Текст выступления на родительском собрании "Детская агрессия"
консультация по теме

В данном выступлении рассматриваются причины и критерии детской агрессивности; факторы, способствующие становлению детской агрессии в семье; особенности семей агрессивных детей; основные направления коррекционной работы с агрессивными детьми; даны советы психолога и социального педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_agressiya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКАЯ  АГРЕССИЯ

Учитель: Ахметшина Гульшат Миневалиевна

   В настоящее время существует несколько определений понятию агрессия:

  1. Агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. (Басс)
  2. Агрессия – это намерения причинения обиды или оскорбления. (Берковиц)
  3. Агрессия – это попытка нанесения другим телесных или физических повреждений. (Зильман)

   Существует и общее определение, которое принимается всеми в настоящее время: агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

   Агрессию следует рассматривать как поведение, а не как эмоцию, мотив или установку. Часто термин агрессия ассоциируется как негативная эмоция – злость; как мотив – стремление оскорбить или навредить, как негативные установки – расовые, этнические предрассудки. Несомненно, они играют важную роль в поведении, но не являются необходимыми условиями нападения.

Причины детской агрессии.

   Рассматривая социально-культурный аспект детской агрессии, можно предположить, что дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из 3-х источников:

  1. из символических примеров агрессии (с экрана телевизора);
  2. из взаимодействия со сверстниками («Я самый сильный» - преимущества агрессивного поведения в игре);
  3. из семьи (демонстрация агрессивного поведения).

Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье.

   В семье ребёнок получает первый социальный опыт. В плане становления агрессивного поведения ребёнка можно выделить следующие факторы:

- реакция родителей на не устраивающее их поведение;

- характер отношений между родителями и детьми в целом;

- уровень семейной гармонии и дисгармонии;

- характер отношения с родными братьями и сёстрами.

   Важным является фактор полной и неполной семьи. Чаще совершают заказные или политические убийства дети из неполной семьи, где родители уделяли минимум внимания ребёнку.

   Согласно теории привязанности ребёнка с матерью «ненадёжно привязанные» дети проявляют несговорчивость, сопротивление контролю, импульсивность, эмоциональную вспыльчивость и физическую агрессию. Не всегда данные проявления направлены на нападение как самоцель, а решают задачи обороны от угрозы.

   Изучая последствия родительского вмешательства в драки, психологи обнаружили, что:

- дети проявляют больше физической агрессии или вербальной против единственного брата или сестры, чем против всех остальных;

- существует корреляция (взаимосвязь) между выраженностью агрессивных отношений между детьми в семье и усвоением моделей поведения и наказания за драки со стороны родителей.

   Доказано, что дети редко ведут себя агрессивно, если родители не наказывают за ссоры и драки никого из детей, и часто проявляют агрессию, если родители наказывают в основном старших детей.

  Зависимость агрессивного поведения от характера наказаний:

- жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у детей (чрезмерная строгость наказания);

- минимальный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности (отсутствие контроля).

   Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями; если дети чувствуют, что их считают никуда не годными в семье; если они ощущают безразличие к своим чувствам, отсутствие поддержки и заинтересованностью их жизнью, то они с большей долей вероятности будут втянуты в преступную деятельность, будут ополчаться на других детей, будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.

   Агрессивные дети часто признаются, что чувствуют себя не нужными своим родителям, что родители, особенно отцы, не любят их и часто унижают. Прибегая к агрессивному поведению, дети просто борются за своё психологическое выживание, а вырастая, своим асоциальным поведением мстят миру за то, что он не принимал их и не любил, не заботился об их внутреннем мире. Т.о., агрессия – это способ выражения гнева, протеста. Гнев – чувство вторичное. В его основе лежат боль, унижение, обида, страх, которые возникают от неудовлетворения базисной потребности «в любви и нужности другому человеку». Агрессивное поведение детей – это крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми он самостоятельно не может справиться.

Особенности семей агрессивных детей:

  1. В семьях отсутствуют эмоциональные привязанности между родителями и детьми.
  2. Родители испытывают враждебные чувства друг к другу, не разделяют ценности и интересы друг друга.
  3. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения и поощряют подобное поведение детей.
  4. Матери агрессивных детей не требовательны к детям, равнодушны к их социальной успешности. Дети не имеют чётких обязанностей по дому.
  5. У родителей модель воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребёнку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, очень жестокий отец и попустительская мать. В результате у ребёнка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения.
  6. Родители не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.
  7. Основные воспитательные средства, к которым прибегают родители агрессивных детей: физические наказания, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви и заботы в случае проступка. Сами родители при этом не чувствуют вины.

   Так как же определить, что поведение детей действительно становится агрессивным? Анализируя агрессивность как свойство личности, американские психологи вывели диагностические критерии агрессивности для двух возрастных групп.

   Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста:

  1. часто теряют контроль над собой;
  2. часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми;
  3. намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять их просьбы;
  4. часто винят других в своём неправильном поведении и ошибках;
  5. завистливы и мнительны;
  6. часто сердятся и прибегают к дракам.

   Если проявляются 4 признака из 6, то детей можно назвать агрессивными.

   Дети среднего школьного возраста и подростки:

  1. угрожают другим (вербально, взглядом, жестом);
  2. инициируют физические драки;
  3. используют в драке предметы, которые могут ранить;
  4. физически жестоки по отношению к людям и животным;
  5. воруют у людей, которые им не нравятся;
  6. намеренно портят имущество;
  7. занимаются шантажом, вымогательством;
  8. отсутствуют дома ночью без разрешения родителей;
  9. убегают из дома;
  10. не ходят в школу сами или их выгнали из школы.

   Если в течение 6 месяцев проявятся 3 критерия из 10, то детей можно назвать агрессивными.

Три важнейших особенности агрессивных детей:

  1. имеют высокий уровень личностной тревожности;
  2. имеют неадекватную низкую самооценку;
  3. чувствуют себя отверженными.

Характерологические особенности агрессивных детей:

  1. воспринимают ситуации как угрожающие, враждебные по отношению к ним;
  2. сверхчувствительны к негативному отношению к себе;
  3. заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих;
  4. не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение;
  5. всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении;
  6. в случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества) отсутствует чувство вины либо вина проявляется слабо;
  7. склонны не брать на себя ответственность за свои поступки;
  8. имеют ограниченный набор реакции на проблемную ситуацию;
  9. в отношениях проявляют низкий уровень эмпатии;
  10. слабо развит контроль за своими эмоциями;
  11. слабо осознают свои эмоции, кроме гнева;
  12. боятся непредсказуемости в поведении родителей;
  13. имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание;
  14. не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемных ситуациях);
  15. положительно относятся к агрессии, т.к. через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

Основные направления коррекционной работы с агрессивными детьми.

   Для того чтобы результат работы был устойчивым, необходим системный, комплексный подход к проработке каждой характерологической особенности ребёнка.

   Важно, чтобы работа с агрессивным ребёнком начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). Ребёнок, не пройдя эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе. После этого можно переходить к работе на осознание собственного эмоционального мира и чувств других людей, на овладение приёмами контроля своего гнева и поведенческой терапии, развитию адекватной самооценки.

   Работу можно строить индивидуально и в группе по 5-6 человек (с подростками до 10 человек).

   Количество занятий: 1-2 раза в неделю. Продолжительность: старшие дошкольники – 40 минут, младшие школьники – 60 минут, подростки – 1-1,5 часа.

Советы психолога.

   Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребёнка будет снята.

   Попробуйте отвлечь ребёнка во время вспышки его гнева, предложите заняться чем-то интересным, покажите новую книжку, забавную игрушку, позовите гулять. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечёт ребёнка, и центр его внимания сместится с объекта агрессии на новый предмет.

   Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите её на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.

   Показывайте ребёнку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нём вспышек гнева или нелестных высказываний о своих друзьях и коллегах, строя планы «мести».

   Пусть ваш ребёнок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

Советы социального педагога родителям.

Как не надо вести себя с агрессивным ребёнком:

- Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку у малыша и затрудняет его общение с внешним миром.

- Негибкими воспитательными мероприятиями загонять ребёнка в угол, ожесточая его.

- Использовать агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность – это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия – не орудия сражения.

- Позволять ребёнку даже нарочно стрелять во взрослых игрушечным пистолетом.

- Разрешать мучить домашних животных.

- Преднамеренно разжигать романтические чувства к одному из родителей.

- Культивировать вражду между вашим ребёнком и сверстниками.

- Оскорблять достоинства малыша грубыми словами.

- Не любить его или любить только «оценочной любовью» («Буду любить, если выполнишь…»).

Когда нет видимых причин для агрессии малыша, обратитесь к психологу и неврологу.

 

Как надо вести себя с ребёнком с агрессивным поведением:

- Первым делом нащупать все болевые точки в семье.

- Нормализовать семейные отношения.

- Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребёнок, подражая, видит всё.

- Принимать его таким, какой он есть, и любить его со всеми его «недостатками». Давать понять, что он любим.

- Что-то требуя от ребёнка, учитывать его возможности, а не то, как вам хотелось бы это видеть.

- Попытаться погасить конфликт ещё в зародыше, направляя интерес ребёнка в другое русло.

- Научить его общению со сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад или школу.

- При драчливости ребёнка главное – не разбирать последствия, а предотвратить конфликт.

- Помнить, что и слово может ранить ребёнка.

- Понимать ребёнка!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для выступления на родительском собрании "Раны, нанесённые словами. Проблема речевой агрессии."

В последнее время остро стоит  вопрос речевой агрессии при общении людей друг с другом. Слово - великое оружие , которое может служить не только во благо, но и на стороне зла. Невозможно полность...

Родительское собрание «Агрессия и дети»

Тема проявления нами с вами и детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить?...

Родительское собрание "Агрессия детей: её причины и предупреждение"

Данное родительское собрание может быть проведено в классах, где дети проявляют повышенную агрессивность....

Родительское собрание "Агрессия детей. Причины, предупреждение"

Разработка родительского собрания по проблеме детской агрессии....

Родительское собрание . "Агрессия, ее причины и последствия"

Задачи: обсудить с родителями причины агрессивности и ее влия­ния на взаимодействие подростка с окружающими людьми; форми­ровать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возмож­ных путей ее п...

выступление на родительском собрании с темой "Агрессия подростков"

тема проявления детьми жестокости и агрессии. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальн...