Математика
план-конспект по теме

Нас всех интересует вопрос, почему дети плохо воспринимают математику и как их мотивировать. Я попытаюсь ответить на эти вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx16.81 КБ
Файл zadaniya_matematika.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Вопрос о специфическом отставании школьников по математике не нов. Кажется, многолетние старания учителей должны были поставить точку в уже решенной задаче, но как только начинается новый учебный год, проблема встает опять. Можно ли помочь начинающим учителям и, конечно, заинтересованным родителям в преодолении “высоких” математических барьеров, так ли сложна программа или сегодняшние дети не готовы к восприятию этой программы? Что надо учитывать при обучении детей математике? Проблеме неуспешности вполне здоровых детей в настоящий момент посвящено много научных книг. Моя методика проще, а главное, дает положительные результаты.

Не секрет, что все дети по-разному воспринимают информацию, даже очень простую, на наш взгляд. И уж если так случилось, что ребенок имеет не самые высокие показатели по этой дисциплине, с чего начать коррекцию?

Для начала всех отстающих необходимо “продиагностировать” (желательно раньше, чем при переходе из “начальной” школы в “среднюю”). Условно всех отстающих можно разделить по трем поведенческим типам: два основных и третий смешанный.

Первый тип: - ученик с низкой интенсивностью учебной деятельности в области математики. Общими чертами таких детей являются: постоянные отвлечения на уроках, невнимательность, частые нарушения дисциплины, домашним заданиям уделяется очень мало времени, замечания учителя заставляют ребенка сосредоточиться лишь на короткое время, отсутствует всякое желание заниматься математикой. Вместе с тем уровень умственных способностей у учащихся этого типа вполне достаточный для удовлетворительного усвоения предмета.

Основными причинами для низкой интенсивности учебной деятельности являются пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу, пониженный интерес к математике из-за недостатков в методике преподавания учителя, межличностные отношения учитель-ученик, а также недостаточное внимание со стороны родителей.

Комплекс корректировки детей первого типа должен предусматривать ряд учебно-воспитательных мероприятий, направленных на создание психологической атмосферы, способствующей зарождению интереса к занятиям математикой:

1. В процессе опроса учитель подчеркнуто проявляет по отношению к ученику особую доброжелательность, подбадривает его, создает ситуацию успеха.
2. При объяснении нового материала учитель более часто обращается к отстающему ученику с различными вопросами, по возможности привлекает его в качестве помощника при использовании наглядных пособий и т. п.
3. В ходе самостоятельных или контрольных работ ученик получает необходимую помощь, при чем с постепенным увеличением ее степени. Например, если ученик затрудняется решить задачу, ему указывают на аналогичную, выполненную ранее, затем напоминают основной подход к ее решению и лишь в случае недостаточности такой помощи прямо указывают конкретный путь решения. При этом отмечаются положительные моменты в работе ученика, постоянно поощряя его к новым и новым усилиям.

Второй поведенческий тип – учащиеся с низкой эффективностью учебной деятельности: это дети, которые внимательны, старательны на уроках, на решение задач и примеров затрачивают много сил и времени, но не справляются с ними и поэтому оказываются в числе неуспевающих. Обычно такие дети на урок приходят не подготовленными. Они плохо справляются с устным счетом, не умеют производить элементарные счетные действия.

Причины неуспеваимости таких детей кроются в:

1) несформированности умений и навыков в области математики – как результат либо в методике преподавания учителя, либо в недостатке родительской любви, пробелы в знаниях из-за пропусков уроков по болезни;
2) недостаточности развития способности к логичному рассуждению из-за микропоражений в коре головного мозга или недостатка своевременной родительской внимательности;
3) недостаточности развития способности к обобщению (по тем же причинам, что и в п. 1);
4) низкого уровня развития восприятия и воображения (следствия аналогичные п. 2), ригидность мыслительных действий из-за недостатков в методике преподавания, если данная причина не является результатом поражения коры головного мозга.

Комплекс коррекционных воздействий направлен на формирование приемов анализа и синтеза при решении математических задач. С учеником отрабатывается алгоритм, представляющий систему операций, применяемый в процессе работы над задачей:

1) Внимательно прочитай задачу.
2) Выдели, что дано в задаче и, что необходимо найти.
3) Определи те величины, которые нужны для решения, но числовых значений в условии нет.
4) Разложи задачу на ряд “простых”.
5) Реши ее.
6) Сделай проверку.

Обучение учащихся по указанному алгоритму предполагает формирование у них понятий “величина”, “числовое значение величины”, “составная задача”, “математическое выражение задачи”. С другой стороны, когда ребенок знает, каким должен быть очередной шаг, то это дисциплинирует его мышление, позволяет сконцентрироваться на достижении определенной цели.

Третий тип поведения отстающих учеников сочетает в себе признаки с низкой интенсивностью и низкой эффективностью учебной деятельности. Признаки двух поведенческих типов объединены причинно-следственными связями: и нейрофизиологического, и психологического, и педагогического характера. Причем нарушения и отклонения в развитии личности ребенка имеют здесь более длительную и сложную историю.

Коррекция отставания таких детей должна производиться в специальных классах выравнивания или индивидуально по программам специалистов.

Если класс сформирован без педагогического тестирования для раннего выявления причин, которые в дальнейшем послужат благодатной почвой для отставания ребенка, учителю, работающему в таком классе, придется использовать дифференцированный подход в обучении, что потребует от него больших усилий при подготовке каждого урока, но, несомненно, скажется при достижении положительных результатов в обучении математике.



Предварительный просмотр:

Данный материал способствует развитию логического мышления, внимания, расширяет кругозор учащихся, развивает интерес к предмету. Может быть использован при проведении уроков и во внеурочной деятельности.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

1. Срок жизни наших далеких предков - первобытных людей - был совсем мал: 20 лет. На сколько лет он увеличился в наше время, если сейчас средняя продолжительность жизни человека составляет 68 лет?
2. Средний рост взрослого человека сейчас равен примерно 175 см. Рост же древних людей составлял 4/5 этой величины. На сколько сантиметров «подросли» люди за последние тысячелетия?

Задача 1


В лесу жили две белки – Белка и ее сестра Стрелка. Стрелка съедает на завтрак 12 орехов, а Белка на 5 меньше. На обед Стрелка съедает 14 орехов, а Белка на 4 меньше. Сколько орехов они съедают за один день, если они не ужинают.

Задача 2.


В 4 больших коробках тетрадей в 2 раза больше, чем в 6 маленьких. Сколько тетрадей в 1 большой коробке, если в одной маленькой коробке 10 тетрадей.

Задача 3


Реши задачи: 

  1. а) Велосипедист проезжает в час 20 км, а мотоциклист — в 3 раза больше. Сколько километров в час проезжает мотоциклист?
  2. б) Дуб живёт примерно 500 лет. Это на 350 лет больше, чем живёт липа. Сколько лет живёт липа?

Решение 

  1. а)мотоциклист проезжает 60 километров в час. 20 * 3 = 60.
  2. б)Липа живет 150 лет. 500 - 350 = 150.

Задача 4:


С одного аэродрома одновременно в противоположных направлениях вылетели два самолёта. Скорость одного из них – 243 км/ч, скорость другого – на 18 км/ч меньше. Какое расстояние будет между ними через 12 часов?

Решение: 

  1. 243 - 18 = 225 км/ч - скорость второго самолета.
  2. 243 * 12 = 2916 км пролетит 1 самолет.
  3. 225 * 12 = 2700 км пролетит 2 самолет.
  4. 2916 + 2700 = 5616 км растояние между самолетами.

Задача 5:


В 8 одинаковых по массе ящиках 120 кг картошки. Сколько потребуется таких ящиков чтобы разложить 150 кг картошки?

Решение: 

  1. 1) 120 : 8 = 15
  2. 2) 150 : 15 = 10
  3. Выражение: 150 : (120 : 8)
  4. Ответ: 10

Задача 6:


Две девочки, Дина и Маша, отправились в булочную. По дороге они нашли 10 рублей. Сколько бы денег нашла одна Дина, если бы отправилась в булочную?

  1. 10 рублей.

Задача 7:


В один день Ира прочитала 21 страницу, во второй — в 2 раза больше, чем в первый, а в третий — на 15 страниц меньше, чем во второй день. Сколько страниц прочитала Ира за 3 дня?

Решение: 

  1. Вычисляем сколько страниц прочитала Ира во второй день: 2 * 21 = 42.
  2. Вычисляем сколько страниц прочитала Ира в третий день: 42 - 15 = 27.
  3. Вычисляем сколько страниц прочитала Ира за 3 дня : 21 + 42 + 27 = 90.
  4. ОТВЕТ: Ира прочитала за 3 дня 90 страниц.

Задача 8:


  1. а) футболка стоит а руб., а шорты — в 9 раз дороже. Сколько стоят футболка и шорты вместе?
  2. б) Масса дыни Ь кг, а масса арбуза — на 2 кг меньше. Какова общая масса арбуза и дыни?
  3. в) В бассейн входит c л воды, а в цистерну — в 7 раз меньше. На сколько объём бассейна больше объёма цистерны?

Решение: 

  1. а) (a * 9) + a
  2. б) (b - 2) + b
  3. в) c - (c : 7)

Задача 9:


В книжный магазин привезли 240 книг. Из них 70 поставили на верхнюю полку, 120 на среднюю, а остальные на нижнюю. Сколько книг поставили на нижнюю полку?