«Воспитание старших школьников в семье»
методическая разработка по теме

Чупенкова Светлана Геннадьевна

 

Пытаясь понять другого человека, взрослые тоже иногда припоминают какие-то его дела и поступки, пытаются их проанализировать. Но чаще всего взрос­лые судят о человеке, опираясь на свой жизненный опыт и сложившиеся у них эталоны качеств лично­сти. Именно поэтому понимание одного и того же че­ловека разными людьми оказывается неодинаковым.

Одни люди способны заметить сразу несколько качеств личности какого-нибудь человека, а другие отмечают лишь некоторые, наиболее яркие черты его характера.

Например, одному и тому же человеку разные люди могут дать такие характеристики: «Он человек спокойный, добро­желательный, рассудительный, всегда готов помочь другому, посоветует, но уж если рассердится, то потом долго ворчит и ругается », « Зануда ужасная ».

При этом взрослые люди чаще всего указывают на те черты человека, в которых проявляется его от­ношение к другим людям: добрый, злой, внимате­льный, заботливый, жестокий и т. п. Эта сторона личности человека имеет решающее значение для жизни среди людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание :

«Воспитание старших школьников в семье»

/ на основе анкетирования учащихся 6-9 классов

 коррекционной школы-интерната №11/

Подготовила :

 педагог- психолог

Чупенкова Светлана Геннадьевна

 г. Междуреченска-2007

Родительское собрание : «Воспитание старших школьников в семье»

/ на основе анкетирования учащихся 6-9 классов

 коррекционной школы-интерната №11

 г. Междуреченска/

Пытаясь понять другого человека, взрослые тоже иногда припоминают какие-то его дела и поступки, пытаются их проанализировать. Но чаще всего взрос лые судят о человеке, опираясь на свой жизненный опыт и сложившиеся у них эталоны качеств лично сти. Именно поэтому понимание одного и того же че ловека разными людьми оказывается неодинаковым.

Одни люди способны заметить сразу несколько качеств личности какого-нибудь человека, а другие отмечают лишь некоторые, наиболее яркие черты его характера.

Например, одному и тому же человеку разные люди могут дать такие характеристики: «Он человек спокойный, добро желательный, рассудительный, всегда готов помочь другому, посоветует, но уж если рассердится, то потом долго ворчит и ругается », « Зануда ужасная ».

При этом взрослые люди чаще всего указывают на те черты человека, в которых проявляется его от ношение к другим людям: добрый, злой, внимате льный, заботливый, жестокий и т. п. Эта сторона личности человека имеет решающее значение для жизни среди людей.

Другие же черты характера имеют для разных людей различное значение. Для одних более важны ми оказываются волевые качества человека, для других — его ум, для третьих — отношение к труду. Это объясняется тем, что каждый человек привыка ет одни качества считать более ценными для жизни, а другие — менее ценными.

По-разному развито у людей и умение видеть от тенки тех качеств, которые они отмечают у человека.

Например, давая характеристику своему коллеге по работе, один человек отметил такое его качество, как твердость, а дру гой раскрыл это же качество сразу в нескольких оттенках — упрямство, упорство, целеустремленность, выдержка, сме лость.

Каждый человек не всегда правильно понимает и оценивает различные стороны одной и той же личности. Это объясняется не только тем, что поступки и дела человека ярко показывают одни его черты и маскируют другие. Дело в том, что весь прошлый опыт человека помогает ему лучше видеть и пони мать одни стороны и качества конкретного человека и хуже — другие его особенности.

Воспитание  старших школьников сталкивается с большими трудностями, так как этому возрасту свойственны серьёзные противоречия. Наиболее типичные из них:

 1.Стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании , и в то же время не всегда положительное отношение к конкретным приёмам самовоспитания, который рекомендуют взрослые;

 2.Чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как жить»);

 3.Стремление к идеалу и принципиальность в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном;

 4.Желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявление детской непосредственности, импульсивности в поведении, речи, тенденции к преувеличению собственного горя, незначительной неприятности.

Несмотря на указанные противоречия, подростки всё же нуждаются в помощи со стороны взрослых, и в первую очередь  родителей и учителей, которые подскажут каждому воспитаннику, на что следует обратить внимание при самовоспитании, как лучше его организовать. Самовоспитание не обязательно должно быть индивидуальным.

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Нет практически ни одного социального и психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Но меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом школьная успеваемость ребёнка и продолжительность его обучения зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования родителей, место их работы.

Так же сильно влияет на судьбу подростков состав семьи и характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность подростка оказывает его стиль взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребёнка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем четко и рационально:

  1. родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их обсуждение подростком;
  2. власть используется ими в меру необходимости;
  3. в ребёнке ценится не только послушание, но самостоятельность;
  4. родители устанавливают правило и твёрдо приводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми;
  5. родители прислушиваются к мнению ребёнка, но не руководствуются только его желаниями.

Крайние стили воспитания, независимо от того авторитарный ли это стиль, или попустительский, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает отчуждение у детей от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными , вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и пассивность. Попустительский стиль воспитания вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Из числа опрошенных детей – 34% высказали данное предположение./13, Кроме того, пассивные и незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой информации не могут восполнить этот пробел, оставляя ребёнка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского внимания и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я». К данному числу относятся  также 34% подростков

Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам взаимоотношения с родителями давно уже сложились, и «отменить» эффект прошлого опыта не возможно.

К старшим классам автономия в поведении, как правило, уже достаточно велика: старшеклассник самостоятельно распределяет своё время, выбирает друзей, способы досуга и т.д. В семьях с более или менее авторитарным стилем общения эта автоматизация иногда вызывает острые конфликты. По анализу анкет, заполненных детьми- это 43% семей.

Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих обеспеченных семьях дети не знают источники дохода и не заботятся об этом. Почти девять десятых опрошенных девяти надеются, что их желания иметь определённые вещи осуществятся, причём две трети уверены, что осуществить эти желания - дело родителей («родители купят»). Поведение и запросы этих старшеклассников почти автономны, поскольку желания их совпадают с мнениями родителей лишь в 10%  случаев. Тем не менее дети уверены, что их желаниям будет отдано предпочтение.

        Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве. Хорошие родители, тем не менее остаются для старшеклассников важным эталоном поведения. Однако родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и некритично, как в детстве. У старшеклассников есть и другие авторитеты, кроме родителей. Чем старше ребёнок, тем вероятнее, что идеалы он находит не только в ближнем окружении, но и в более широком кругу лиц: общественные деятели, герои книг, кино и т.д. Зато все недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются остро и болезненно. Особенно это касается расхождения слова и дела. Сами старшеклассники отмечают, что они замечают существенные расхождения между тем, чему их учат родители, близкие родственники, и тем, как они поступают в повседневной жизни. К этому выводу пришло 35% опрошенных детей.  Это не только подрывает авторитет взрослых, но и является практическим уроком приспособленчества и лицемерия.

«Значимость» для юноше и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных средах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в среде досуга, развлечений, свободного общения, потребительской ориентации.

Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в своих родителях друзей и сверстников. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие их темы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им мешает самолюбие. Семья же остаётся тем местом, где подросток и юноша чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно. За такой помощью в семье могут обратиться –40% наших воспитанников, 60% предпочитают умалчивать свои проблемы или искать случайные решения на стороне, вне дома.

Наравне с семьёй можно поставить и школу, так как в этом возрасте имеет большое значение окружение подростка вне семьи.

Проведен социально психологический тест, применяемый для оценки межличностных, эмоциональных связей в семье. Ученикам был предложен ряд качеств личности человека. В него входили и моральные и волевые качества. Моя цель заключалась в установлении уровня самооценки старшеклассника и выявление качеств личности, по которым он оценивает себя и окружающих.

Вот что они выбрали:

1.Для идеала:

  По важности: первостепенное место занимают: доброта, искренность, вдумчивость.

 второстепенное место занимают: аккуратность, упорство, обаяние, нежность, осторожность, заботливость, жизнерадостность, рассудительность,  застенчивость.

        2.Для самого себя:

  По важности: первостепенное место занимают: доброта, осторожность, жизнерадостность.

 второстепенное место занимают: решительность, нежность, радушие, сдержанность.

Я сделала вывод, что родители и учителя, старшее поколение, более взрослые опытные люди играют основную роль в развитии ребёнка, какими были родители в детстве у ребёнка, их отношение к нему, таким человек станет и в юношестве, с тем он и войдёт в жизнь. Какими были у него учителя, таким же учителем будет он для своих детей. Взрослые влияют на формирование личности ребёнка, на становление его самооценки и определение его личностного «Я».

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для внеклассной работы старших школьников "В каждом человеке солнце, только дай ему светить"солнечная методика воспитания

Мастерская о ценности индивидуальности человека.Для педагогов и школьников.Творческий потенциал данной мастерской вдохновляет и удивляет. В каждой новой аудитории рождаются новые резонансы, прои...

«Преемственность в формировании духовно-нравственного образования и воспитания через различные формы и методы работы на уроках и внеклассной деятельности младших и старших школьников»

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России здорового гражданского общества, динамическое развитие страны зависит от усили...

Формирование патриотического воспитания у старших школьников

Гражданское и патриотическое воспитание подростков обусловлено влиянием семьи, школы, социума, Интернета, СМИ и др. Все эти аспекты российского общества в конце XX в. находились на последних местах, ч...

Духовно-нравственное воспитание старших школьников

Духовно-нравственное воспитание старших школьников...

Духовно-нравственное воспитание старших школьников

Духовно-нравственное воспитание старших школьников....

"Экологическое воспитание старших школьников в коррекционной школе"

Основная цель экологического воспитания - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Современный человек с детства должен осознавать свою роль на Земле, чувс...