Медиа-безопасность школьников
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mediabezopasnost.doc | 48 КБ |
pamyatka.zip | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Медиа-безопасность для школьников
За два последних десятилетия интернет превратился в важнейший канал информации, стал неотъемлемой частью современной цивилизации. Вряд ли можно теперь представить человеческое общение, работу СМИ, образование, политическую жизнь, научные исследования и развлечения без интернет-технологий. Сегодня формирование личности подростков, их установок, мотивов, ценностных ориентиров и поведенческих навыков происходит на стыке виртуального мира и реальности. Подростки «живут» в мире интернета и цифровых технологий: оформляя страницы и общаясь в блогах, социальных сетях, обмениваясь информацией через сервисы мгновенных сообщений и электронные энциклопедии, участвуя в сетевых играх и сообществах игроков.
Риски, с которыми подростки могут столкнуться в интернете, имеют свою специфику, однако они не менее значимы, нежели опасности реального мира, прежде всего потому, что у подростков нет четкого разделения между жизнью, отношениями и связями в онлайне и офлайне.
Одной из первых стран, где проблема безопасности детей в интернете была сформулирована и вынесена на общественное обсуждение, были США. Поводом послужили участившиеся случаи сексуальных преследований подростков, спровоцированных знакомствами в Сети. Данные исследований российского Фонда развития Интернет, проведенных в 2009 г. среди российских школьников, сообщают, что часть подростков осознает, что в Сети можно встретиться и с негативной, агрессивной, вредоносной информацией. Столкновение с такими материалами производит на подростков такое сильное впечатление, что 76% из опрошенных считают, что интернет опасен: 53% из них заявляют об этом в категоричной форме, еще 23% согласились с формулировкой «иногда опасен». У каждого десятого подростка интернет вызывает разочарование (11%) и гнев (11%), и почти пятая часть (19%) старшеклассников указали, что часто сталкиваются в интернете с информацией, которая раздражает их и вызывает неприятные эмоции.
В нашей стране проблемой медиа-безопасности активно занимаются последние три года. 2009 г. был объявлен годом безопасного интернета в РФ – это стало поводом к проведению встреч специалистов, дало начало многим проектам, созданию общественных и исследовательских объединений. Фонд развития Интернет в сотрудничестве с Фондом «Дружественный Рунет» запустил проект «Линия помощи “Дети онлайн”», который оказывает психологическую помощь и консультирует по вопросам безопасного использования Сети. Центр безопасного Интернета в России занимается мониторингом исследовательской и просветительской деятельности в области безопасного использования интернета в России.
Большинство родителей согласны с тем, что интернет оказывает на детей позитивное влияние, но многие задумываются и об угрозах интернет-пространства. В России родители в большинстве своем разрешают детям пользоваться интернетом свободно, никак не ограничивают детей во времени (64%). Лишь 24% устанавливают временные ограничения и следят за тем, какие сайты посещают их дети. 28% стараются ввести правила пользования Сетью. Большинство родителей (63%) сообщают, что не обладают достаточной информацией о том, как защитить своего ребенка от негативного контента или контактов с людьми в интернете. Почти треть (28 %) не устанавливают никаких правил жизни и работы ребенка в Сети.
Отечественные исследователи среди рисков и угроз в Сети называют интернет-зависимость и целый ряд проблем, связанных с процессом социализации подростков в интернете. Среди них – недостоверная и навязчивая информация, нарушение прав человека, проблема изоляции и утраты «Я», проблема в формировании идентичности, вред физическому здоровью, девальвация нравственности, снижение культурного уровня, вытеснение и ограничение традиционных форм общения, негативные социальные влияния.
Подростки в интернете сталкиваются с теми же рисками, что встречаются им в обществе. В реальной жизни угрозы достаточно локализованы – они могут исходить от родственников, сверстников, знакомых из ближайшего окружения. В сетевом же пространстве угрозы могут исходить от кого угодно и откуда угодно – без географической или какой-то другой привязки.
Нежелательный или «опасный» контент
Что такое «опасный» или непристойный контент, сегодня пытаются определять, основываясь на «современных общественных нормах», которые также достаточно трудно формулируемы. Хранение и распространение порнографии с участием несовершеннолетних признано противозаконным в большей части стран мира. Иные «сетевые» угрозы (включая сексуальное преследование, оскорбления и агрессивное поведение в интернете) чаще всего не преследуются по закону.
Вопрос о детской порнографии в нашей стране требует особого внимания. По распространению данных материалов в Сети наша страна находится в тройке мировых лидеров – вместе с США и Таиландом. Больше 90% российских интернет-пользователей отрицательно относятся к детской порнографии, но при этом не готовы предпринять действия для пресечения ее распространения и категорически не хотят сообщать о ней в правоохранительные органы!
Под определение проблематичного или «опасного» контента подпадают разнообразные материалы, но большинство исследователей фокусируются на тех, которые содержат сцены насилия (фильмы, музыка, изображения) и порнографию. В этой связи упоминаются агрессивные высказывания, комментарии, выражения ненависти, детская порнография, а также контент, который может быть определен как оскорбительный. «Опасный» контент является причиной следующих проблем:
1) дети невольно сталкиваются с подобными материалами во время вполне «безобидных» сессий в интернете;
2) юные пользователи часто вполне компетентны для того, чтобы найти и получить доступ к запрещенному (родителями или законом) контенту;
3) произвольный или непроизвольный просмотр подобных материалов негативно сказывается на детской психике, поведении.
Распространенность таких угроз в Сети достаточно высока.
Исследователи, занимающиеся данной проблемой, сходятся во мнении, что для предупреждения рисков и повышения психологической безопасности подростков в онлайн-среде необходимы следующие шаги:
- гласность, широкое обсуждение проблемы онлайн-безопасности подростков в СМИ и на государственном уровне;
- объединение усилий всех членов интернет-сообщества, как создателей сервисов и разработчиков программных продуктов, так и простых пользователей;
- разработка и внедрение программ по формированию навыков безопасного поведения в Сети для школьников;
- продолжение научных исследований по проблеме.
Вывод: Необходимость защиты наших детей от медиа-угроз очевидна. Но так как на уровне государства этот вопрос решить практически невозможно, следует проводить соответствующую работу в школах и ДОМА.
Уважаемые родители! В Ваших руках безопасность Ваших детей! Если в школах контроль за медиа-безопасностью при работе с Интернетом ведется, и это, с недавнего времени, одна из первоочередных задач, то дома, зачастую, какой-либо контроль вообще отсутствует. Обязательно установите на домашний компьютер программу-фильтр (например, Интернет-Цензор http://icensor.ru), которая оградит Вашего ребенка от нежелательных Интернет-угроз.
Внимательно изучите памятку - она поможет Вам, в вопросах медиа-безопасности Вашего ребенка.
Источники:
- Солдатова Г.В., Кропалева Е.Ю. Особенности российских школьников как пользователей Интернета. Межрегиональное исследование «Моя безопасная Сеть: Интернет глазами детей и подростков России. 2009». Официальный сайт Фонда развития Интернет // http://www.fid.su/projects/research/mysafernet/01/#image13
- Результаты межрегионального исследования 2009 г. «Восприятие Интернета детьми и подростками России». Официальный сайт Фонда развития Интернет // http://www.fid.su
- Результаты межрегионального исследования 2009 г. «Восприятие Интернета детьми и подростками России».
- Малофеев К. Угроза в сети – опасный контент» // Ведомости. Приложение «Форум » . 23.06.2010 // http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/06/23/239108#ixzz17k11eULo
- Исследование Фонда развития Интернет «Моя безопасная Сеть: Интернет глазами детей и подростков мегаполиса. 2008–2009» / / http://www.fid.su/projects/research/megapolis/
- Исследование Фонда развития Интернет «Дети России Онлайн» // http://www.fid.su
- Исследование Фонда развития Интернет «Моя безопасная Сеть: Интернет глазами детей и подростков мегаполиса 2008-2009».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День Знаний "Медиа-безопасность"
Безопасность детей при работе в сети Интернет....
Сетевой экстрим или Медиа безопасность.Разработка урока. 9 класс
Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни, расширило границы наших знаний и опыта. Теперь у вас появилась возможность доступа практически к любой информации, хранящейся на милл...
Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»
Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...
Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"
Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...
презентация "Медиа безопасность"
Что такое медиа безопасность? Как вести себя в сети Интернет?...
Интернет и медиа безопасность. Родительское собрание.
Интернет и медиа безопасность. Родительское собрание....