Консультации для родителей
материал на тему

Левина Евгения Владимировна

1. В данном материале рассказывается о некоторых приемах, которые могут использовать родители в обчении ребенка составлению описательных рассказов с использованием опорных схем.

2. В консультации расказывается как родителям необходимо осуществлять контроль за поставленным звуком, чтобы период автоматизации был эффективным и прошел быстрее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей (старший дошк.возраст)

Учитель-дефектолог Левина Е.В.

Составление описательных рассказов с использование опорных схем

Одним из важных аспектов в работе по речевому развитию является развитие связной речи детей - логопатов. Работа над связной речью проводится по нескольким направлениям:

  • Работа над предложением.
  • Составление рассказа по сюжетной картине.
  • Составление рассказа по серии картин
  • Составление описательного рассказа.
  • Пересказ (по картинке, серии картин, по схеме)

Работу над составлением описательных рассказов с использованием схем можно начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Что такое описательный рассказ? Это рассказ о предмете, о  всех его признаках, о том где и как он может использоваться, какую приносит пользу. Для того, чтобы ребенку легче было запоминать о чем можно рассказать при составлении описательного рассказа можно использовать опорные схемы, которые строятся с учетом того, как и с помощью чего ребенок может предмет обследовать. А именно – обследовать предмет ребенок может руками (тактильно), с помощью глаз (зрительное обследование), с помощью обоняния (понюхать предмет), с помощью вкусовых ощущений (попробовать предмет на вкус, если это возможно). Поэтому, прежде чем приступать к составлению описания какого-либо предмета, ребенок должен произвести обследование с помощью всех вышеперечисленных органов чувств. Только тогда его рассказ будет полным и развернутым.   Чтобы лучше воспроизвести все признаки, которые ребенок ощутил, почувствовал, ему поможет схема, которая обозначает эти признаки:

  • Изображение геометрических  фигур -  форма предмета
  • Изображение клякс разного цвета – цвет предмета
  • Изображение фигур разной величины
  • Изображение носа – запах предмета.
  • Изображение рта – вкус предмета.
  • Изображение сердца – отношение рассказчика к предмету
  • Изображение человека – какую пользу приносит этот предмет для человека. как он его может использовать. Ниже представлена примерная схема –для описания одежды.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей (старший возраст)

Учитель-дефектолог Левина Е.В.

Контроль за поставленными звуками

Для того, чтобы работа по автоматизации и дифференциации поставленных звуков была эффективной, проходила в более короткие сроки необходимо осуществлять контроль за поставленными звуками постоянно.

Учитель-логопед в начале учебного года отражает в индивидуальных, рабочих тетрадях информацию о тех звуках, которые у ребенка нарушены и над которыми они будут работать в течение одного или двух лет. Длительность периода работы над звуками в значительной степени зависит и от родителей.

Как же проходит работа над тем, чтобы ребенок начал говорить правильно те звуки, которые у него нарушены?

Постановка звуков проводится в определенном порядке, которого учитель – логопед строго придерживается. Например, нельзя осуществлять постановку сразу двух звуков, если положение органов артикуляции разное (звук [С] – язычок внизу, звук [Ш] – язычок вверху), да еще и сами звуки оппозиционные (свистящие и шипящие). А вот работать параллельно над постановкой звуков [С] и [З] можно, так как это звуки одной группы – свистящие.

Прежде, чем приступить к постановке звука, проводится предварительная работа. Это развитие моторики артикуляционного аппарата (укрепление мышц губ, щек, языка) и параллельно проводится работа по развитию фонематического восприятия (умение слышать ребенком правильно все звуки речи). Задача родителей на данном этапе, выполнять вместе с ребенком артикуляционную гимнастику (в системе). Упражнения учитель-логопед записывает в рабочей тетрадке, пояснения к выполнению упражнений может дать учитель-логопед или воспитатель. Работа по развитию фонематического восприятия заключается в том, что родители проводят с ребенком игры, упражнения на различение звуков («Угадай, чья песенка»), определение позиции звука в слове, выполнение звукового анализа слова.

Следующий этап – постановка нарушенных звуков. Эта работа проводится учителем – логопедом с помощью специальных приемов. Здесь помощь родителей не нужна и может даже навредить, потому что родитель может делать попытки научить ребенка самостоятельно правильно выговаривать нарушенный звук, и научит его делать это неправильно.

Одним из самых длительных этапов, как правило, является автоматизация поставленных звуков. Вот на этом этапе помощь родителей ребенку просто неоценима.

Задача родителей заключается в том, чтобы, выполнять задания логопеда в рабочих тетрадях – разучивать стихи, пересказывать небольшие тексты, содержание которых наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Родитель должен контролировать, чтобы ребенок правильно произносил автоматизируемый звук во время выполнения всех заданий. Но, все-таки, самым главным является то, чтобы взрослый постоянно осуществлял контроль за поставленным звуком в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции: «Язычок, вверху» (автоматизация [Л, Ш, Ж]) или «Губки улыбаются, язычок внизу» (автоматизация свистящих звуков). Если же этот прием не помогает, родитель должен показать образец правильного произношения звука в слове: «Петя, повтори за мной – СССОБАКА». Взрослый выделяет автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит его более длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка проходит более долгий период, то родителю достаточно напомнить «Говори правильно!» Ребенок сразу же понимает, что надо исправить неправильное произношение.

Период автоматизации звуков длительный и сложный. Ребенку необходимо сломать стереотип неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких лет. Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе, поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощь взрослого. Если данная работа будет проводиться родителями в системе, целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь ребенка будет четкая и понятная для окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей "

Этот материал поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в их нелегком деле воспитания детей с проблемами в развитии....

консультация для родителей "Положение подростка в семье и отношение с родителями"

Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на ...

Консультация для родителей: "Роль родителей при выполнении домашних заданий с детьми, занимающимися у логопеда"

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекцион...

Развивающие игры в совместной деятельности родителей и детей (консультация для родителей)

В консультации рассматривается роль игры,как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.Приводятся примеры игр, в которые родители и другие члены семьи в домашней обстановке могут играть с детьми...

Статья : Консультация для родителей «Памятка родителям по воспитанию детей»

Советы родителям по воспитанию детей, напоминания, рекомендации....

Консультация для родителей в форме он-лайн вебинара, направленная на дистанционное обучение родителей употребления глагола "to be" в Present Simple.

Если Вы столкнулись с тем, что Ваш ребёнок путается в употреблении такого простого и такого сложного глагола "to be", а Вы ничего не можете ему подсказать, приходите на вебинар  http://my.we...

Для родителей. Консультация для родителей по пожарной безопасности.

Консультация для родителей по пожарной безопасности....