Родительское собрание . "Агрессия, ее причины и последствия"
методическая разработка (7 класс) по теме

Панова Наталья Васильевна

Задачи: обсудить с родителями причины агрессивности и ее влия­ния на взаимодействие подростка с окружающими людьми; форми­ровать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возмож­ных путей ее преодоления.

Форма проведения: разговор по душам.

Вопросы для обсуждения: причины проявления агрессии; родитель­ская власть, ее виды и способы влияния на личность подростка; воз­можные способы преодоления агрессивности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_3.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Собрание. Агрессия, ее причины и последствия

Для учащихся 7 классов.

Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло. Никколо Макиавелли

Задачи: обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие подростка с окружающими людьми; формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возможных путей ее преодоления.

Форма проведения: разговор по душам.

Вопросы для обсуждения: причины проявления агрессии; родительская власть, ее виды и способы влияния на личность подростка; возможные способы преодоления агрессивности.

Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей (см. приложение сочинение учащихся «Со мною что-то происходит...» ;  полезная информация  (см. приложение).

Ход  собрания

I.        Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Ее проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют даже малыши. Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

II.        Обсуждение анкет учащихся

Анализ анкет показывает, что чаще всего причиной агрессии отрочества является желание подражать поведению взрослых и кумиров. Кроме этого, подростки усваивают навыки социального поведения близких и авторитетных им людей.

Если в своей семье подросток сталкивается с хамствоми грубостью взрослых, если родители утвердили такое поведение как эталон общения в семье, то ребенок другим просто не может быть.

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо.

Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это — ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства агрессии.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребенка то, что им самим в ребенке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность — это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно издеваться над ребенком и необдуманно его наказывать.

Иногда родители сами создают ситуации, которые впоследствии станут поводом к проявлению агрессивности. К примеру: «Сегодня «легкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо». Не надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать или будет требовать от родителей повторения подобных поступков.

Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.

Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, в том числе и самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый — открыто. Требовать что-либо от детей надо в спокойной и доброжелательной форме, объясняя целесообразность требований. В своих методах воспитания, в требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании ребенка, это дает возможность ему лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

Если ребенку удается так поступать длительное время, а затем наступает запрет, это приводит к проявлению детской агрессивности.

III.        Анализ сочинений учащихся по теме собрания

Учащиеся заранее пишут сочинения по предложенной классным руководителем теме. Классный руководитель предлагает учащимся эпиграф сочинения и поясняет задачу написания сочинения-размышления.

Со мною что-то происходит,

Ко мне мой старый друг не ходит.

Приходят в праздной суете

Разнообразные не те... Иногда с людьми происходят странные вещи. То, что очень нравилось, перестает нравиться, с кем дружил, с тем рассорился, кого очень любишь — обидел. Люди задают себе вопрос: «Почему я совершаю такие поступки и кто виноват в том, что я их совершаю?» Попробуем ответить себе, написав небольшое сочинение-размышление на заданную тему.

Диагностика детской агрессивности. Используя различные диагностические методики, психологическая служба изучает причины детской агрессии. В ее задачу входит выявление скрытой и открытой агрессии среди учащихся и подготовка нужной информации для родителей.

IV.        Памятки для родителей (см. приложение)

V.        Подведение итогов

Родители обмениваются мнениями об услышанном в ходе собрания.

Приложение. 1.

Анкетирование родителей

  1. Переживали ли вы когда-либо кризисную ситуацию?
  2. Можете ли вы сказать, с чем она была связана?
  3. Считаете ли вы, что ваш ребенок не может быть застрахован от переживаний, стрессов и кризисов?
  4. Как вы думаете, нужно ли ребенку помогать выходить из кризиса своими силами или обращаться за помощью к специалистам?
  5. Можете ли вы так думать, что ваш ребенок может переживать кризисную ситуацию?
  6. Как вы будете помогать своему ребенку, если это случится?
  7. Может ли школа стать причиной кризисной ситуации в жизни ребенка?
  8. Считаете ли вы, что эта проблема должна обсуждаться на родительском собрании?
  9. Кто может помочь семье в кризисной ситуации?

Анкетирование учащихся

  1. Как ты понимаешь слово «кризис»?
  2. Может ли человек переживать кризисную ситуацию?
  3. Что может стать причиной кризисной ситуации?
  4. Как нужно преодолевать кризисную ситуацию, если она с тобой произошла?
  5. Может ли семья помочь пережить кризисную ситуацию?
  6. К кому можно обратиться за помощью в кризисной ситуации?

2. Ситуации для родительского практикума

Ситуация 1. Вы узнаете о том, что ваш ребенок в компании таких же сверстников принимает легкие наркотики. До этого вы заметили, что изменилось его настроение, общение с семьей и сверстниками, он перестал ходить в школу, общаться с близкими друзьями.

Ситуация 2. Ваша семья глубоко переживает потерю любимой бабушки. Но ваш ребенок переживает эту потерю на высоком эмоциональном накале. Это сказывается на поведении подростка и его общении.

Ситуация 3. С вашей дочерью происходит нечто невообразимое: перестала, есть, не подходит к телефону, не желает выходить из своей комнаты. А вчера заявила, что не хочет жить...

Ситуация 4. Вы развелись, ваш муж построил новую семью, ваш ребенок не желает общаться с отцом, отвергая все его предложения и материальную помощь. При этом ребенок меняется на глазах физически и психически.

Ситуация 5. Ваш ребенок не нашел себя в новом классном коллективе, но школа хорошая, у ребенка большие перспективы после обучения в этой школе. Однако он требует от вас возможного разрешения на возвращение в свою школу.

Приложение. 2.

Анкета для родителей (1)

  1. Изменилось ли поведение вашего ребенка в последнее время?
  2. Бывает ли ваш ребенок агрессивным и грубым?
  3. Против кого он проявляет агрессию?
  1. Какими средствами вы стараетесь преодолеть агрессию своего ребенка?
  1. Находите ли вы понимание у всех членов семьи?
  1. Считаете ли вы необходимостью поднимать эту тему на родительском собрании?

Анкета для родителей (2)

Родителям предлагаются 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены, и проранжироватьих по степени выраженности в поведении ребенка.

По моим наблюдениям, в характере моего ребенка чаще всего проявляются:

  • Доброта.        — Агрессивность.
  • Безразличие.        - Терпение.
  • Сочувствие.        — Нетерпимость.
  • Упрямство.        - Сопереживание.
  • Покладистость.        — Эгоизм.

Затем родители перечисляют те качества характера своего ребенка, которые наиболее ярко выражены.

Анкета для учащихся

Чаще всего я радуюсь, когда        .

Чаще всего я смеюсь, когда        ___ .

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда         .

Чаще всего я плачу, когда         .

Чаще всего я злюсь, когда        .

Чаще всего я обижаюсь, когда        .

Мне хорошо, когда меня        .

Мне плохо, когда меня        .

Тест для учащихся

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые, по вашему мнению, можно отнести к вам. Их должно быть не менее пяти.

Я -— добрый.        Я — безразличный;

Я — злой.        Я .— хороший друг;

Я — терпеливый.        Я —- умный;

Я — нетерпеливый.        Я — помощник;

Я — упрямый.        Я — обидчивый.

Во время классного часа ребята обсуждают проблему собственного поведения в различных жизненных ситуациях, объясняя свое к ним отношение.

Ребята работают в группах и парах, анализируя 10 черт своего характера, которые, по их мнению, являются в их характере преобладающими.

Полезная информация для родителей

Практически в каждом классе есть задиристые и драчливые дети, которые постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют и обманывают их. Это агрессивные ребята, но причина такого поведения кроется не только в них самих. Ведь агрессия - это отражение внутренних проблем ребенка, которые возникают чаще всего из-за жестокости и безучастия взрослых. С такими детьми нужно работать и родителям, и учителям, и психологам. Что могут сделать взрослые для таких детей, чем они могут им помочь?

  1. Обучать агрессивных детей выражать свой гнев другими, более приемлемыми способами.
  2. Обучать таких ребят умению владеть собой и развивать в них способность контролировать себя в разных ситуациях, провоцирующих агрессию.
  3. Формировать в агрессивных детях способность к доверию, сочувствию, учить их сопереживать другим людям.

Памятка для родителей. Предупреждение детской агрессивности

  1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
  3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
  4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
  5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
  6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
  7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
  8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
  9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

10. Помните, что ребенок — это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой!

После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить.

Агрессивность ребенка проявляется, если:

  • ребенка бьют;
  • над ребенком издеваются;
  • над ребенком зло шутят;
  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  • родители заведомо лгут;
  • родители пьют и устраивают дебоши;
  • родители воспитывают ребенка двойной моралью;
  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
  • родители не умеют любить одинаково своих детей;
  • родители ребенку не доверяют;
  • родители настраивают ребенка друг против друга;
  • родители не общаются со своим ребенком;
  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;
  • родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и. заботу;
  • родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;
  • ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь:

  • внимание;        - открытость;
  • сочувствие;        — обязательность;
  • сопереживание;        - доброту;
  • терпение;        — ласку;
  • требовательность;        .        — заботу;
  • честность;        - доверие;
  • откровенность;        - сердечность;
  • понимание;        — дружелюбие;
  • чувство юмора;        — умение удивляться;
  • ответственность;        '        — надежду;
  • такт;        — любовь.

Литература

  • Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка.
  • СПб. 1996.
  • Дубровина И. В. Мы живем среди людей. М., 1989.        
  • Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.
  • Кротов В. Т. Массаж мысли. М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Агрессия, её причины и последствия"

Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло.Николо Макиавелли Форма проведения: разговор по душам....

Методическая разработка родительского собрания "Агрессия, её причины и последствия"

Методическая разработка родительского собрания "Агрессия, её причины и последствия" - 7-8 классы...

Родительское собрание «Агрессия, ее причины и последствия»

Родительское собрание «Агрессия, ее причины и последствия» Ход   беседы ·         Сведения о детях и родителях. Телефоны, адреса, телефоны детей....

Родительское собрание "Агрессия, ее причины и последствия." 7 класс

Родительское собрание "Агрессия, ее причины и последствия." 7 класс...

Родительское собрание "Агрессия, ее причины и последствия"

Обсудить с родителями причины агрессивности и её влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности, возможных путей её преодоле...

Родительское собрание: "Агрессия,её причины и последствия".

Родительское собрание: "Агрессия,её причины и последствия"...