сумму  он  должен выплачивать банку ежемесячно?                                                                                                                         (  1) 12 · 3 = 36 (мес.);  2) 300 · (1 + 0,125) : 36 = 9,375 (тыс.руб.) – ежемесячная выплата банку по кредиту)

6. По Липецкому избирательному округу №114 на выборах в Госдуму РФ   за  своих  кандидатов проголосовало 229665 избирателей, из них  56,28%
проголосовало за Борцова Н.И. Сколько избирателей проголосовало за     Борцова Н.И., если всего было подсчитано 100%  голосов?                                                 (229665 · 56,28% : 100% = 130255 (избирателе)– проголосовало за  Борцова Н.И.)

5 Результаты социологического опроса по теме: «Проценты в нашей жизни»        

Как часто человеку в повседневной жизни приходится сталкиваться с информацией,  содержательной составляющей  которой  являются проценты?      Просмотрев разные печатные периодические издания (газеты, журналы),    некоторые сайты в Интернете, можно сделать вывод, что человек находится в информационном поле, заполненном сплошь и рядом процентами. Вот лишь некоторые выдержки из разного рода информационных источников.

1. Москва «РИА. Новости» 6 декабря 2015г. С 5 октября по 5 декабря 2015 года проходила Всероссийская интернет- перепись учителей, организованная РИА Новости при поддержке Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования (МАМСО) в рамках работы "Социальный навигатор". По данным интернет-переписи, почти все участники (94%) имеют дома компьютер, а на работе лишь три четвертых участников (74%), интернетом на работе могут воспользоваться лишь 62% педагогов. Среди других трудностей, которые возникают у учителей при использовании Интернета в работе, они называют отсутствие времени (более 45%), низкая скорость интернет-подключения (46%), платность образовательных интернет-ресурсов (почти 30%).

2. Статья из радела «Образование» «Отозвать можно лишь раз».  По данным ВЦИОМ, 10% первокурсников признались, что пользовались шпаргалками на ЕГЭ. При этом 85% отметили, что получили свои баллы абсолютно честно - без шпаргалок и подсказок с мобильника. Можно ли сдать ЕГЭ на 100 баллов, опираясь лишь на собственные силы, без репетиторов и дополнительных занятий после уроков? Исследование показало: 52% высокобальников уверены, что это возможно. А вот 35% опрошенных родителей и учителей полагают, что одних лишь усилий школьного учите ля и самого ученика мало. Большим подспорьем в подготовке школьников к единому государственному экзамену выпускники считают открытые банки заданий. В прошлом году около 55 % школьников пользовались этими базами данных. В текущем учебном году смотрели задания или будут это делать 70 % учеников

Цель опроса - изучение общего мнения по теме «Проценты в нашей жизни».                                                          
         Опрос проводился среди следующих категорий:
-   среди учащихся  5Б, 5А, 5В классов;  
-   среди учителей школы №3 (выборочно);
-   среди родителей 5Б, 5А, 5В классов.
         Опрос  велся  по 2  направлениям:  

 1.    Считаете ли вы необходимым в современной жизни уметь  выполнять процентные вычисления?  

Да – 90%, нет – 5%, затрудняюсь ответить – 5%.

2. Вам  часто приходится выполнять процентные вычисления в   жизненных ситуациях?  

Да – 74%, нет – 26%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Велика роль процентов в повседневной жизни.                                                                           Выполнение данной исследовательской работы  мы  начали с изучения истории возникновения процента, в результате чего выяснилось, что их появление связано непосредственно с развитием торговли. По сей день проценты являются одним из важнейших инструментов процветания не только торговли, но и банковского дела.  

Понимая  суть процентных вычислений  можно узнать много интересного в различных научных областях. Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Учащиеся встречаются с процентами на уроках физики, химии, при чтении газет, просмотре телепередач, при посещении магазинов.

Уметь грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления должен каждый современный учащийся. Действительно, тема «проценты» имеет важное практическое применение, и знание понятия процентов, умение находить проценты от числа, или число по процентам необходимы каждому современному человеку, хотя бы для того, что бы разбираться в большем потоке информации.

Предлагаемая работа «Проценты в нашей жизни» демонстрирует   применение  процентных вычислений к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Предложенный познавательный материал способствует не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

               Таким образом, в ходе реализации исследовательской работы на основании проделанной работы мы показали, что процент - постоянный спутник нашей жизни. Тем самым достигнув поставленные цели и задачи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Боровских, А.В. Что такое процент? Математика в высшем образовании. – 2010. – №8. – С. 75-84.
  2. Валиева, Ю.Н. Проценты в прошлом и настоящем Математика. Первое сентября. – 2012. – №9. – С. 13-15.
  3. Мерзляк, А. Г. Математика. 5 класс – М. : Вентана-Граф, 2013. – 304 с.
  4. Зиганшина, Р. Р. Задачи на простой и сложный процентный рост в обучении математике. Научные труды Sworld. – 2015. – №2. – С. 27-31.
  5. Виленкин Н.Я. Математика. Учебник для 5 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2005.
  6. Виленкин Н.Я. Математика. Учебник для 6 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2005.
  7. Кузнецова Л.В., Бунимович Е.А., Пигарев Б.П., Суворова С.Б. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за  курс основной школы.- Москва «Дрофа», 2001г.
  8. Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. – Москва: Дрофа, 2003г.
  9. Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Суворова С.Б. Изучение процентов в основной школе //Математика в школе, 2002, №1.
  10. Глейзер Г.И. История математики в школе (4-6 кл.): пособие для учителей. М.:                                                                                                                                           Просвещение, 1981.
  11.  А. П. Савин. Для чего нужны проценты // Квант. 1986. №2.
  12. Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты //Математика в школе, 1998, №4
  13. Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября», №46, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: Здоровый образ жизни. Гигиена в нашей жизни.

Содержание классного часа способствует формированию знаний у учащихся понятия о науке гигиене; навыков использования знаний в области гигиены в повседневной жизни. Форма проведения классного часа: рол...

Природа – наши корни, начало нашей жизни

Экологическая игра для 6 класса...

Хлеб – наша жизнь и наше богатство

Цели:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;Воспитывать у учащихся бережное отношение и уважение к хлебу и людям,...

Здоровый образ жизни наша жизнь

Методическая разработка спортивного праздника....

Наш район, наша жизнь, наши достижения.

Сейчас много пишут о том, что у нас в школе «не так», забывая о положительных сторонах нашей жизни. В данной статье мне хотелось чуть «окрасить» в светлые тона нашу действительность! Статья была напис...

Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")

В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...