Как помочь ребенку в учебе: рекомендации родителям
статья на тему

Рекомендации для родителей

Ю.В. Заводова,
отв. ред. корпоративных изданий гимназии "Корифей", г. Екатеринбург,
М.В. Калужская,
зам. директора по НМР гимназии "Корифей", г. Екатеринбург

Материал взят из журнала Справочник классного руководителя №3, 2011

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_rebenku_v_uchebe_rekomendacii_roditelyam.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку в учебе: рекомендации родителям

Ю.В. Заводова,
отв. ред. корпоративных изданий гимназии "Корифей", г. Екатеринбург,
М.В. Калужская,
зам. директора по НМР гимназии "Корифей", г. Екатеринбург

Справочник классного руководителя №3, 2011

Чаще всего предметом обсуждения педагогов и родителей становятся вопросы, связанные с ухудшением успеваемости школьника.

Возможные причины школьной неуспеваемости:

  1. у ребенка не сформирована мотивация к учению;
  2. он не владеет способами и приемами учебной деятельности;
  3. не сформированы психические процессы: мышление, внимание, память;
  4. преобладает авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе.

Хотелось бы обратить внимание на два аспекта, связанных с проблемой снижения успеваемости.

Причины снижения успеваемости учащихся

Во-первых, позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий.

Учащиеся объясняют неуспеваемость:

  1. наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т. е. индивидуальными особенностями;
  2. сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса;
  3. профессиональной некомпетентностью учителей.

Учителя считают, что:

  1. школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т. п.;
  2. родители плохо помогают детям в учебе;
  3. программы обучения слишком сложны.

Родители называют такие причины:

  1. недоступность программы, ее сложность;
  2. высокие требования, предъявляемые педагогами учащимся;
  3. недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.

Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.

Рекомендации родителям учащихся

Во-вторых, рекомендуя родителям принять меры, способствующие улучшению успеваемости детей, педагог часто ограничивается общими пожеланиями, не учитывая индивидуальные и психологические особенности детей и родителей, дает примерно такие советы: "надо больше заниматься с ребенком дома"; "боритесь с его ленью";"усильте контроль выполнения учебных заданий"; "наймите репетитора" и т. д.

Невысокая эффективность таких рекомендаций является причиной разочарований и неудовлетворенности родителей общением с педагогами, недооценки своих возможностей по преодолению трудностей в учебе детей, безверия, а также неадекватности действий, к которым они прибегают. Нередко такие меры не помогают, а мешают, подрывают здоровье и психику ребенка, снижают и без того невысокий интерес к знаниям и учебе, инициативу и самостоятельность. Родителям необходимо помнить:

1. Ребенок остается ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.

2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. Необходимо:

  1. уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
  2. задачи ставить ясно и четко;
  3. обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.).

3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т. е.:

  1. иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни;
  2. повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;
  3. способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей;
  4. относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;
  5. постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем.

Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов

1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:

  1. бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;
  2. эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.;
  3. культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.

2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.

3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.

4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.

5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.

6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.

7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.

8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.

9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.

10. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны работать до 2,5 ч, 7-8-х классов - до 3 ч, 8-9-х классов -до 4 ч. Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.

11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку в учебе

Уважаемые родители. помогите ребенку правильно распределить время в подготовке домашнего задания. Но самая ценная помощь вашему ребенку - это психологическая....

Методическая разработка родительского собрания "Как помочь ребенку в учебе"

Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.Задачи: - проинформировать родителе...

Как помочь ребенку в учебе

Методическая помощь родителям по адаптации в 5 классе...

Как помочь ребенку в учебе: рекомендации родителям.

Советы родителям, как помочь ребенку в учебе....

Как помочь ребенку в учебе. Методические рекомендации родителям

Как помочь ребенку в учебе. Методические рекомендации родителям,  связанные с ухудшением успеваемости школьника....

Как родители могут помочь ребенку в учебе?

Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учебаребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Единство требований семьи и школы  - очень важный принцип воспитания...