Материал для выступления на родительском собрании "Раны, нанесённые словами. Проблема речевой агрессии."
статья по теме

Мамыкина Татьяна Алексеевна

В последнее время остро стоит  вопрос речевой агрессии при общении людей друг с другом. Слово - великое оружие , которое может служить не только во благо, но и на стороне зла. Невозможно полностью устранить речевую агрессию из жизни, но  необходимо стремиться достойно выйти из сложившейся ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazyk_i_socium.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Мамыкина  Татьяна Алексеевна

РАНЫ, НАНЕСЁННЫЕ СЛОВАМИ…    ПРОБЛЕМА  РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ.

Россия

ГБОУ  Самарской области

 СОШ «Образовательный центр»

С.Воротнее,  

       В последние десятилетия широко обсуждаются проблемы чистоты языка, на котором люди общаются друг с другом, остро стоит проблема речевой агрессии и нахождение способов  её преодоления.

      Меняются времена,  меняются нравы. Всё менее сдержанными и корректными  становятся люди в отношениях друг с другом,  всё более демократичнее становятся  отношения между детьми и взрослыми. Может быть,  именно поэтому,   смотря со стороны на окружающую  нас жизнь,  всё чаще вспоминаются  мудрые слова классиков «Учитесь властвовать собой».

Мы все живём в большом мире,  где каждый  хочет найти достойное место и имеет на это законное право. Однако в любые времена и при любом строе самым трудным испытанием для человека является другой человек. Как же научиться жить в мире так,  чтобы окружающим  было рядом комфортно и легко?

        Говоря о словесных проявлениях агрессии, нужно признать,  что развитие её зависит от общественных условий, к которым относятся и общественная формация в целом, и ближайшая социальная среда – семья, школа, компания и т.д.

         Среди наиболее значимых причин широкого распространения  речевой агрессии можно выделить следующие:

  1. общая нестабильность современного общества, которая определяет снижение уровня жизни при росте случаев асоциального поведения;
  2. пропаганда насилия в средствах массовой информации (масс-медиа и телевидение выступают как источник вербальной агрессии), при этом многие средства массовой информации культивируют неоправданное употребление бранных слов  и выражений при явном снижении цензурного контроля;
  3. утрата или ослабление механизмов, традиционно сдерживающих проявление речевой агрессии.

     В отечественной речевой культуре прошлых веков важную роль играли              

  -  религиозные представления,  достаточно вспомнить отношение к Слову в христианской этике  («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…»; 

 - народные верования (по поверию,  через  брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на её волну. Дома ругаться матом было нельзя, так как существовало поверье, что домовой покинет жилище и его место займут бесы. Где же человеку можно было выплеснуть из себя всю злость? Оставалось только в чистом поле. Отсюда и пошло выражение «поле брани». Многие думают,  что это поле битвы, а на самом деле это поле матерной ругани.);

  - цензурный контроль;

  - строгое соблюдение норм речевого этикета;

  - категория чести.

     Говоря о коммуникативной культуре, нельзя не сказать  о нецензурной лексике, которую употребляют  многие люди, более того,  многие уже не могут обходиться без этих связок-слов. Сквернословие охватило почти все возрасты и все ипостаси речи: его можно услышать  не только от пьяного, как  заметил однажды А.И.Солженицын, «при посадке  на загородный автобус,  но и в задушевных беседах». Иоанн Златоуст говорил: «Если в вас рождается  какой-нибудь скверный помысел, то надобно подавить его внутри и не допускать ему переходить в  слова. Не то, что входит в уста оскверняет их, но то, что выходит из них».  

  Научно подтверждено, что брань опасна  для здоровья. Она не только способствует снижению интеллекта,  провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и,  впитывая в себя  словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Группа учёных под руководством  кандидата биологических наук П.П.Гаряева пришла к выводу, что с помощью словесных мыслеобразов  человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали,  что  бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением  ведут к вырождению человека. Изобретён аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Человек ругается матом  и его хромосомы видоизменяются. В результате ДНК начинает вырабатывать  противоестественные для организма программы. Учеными зафиксировано, что брань вызывает мутагенный эффект, подобный тому,  что даёт радиоактивное облучение  мощностью в тысячи рентген.

       На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным действием, то  есть ДНК воспринимает человеческую речь.

      Позитивный настрой, добрые слова  пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а злость, брань разрушают  волновые программы организма, которые обеспечивают его нормальную работу.

    Ученые провели исследование с целью изучения речевой агрессии детей и подростков. Результаты эксперимента таковы:

  1. Речевая агрессия  - типичное явление  для учащихся школы. Общий уровень подростковой  вербальной  агрессии можно определить как стабильно высокий с заметной тенденцией к повышению.  Речевая агрессия старшей возрастной группы более ярко выражена (замечания, протесты, насмешки,  угрозы, оскорбления) и имеет сложные часто изощрённые формы.
  2. Выявлены основные лексические особенности речи учащихся:

- частое употребление бранной лексики;

- использование отрицательных оценочных слов часто сленгового происхождения;

- недостаточность,  а также полное отсутствие  использования этикетных средств   при межличностном общении.

    3.Все испытуемые школьники, демонстрирующие высокий уровень    

        готовности к вербальной агрессии и обширный арсенал её самых

        разнообразных форм, не оценивают своё  речевое поведение как

        агрессивное.

Вербальная агрессия – широко распространённое явление в речевой  среде.

Большинство не готово к бесконфликтному, неагрессивному урегулированию споров, не способно к гармоничному речевому общению.

       Какими же  конкретными средствами речевого этикета должны владеть взрослые, чтобы потушить словесную перепалку и не спровоцировать новую ссору?  

    Необходимо уметь извиняться. Извиниться, значит признать собственную неправоту, выразить сожаление о своём грубом высказывании.  Очень часто речевая агрессия возникает в ответ на грубое требование, вызванное  элементарным неумением сформулировать просьбу  в вежливой корректной просьбе.  Поучительна восточная  притча «Ворота сада»

«…Жил-был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-нибудь».

 В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день: понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда пришёл он к отцу и сказал ему эту новость.

 Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда проявишь сдержанность и терпение в общении с кем-либо».

Наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что он вытащил все гвозди. Отец подвёл сына к воротам : «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они уже не  будут как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащишь его, но навсегда останется рана…  И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана , нанесенная словом,  причиняет ту же  боль, что и физическая».

  Как же противостоять речевой агрессии, если в общении она уже проявилась?

   Игнорирование - достаточно действенная мера в таком случае, если ситуация не переходит в  открыто обидное, неприемлемое общение. «На гнилое слово  держи ухо глухо» - гласит по этому поводу пословица.

Но чтобы не замечать грубости,  нужны сила воли, терпение, выдержка – качества которые нужно развивать.

Переключение внимания – способ изменить враждебное настроение собеседника, отвлечь его, перевести разговор на другую тему.

 «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего»,- советовал М.Горький. Необходимо использовать положительные оценочные высказывания, словесную демонстрацию похвалы. Умелое и уместное использование юмористических словесных приёмов сводит «на нет» неприятную речевую ситуацию.

Слово -  великое оружие,  которое может служить не только во благо, но и на стороне зла. Невозможно полностью устранить речевую агрессию из повседневного речевого общения, однако нужно стремиться достойно выйти из конфликтной ситуации.

                                                   Литература

  1. Козлов.Н. Как относиться к себе и людям. Практическая психология на каждый день. – М., 1993.
  2. Харченко.В.К.  Молодёжи о сквернословии // Русский язык в школе. – 1997. - №1. с.34.
  3. Шкатова Л.А.Задачник по этикету. – Челябинск, 1996. – с.64.
  4. Щербинина.Ю.В.  Русский язык. Речевая агрессия и пути её преодоления. – М., 2004

                                                                        Мамыкина  Татьяна Алексеевна

РАНЫ, НАНЕСЁННЫЕ СЛОВАМИ…    ПРОБЛЕМА  РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ.

МОУ Воротненская СОШ «Образовательный центр»

С.Воротнее, переулок Специалистов, дом 1,

 Сергиевского  района, Самарской области

Тел. 8(84655)-41-2-10

e-mail: Voroth_sch@samara.edu.ru

ТЕЗИСЫ

               В последние десятилетия широко обсуждаются проблемы чистоты языка, на котором люди общаются друг с другом.

      Меняются времена,  меняются нравы. Всё менее сдержанными и корректными  становятся люди в отношениях друг с другом.  В любые времена и при любом строе самым трудным испытанием для человека является другой человек.

   Одной из актуальных проблем  современного общения   является проблема речевой агрессии и нахождение способов  её преодоления.  Нужно признать,  что развитие её зависит от общественных условий, к которым относятся и общественная формация в целом, и ближайшая социальная среда – семья, школа, компания и т.д.

         Среди наиболее значимых причин широкого распространения  речевой агрессии можно выделить следующие:

  1. общая нестабильность современного общества, которая определяет снижение уровня жизни при росте случаев асоциального поведения;
  2. пропаганда насилия в средствах массовой информации, культивирование  неоправданного употребления бранных слов  и выражений при явном снижении цензурного контроля;
  3. утрата или ослабление механизмов, традиционно сдерживающих проявление речевой агрессии.

     В отечественной речевой культуре прошлых веков важная роль  придавалась слову  - «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…»;  строгому  соблюдению норм речевого этикета.

   Иоанн Златоуст говорил: «Если в вас рождается  какой-нибудь скверный помысел, то надобно подавить его внутри и не допускать ему переходить в  слова. Не то, что входит в уста оскверняет их, но то, что выходит из них».  

  Группа учёных под руководством  кандидата биологических наук П.П.Гаряева пришла к выводу, что с помощью словесных мыслеобразов  человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Учеными зафиксировано, что брань вызывает мутагенный эффект, подобный тому,  что даёт радиоактивное облучение  мощностью в тысячи рентген.

       На этом основании учёные сделали вывод, что позитивный настрой, добрые слова  пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а злость, брань разрушают  волновые программы организма, которые обеспечивают его нормальную работу.

    Ученые провели исследование с целью изучения речевой агрессии детей и подростков. Результаты эксперимента таковы:

  1. Речевая агрессия  - типичное явление  для учащихся школы. Общий уровень подростковой  вербальной  агрессии можно определить как стабильно высокий с заметной тенденцией к повышению.  
  2. Выявлены основные лексические особенности речи учащихся:

- частое употребление бранной лексики;

- использование отрицательных оценочных слов часто сленгового происхождения;

- недостаточность,  а также полное отсутствие  использования этикетных средств   при межличностном общении.

       3.Все испытуемые школьники, не оценивают своё  речевое поведение как

        агрессивное.

       Какими же  конкретными средствами речевого этикета должны владеть взрослые, чтобы потушить словесную перепалку и не спровоцировать новую ссору?  

    Необходимо уметь извиняться. Извиниться, значит признать собственную неправоту, выразить сожаление о своём грубом высказывании.  Очень часто речевая агрессия возникает в ответ на грубое требование, вызванное  элементарным неумением сформулировать просьбу  в вежливой корректной просьбе.  Рана , нанесенная словом,  причиняет ту же  боль, что и физическая».

  Как же противостоять речевой агрессии, если в общении она уже проявилась?

   Игнорирование.  «На гнилое слово  держи ухо глухо» - гласит по этому поводу пословица.

Переключение внимания – способ изменить враждебное настроение собеседника, отвлечь его, перевести разговор на другую тему.

 «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего»,- советовал М.Горький. Умелое и уместное использование юмористических словесных приёмов сводит «на нет» неприятную речевую ситуацию.

Слово -  великое оружие,  которое может служить не только во благо, но и на стороне зла. Невозможно полностью устранить речевую агрессию из повседневного речевого общения, однако нужно стремиться достойно выйти из конфликтной ситуации.  

             

Региональная научно-практическая конференция

«Русский язык как духовный  и культурный собиратель  нации», посвященная 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя.

 Информационная карта

  1. Мамыкина Татьяна Алексеевна
  2. Учитель русского языка и литературы.
  3. МОУ Воротненская СОШ «Образовательный центр» 
  4. 446522 с.Воротнее, переулок Специалистов, дом 1,

         Сергиевского  района, Самарской области

  1. Тел. 8(84655)-41-2-10
  2. e-mail: Voroth_sch@samara.edu.ru

Я планирую:

 - выступать с докладом на секции.

Название доклада:

Рана,  нанесённая словами… Проблема речевой агрессии.

10 сентября 2009 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст выступления на родительском собрании "Детская агрессия"

В данном выступлении рассматриваются причины и критерии детской агрессивности; факторы, способствующие становлению детской агрессии в семье; особенности семей агрессивных детей; основные направления к...

Выступление на родительском собрании в 1 классе "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"

В выступлении учителя-логопеда описаны основные показатели речи ребенка, готового к школьному обучению. Рассказано о нарушениях устной речи, выявленных при логопедическом обследовании. Показаны специф...

Выступление на родительском собрании по теме:"Проблемы детей в семьях, в которых родители злоупотребляют алкоголем"

Выступление на родительском собрании по теме:"Проблемы детей в семьях, в которых родители злоупотребляют алкоголем"...

выступление на родительском собрании с темой "Агрессия подростков"

тема проявления детьми жестокости и агрессии. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальн...

выступление на родительском собрании с темой "Проблемы мотивации обучения у подростков"

С рождением ребенка мамы и папы автоматически становятся педагогами. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе. Но подчас и от родителей приходит...

Выступление на родительском собрании в подготовительной группе "Речевая готовность ребёнка к школе"

Выступление логопеда на родительском собрании в подготовительной группе на тему «Речевая готовность ребёнка к школе»...