Проект "Проценты в нашей жизни"
проект по математике (5 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
Региональный конкурс проектов
«Хочу все знать!»
Тема: Проценты в нашей жизни
Автор работы:
Иванова Юлиана Дмитриевна, 5в класс.
Руководитель:
Куликова Наталия Сергеевна, учитель математики.
Энгельс, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………...…………………………………………...………3
1 История возникновения процентов……..………………………………………..4
2 Основные задачи на проценты (алгоритм решения)…………………………….5
3 Проценты в школьной жизни……………………………………………………..7
4 Проценты в современной жизни………………………………………………….9
5 Результаты социологического опроса по теме: «Проценты в нашей жизни»….…………………………………………………………………………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………….……13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………14
ВВЕДЕНИЕ
Проценты - это одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А понимание процентов и умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимы каждому человеку.
Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает все сферы нашей жизни: школьную, научную, хозяйственную, экономическую, финансовую, демографическую, сферу здоровьесбережения и другие. Изучение процентов, получение возможности решать разные задачи с их применением продиктовано самой жизнью, ведь с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни на каждом шагу.
Познакомившись с процентами в первый раз в 5 классе, мы вдруг стали замечать, что они сопровождают нас повсюду: не только в школе (на уроках математики, географии, биологии, истории, физики, химии и т.д.), но и в повседневной жизни: при определении статистических данных в разных областях, при оплате коммунальных услуг, на работе родителей при выплате заработной платы и налоговых, пенсионных, прочих удержаний из нее, в банке при оплате кредита или получении накоплений по вкладу, в СМИ, в интернете и т.д.
На хорошем уровне ориентироваться в мире процентов не так уж и просто! Тема «Проценты» нас очень заинтересовала и увлекла, поэтому мы и решили провести исследования на эту тему, познакомить одноклассников с результатами исследования, привлечь и их внимание к этой актуальной для всех нас теме.
Цель работы: показать, что тема «проценты» имеет широкое практическое применение в разных сферах жизни человека.
Задачи работы:
1. Изучить историю происхождения процента.
2. Систематизировать знания и умения по теме «Проценты», полученные в 5 и 6 классах.
3. Определить сферу практического применения процентов.
1 История возникновения процентов
Интересно происхождение обозначения процента. В переводе с латыни «процент» - сотая часть. Была придумана его специальная запись: %. Говорят, что этот знак, признанный всем миром, возник из-за ошибки наборщика в Париже в 1685 г, у которого сломалась литера. Но существует версия, что знак % происходит от итальянского pro cento (сто), которое в процентных расчетах часто сокращенно писалось cto. Отсюда путем дальнейшего сокращения в скорописи буква t превратилась в наклонную черту «/», возник современный знак процента.
pro cento - cento - cto - c/o - %
Запись отношений стала удобнее, исчезли нули и запятая, а символ % сразу указывает, что перед нами относительная величина, а не граммы, литры, рубли или метры.
Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Римляне брали с должника лихву (т. е. деньги сверх того, что дали в долг). При этом говорили: «На каждые 100 сестерциев долга заплатить 16 сестерциев лихвы».
Проценты были известны индусам ещё в пятом веке нашей эры. Это неудивительно, потому что в Индии с давних пор счёт вёлся в десятичной системе счисления.
В Европе десятичные дроби появились на 1000 лет позже, их ввел бельгийский учёный Симон Стевин. Он же в 1584 году впервые опубликовал таблицы процентов.
Употребление термина «процент» в России начинается в конце XVIII в. Долгое время под процентами понималось исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Далее проценты стали применяться в медицине, химии и пр.
Со временем люди научились извлекать из вещества его компоненты, составляющие тысячные доли от массы самого вещества. Тогда, чтобы вводить нули и запятую, ввели новую величину: <промилле> - тысячную часть, которую обозначили так ‰, и вместо 0,6% стали писать 6‰.
Понятие «процент» применялось сначала только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты широко стали применяться в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике, пр. В современном мире без процентов просто невозможно обходиться.
Проценты - одно из математических понятий, которое часто встречаются в повседневной жизни и современного человека. Можно прочитать или услышать, например, что:
- во время паводка затоплено 70% территории,
- в выборах приняли участие 53% избирателей,
- успеваемость в классе 72%,
- банк начисляет 7,5% годовых,
- жирность молока составляет 3,2% ,
- материал содержит 100% хлопка,
- скидка на электротовары в конце года в магазине составила 15%, и т.д.
Проценты находят свое применение:
- при изучении школьных предметов таких, как в математика, история, географии, химия, биология, физика, пр.
- в медицине,
- в науке,
- в промышленности,
- в социологии,
- в банковской системе,
- в торговле,
- в кулинарии,
- в статистике,
- в налоговой политике и т.д.
2 Основные задачи на проценты (алгоритм решения)
Процент (лат. «pro centum», — на сотню) — одна сотая доля.
Обозначается знаком «%».
Используется для обозначения доли чего-либо по отношению к целому, например, 1 процент – 1 сотая часть числа 100: 1/100 = 1%
Проценты — удобная относительная мера, позволяющая производит действия с числами в привычном для человека формате, вне зависимости от размера самих чисел. Это своего рода масштаб, к которому можно привести любое число.
Сотая часть числа – 1%
Десятая часть числа – 10%
Пятая часть числа – 20%
Четвёртая часть числа – 25%
Половина – 50%
Три четверти числа – 75%
Мы можем использовать проценты и для обозначения разных величин, например:
Один сантиметр - 1% от одного метра.
Одна копейка - 1% от одного рубля.
Один килограмм - 1% от одного центнера.
Основные задачи на проценты:
1)Нахождение процента от числа (Чтобы найти Х % от У, надо У·0,01· Х)
2)Нахождение числа по его проценту. (Если известно, что Х% числа У равно А, то У=А:0,01: Х)
3)Нахождение процентного отношения двух чисел (Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел умножить на 100%).
Таблица 1 - Алгоритм решения основных задач на проценты
Основная задача | Способ решения задачи (по формуле) | Способ решения задачи (дробный) | Общий алгоритм решения задачи (пропорциональный) | Примеры решения задач | |
Нахождение процента от числа | Чтобы найти Х % от У, надо У· 0,01· Х | Выразить проценты в виде дроби
Умножить дробь на число | Составить пропорцию. Найти неизвестный член пропорции. | Найти 10% от 50 кг пшеницы. Решение:10% = 0,1 50 · 0,1= 5(кг) Ответ: 10% от 50кг пшеницы равны 5 кг. | |
Нахождение числа по его проценту. | Если известно, что Х% числа У равно А, то У= А : 0,01: Х | Выразить проценты в виде дроби Разделить число на дробь | Найти длину доски, если 25% ее длины составляет 40 см. Решение:40 см - 25%, 25% = 0,25, 40 : 0,25=160(см) Ответ: длина всего бруска равна 160 см. | ||
Нахождение процентного отношения двух чисел | Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел умножить на100% | Составить отношение чисел Умножить дробь на 100% | Найти сколько процентов составляют 6г сахара в растворе массой 150г. Решение: 6/150 · 100% = 4% Ответ: 6г сахара составляют 4% раствора. |
Примеры основных задач на проценты
Задача на нахождение процентов от числа
Найти 25 % от 24.
Способ 1 (дробный).
Переведем проценты в дробь: 25% = 25/100 = 1/4
Найдем дробь от числа: 24 · 1/4 = 6
Ответ: 6.
Способ 2 (пропорциональный).
Составим пропорцию:
24 – 100%
х–25% Найдем неизвестный член пропорции: х = (24 · 25) : 100 = 6
Ответ: 6.
Задача на нахождение числа по значению его процентов
Найти число, 25 % от которого равны 24.
Способ 1 (дробный). Переведем проценты в дробь: 25% = 25/100 = ¼
Найдем число по значению дроби: 24: 1/4 = 96
Ответ: 96
Способ 2 (пропорциональный). Составим пропорцию:
х - 100%
24 - 25% Найдем неизвестный член пропорции: х = (24 · 100%) : 25% =96
Ответ: 96.
Задача на нахождение процентного отношения.
Найти, сколько процентов 12 составляет от 30.
Способ 1 (дробный).
Составим отношение : 12/ 30 = 2/5
Умножим отношение на 100%:
2/5 · 100% = 40%
Ответ: 40%
Способ 2 (пропорциональный)
Составим пропорцию: 30 – 100%
12 - х%
Найдем неизвестный член пропорции: х = (12 · 100%) : 30 = 40% Ответ: 40%
3 Проценты в школьной жизни
Покажем, как можно использовать проценты в школе. Можно найти процентное количество мальчиков и девочек в классе, отличительных признаков всех детей (например, по цвету глаз), их успеваемости; посчитать процент учащихся начального и среднего звена, старшеклассников, процент классов, занимающихся в 1 и 2 смену, количество учителей, имеющих высшую и первую категорию, не имеющих ее. Аналогично можно посчитать проценты по разным темам в школе, по разным предметам школьной программы и т.п.
Наш класс в процентах
Процент девочек и мальчиков в классе
Всего в 5В классе 23 человека (100%),
из них 13 девочек (56%), 10 мальчиков (44%).
Успеваемость по математике
Успеваемость по математике - 100% (20 чел.),
из них: учатся на «5» - 1 чел. (4%) ,
на «4» - 8 чел. (35%),
на «3» - 14 чел. (61%)
Цвет глаз в нашем классе
В нашем классе имеют: карие глаза - 10 чел. (44%), голубые –
5 чел. (22%), зелёные – 3 чел. (12%), серые -5 чел. (22%).
Задачи на проценты по разным школьным предметам
Математика:
На сколько % увеличится площадь прямоугольника, если его длину увеличить на 30%, а ширину - на 20%?
( ( 1+0,3)(1+0,2) - 1 = 0,56 · 100% = 56%)
Физкультура:
На лыжных соревнованиях Александр М. пробежал дистанцию за 1мин 48 сек, а Иван Т. - на 15% быстрее. Какой результат показал Иван Т.? (108сек - 0,15 · 108 сек = 91,8 сек)
Химия: Сплав содержит 62% олова и 38% свинца. Сколько граммов олова и сколько свинца в 400г сплава? ( 1)400 · 0,62=248(г олова); 2)400 · 0,38=152(г свинца) ).
География:
Общая площадь России - 17125,2 тыс.км2
Площадь Липецкой области - 24,1 тыс.км2
(24,1 · 100% ) : 17100 = 0, 14% - занимает площадь Липецкой области на территории России)
Биология
Дуб был посажен на 32 года раньше сосны. Сколько лет каждому дереву, если возраст сосны составляет 80% возраста дуба? (х - 0,8х = 32, х=160(лет дубу) , 0,8х = 0,8 · 160 = 128 (лет сосне).
Физика
Средняя скорость бегуна на короткие дистанции составляет 10 м/с, а средняя скорость пешехода на 82% меньше. Какова средняя скорость пешехода? ( х = (10 · 82%) : 100% = 8,2 (м/с); 10 – 8,2 = 1,,8(м/с) – средняя скорость пешехода).
История
Российская императрица Екатерина III (Алексеевна) Великая правила в России 34 года, что составляет 89% от периода правления русского царя (с 1721 года первого российского императора) Петра I Великого. Сколько лет правил Петр I Великий? ( (34 · 100%) : 89% = 36 (лет правил Петр I Великий) ).
4 Проценты в современной жизни
На примере распределения семейного бюджета нашей семьи в процентах мы решили показать важность процентов в современной жизни.
Деньги, которые обещают работнику при приёме на работу, не попадают в таком количестве в его семейный бюджет, равно как и работодатель не тратит на работника ту сумму денег, которая заявлена как «официальная зарплата». Ежемесячно от зарплаты работников работодателем отчисляется: в Пенсионный фонд –
; в фонд социального страхования –
; фонд социального страхования от несчастных случаев –
; в фонд регионального медицинского страхования –
. Итого:
от официальной зарплаты работника работодатель выплачивает в различные фонды. В то же время налог, отчисляемый от зарплаты работника, который называется «НДФЛ», составляет
от официальной заработной платы работника.
Рассмотрим пример: официальная зарплата мужчины –
рублей, попробуем узнать, в какую сумму она обходится работодателю, и сколько денег она получает и вносит в семейный бюджет.
Сначала посчитаем, сколько денег тратит работодатель на содержание работника. Для этого узнаем, сколько денег сверх официальной зарплаты выплачивает работодатель различным фондам:
. Значит, всего работодатель выплачивает за одного сотрудника:
. Перейдём теперь к семейному бюджету, так как налог на заработную плату составляет
, то на руки мужчина получает (в процентах):
А теперь посчитаем, сколько рублей мужчина вносит в бюджет семьи:
. С ним также проживает женщина, которая получает на руки 13000 руб. В итоге получается следующая схема семейного бюджета за один месяц (таблица 2).
Таблица 2 – Схема семейного бюджета за один месяц
Сумма (в рублях) | Часть от общего дохода | |
Доход мужчины | 17400 | 57% |
Доход женщины | 13000 | 43% |
Общий доход | 30400 | 100% |
Расход | 25000 | 82% |
Остаток | 5400 | 18% |
Таким образом, больше всего в бюджет семьи вкладывает мужчина, доходы семьи немного превышают расходы. А теперь рассмотрим, из чего состоят расходы семейного бюджета за один месяц (таблица 3).
Таблица 3 – Схема расходов за один месяц
Наименование | Сумма (в рублях) | Часть от расходов | Часть от всей суммы бюджета |
Коммунальные услуги | 2250 | 9% | 7% |
Оплата мобильной связи | 700 | 2,8% | 2% |
Питание | 7575 | 30,3% | 25% |
Одежда и обувь | 4600 | 18,4% | 15% |
Кредит | 5750 | 23% | 19% |
Транспортные расходы | 600 | 2,4% | 2% |
Лекарства | 1150 | 4,6% | 4% |
Развлечения | 350 | 1,4% | 1% |
Сладости | 1725 | 6,9% | 6% |
Прочие расходы | 300 | 1,2% | 1% |
Итог | 25000 | 100% | 82% |
Таким образом, становится видно, что наибольшая часть денег тратится на питание, а меньше всего на развлечения и прочие расходы.
Также нами были составлены и решены следующие практические задачи.
1. В случае неуплаты земельного налога городу в установленный срок (не позднее 15 сентября), начисляется пеня в размере 0,2% неперечисленных сумм за каждый день просрочки (полный месяц считается равным 30 дням). Какую сумму нужно будет заплатить за земельный налог, равный 80 руб., в случае уплаты его до 20 февраля следующего года?
( 1) 6 · 30 + 5 = 185 дней от 15 сентября до 20 февраля; 2) 80 · (1 + 0,2% ·185 : 100% ) = 109,6 (руб.) - нужно будет заплатить за земельный налог в случае несвоевременной оплаты.).
2. Найдите размер пени за несвоевременную квартирную плату, если за 20 дней просрочки сумма квартирной платы увеличилась с 80 до 96 рублей.
( (96 – 80) : 20 · 100% : 80 = 1% - размер пени за 1 день.)
3. Магазин «Эльдорадо» проводит распродажу компьютерной техники со скидкой 12%. Ребёнок просит родителей купить ноутбук по старой цене 25 тыс. рублей. Сколько придётся заплатить за этот товар с учётом скидки? ( 1 способ: 1) 100% - 12% = 88%; 2) 25 · 88% : 100% = 22 (тыс.руб.); 2 способ: 25 · (1 - 0,12) = 22(тыс.руб.) – нужно заплатить за товар с учетом скидки )
4. Доход нашей семьи за месяц составляет 25600 рублей. На питание расходуется 15000 рублей в месяц, коммунальные услуги обходятся в 3900 руб., электроэнергия – 300 руб. Какой процент от всего бюджета составляют расходы на питание, коммунальные услуги и электроэнергию? ( 1) 15000 + 3900 + 300 = 19200; 2) 19200 · 100% : 25600 = 75% - расходы на питание, коммунальные услуги и электроэнергию).
5. Отец Максима Д. взял в банке 300 тыс. рублей в кредит под 12,5% годовых сроком на 3 года. Какую сумму он должен выплачивать банку ежемесячно? ( 1) 12 · 3 = 36 (мес.); 2) 300 · (1 + 0,125) : 36 = 9,375 (тыс.руб.) – ежемесячная выплата банку по кредиту)
6. По Липецкому избирательному округу №114 на выборах в Госдуму РФ за своих кандидатов проголосовало 229665 избирателей, из них 56,28%
проголосовало за Борцова Н.И. Сколько избирателей проголосовало за Борцова Н.И., если всего было подсчитано 100% голосов? (229665 · 56,28% : 100% = 130255 (избирателе)– проголосовало за Борцова Н.И.)
5 Результаты социологического опроса по теме: «Проценты в нашей жизни»
Как часто человеку в повседневной жизни приходится сталкиваться с информацией, содержательной составляющей которой являются проценты? Просмотрев разные печатные периодические издания (газеты, журналы), некоторые сайты в Интернете, можно сделать вывод, что человек находится в информационном поле, заполненном сплошь и рядом процентами. Вот лишь некоторые выдержки из разного рода информационных источников.
1. Москва «РИА. Новости» 6 декабря 2015г. С 5 октября по 5 декабря 2015 года проходила Всероссийская интернет- перепись учителей, организованная РИА Новости при поддержке Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования (МАМСО) в рамках работы "Социальный навигатор". По данным интернет-переписи, почти все участники (94%) имеют дома компьютер, а на работе лишь три четвертых участников (74%), интернетом на работе могут воспользоваться лишь 62% педагогов. Среди других трудностей, которые возникают у учителей при использовании Интернета в работе, они называют отсутствие времени (более 45%), низкая скорость интернет-подключения (46%), платность образовательных интернет-ресурсов (почти 30%).
2. Статья из радела «Образование» «Отозвать можно лишь раз». По данным ВЦИОМ, 10% первокурсников признались, что пользовались шпаргалками на ЕГЭ. При этом 85% отметили, что получили свои баллы абсолютно честно - без шпаргалок и подсказок с мобильника. Можно ли сдать ЕГЭ на 100 баллов, опираясь лишь на собственные силы, без репетиторов и дополнительных занятий после уроков? Исследование показало: 52% высокобальников уверены, что это возможно. А вот 35% опрошенных родителей и учителей полагают, что одних лишь усилий школьного учите ля и самого ученика мало. Большим подспорьем в подготовке школьников к единому государственному экзамену выпускники считают открытые банки заданий. В прошлом году около 55 % школьников пользовались этими базами данных. В текущем учебном году смотрели задания или будут это делать 70 % учеников
Цель опроса - изучение общего мнения по теме «Проценты в нашей жизни».
Опрос проводился среди следующих категорий:
- среди учащихся 5Б, 5А, 5В классов;
- среди учителей школы №3 (выборочно);
- среди родителей 5Б, 5А, 5В классов.
Опрос велся по 2 направлениям:
1. Считаете ли вы необходимым в современной жизни уметь выполнять процентные вычисления?
Да – 90%, нет – 5%, затрудняюсь ответить – 5%.
2. Вам часто приходится выполнять процентные вычисления в жизненных ситуациях?
Да – 74%, нет – 26%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Велика роль процентов в повседневной жизни. Выполнение данной исследовательской работы мы начали с изучения истории возникновения процента, в результате чего выяснилось, что их появление связано непосредственно с развитием торговли. По сей день проценты являются одним из важнейших инструментов процветания не только торговли, но и банковского дела.
Понимая суть процентных вычислений можно узнать много интересного в различных научных областях. Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Учащиеся встречаются с процентами на уроках физики, химии, при чтении газет, просмотре телепередач, при посещении магазинов.
Уметь грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления должен каждый современный учащийся. Действительно, тема «проценты» имеет важное практическое применение, и знание понятия процентов, умение находить проценты от числа, или число по процентам необходимы каждому современному человеку, хотя бы для того, что бы разбираться в большем потоке информации.
Предлагаемая работа «Проценты в нашей жизни» демонстрирует применение процентных вычислений к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Предложенный познавательный материал способствует не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Таким образом, в ходе реализации исследовательской работы на основании проделанной работы мы показали, что процент - постоянный спутник нашей жизни. Тем самым достигнув поставленные цели и задачи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Боровских, А.В. Что такое процент? Математика в высшем образовании. – 2010. – №8. – С. 75-84.
- Валиева, Ю.Н. Проценты в прошлом и настоящем Математика. Первое сентября. – 2012. – №9. – С. 13-15.
- Мерзляк, А. Г. Математика. 5 класс – М. : Вентана-Граф, 2013. – 304 с.
- Зиганшина, Р. Р. Задачи на простой и сложный процентный рост в обучении математике. Научные труды Sworld. – 2015. – №2. – С. 27-31.
- Виленкин Н.Я. Математика. Учебник для 5 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2005.
- Виленкин Н.Я. Математика. Учебник для 6 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2005.
- Кузнецова Л.В., Бунимович Е.А., Пигарев Б.П., Суворова С.Б. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы.- Москва «Дрофа», 2001г.
- Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. – Москва: Дрофа, 2003г.
- Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Суворова С.Б. Изучение процентов в основной школе //Математика в школе, 2002, №1.
- Глейзер Г.И. История математики в школе (4-6 кл.): пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.
- А. П. Савин. Для чего нужны проценты // Квант. 1986. №2.
- Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты //Математика в школе, 1998, №4
- Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября», №46, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Репортаж в газете «Наша жизнь» об 11-классниках нашей школы
Репортаж в газете «Наша жизнь»...

Классный час: Здоровый образ жизни. Гигиена в нашей жизни.
Содержание классного часа способствует формированию знаний у учащихся понятия о науке гигиене; навыков использования знаний в области гигиены в повседневной жизни. Форма проведения классного часа: рол...

Хлеб – наша жизнь и наше богатство
Цели:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;Воспитывать у учащихся бережное отношение и уважение к хлебу и людям,...

Наш район, наша жизнь, наши достижения.
Сейчас много пишут о том, что у нас в школе «не так», забывая о положительных сторонах нашей жизни. В данной статье мне хотелось чуть «окрасить» в светлые тона нашу действительность! Статья была напис...
Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")
В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...


