Союзные сложные предложения.Сложносочинённые предложения.
материал (10 класс) на тему

Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на три группы.

I.  Сложносочинённые предложения с соединительными союзами  и, да ( в значении  и ),  ни-ни, тоже, также.  В них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим, например: 1)Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льжом блестит. (П.)   2)Сверкнула молния, и  вслед  за тем послышался резкий удар грома. (Арс.) 3) Последние тени сливались, да мгла синела (Сераф.) 4)Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели. (Кр.) 5) Я чувствовал себя совершенно разбитым, Дерсу тоже был болен. (Арс.)

II.  Сложносочинённые предложения с  разделительными  союзами  или  (иль), либо, то-то, не то- не то.     В них указывается на чередование явлений , на возможность одного явления из двух или нескольких, например:1)Вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук. (Ч.) 2)То светило солнце, то шёл дождь. (Арс.) 3) Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось. (Сераф.)

III.  Сложносочинённые предложения  с противительными союзами  а, но, да  ( в значении но ), однако, зато, же.

В них одно явление противопоставляется другому, например: 1) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читательдорогой. (П.) 2) Уже давно рассвело, а лампа всё горела. (Фед.) 3) Я старался взглянуть в окно, да  оно всё было бело от снега и льда. (Гиляр.) 4)Плывём  долго. Глаз ждёт огонька, однако каждый поворот реки обманывает наши надежды. (Кор.) 5) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих. (Арс.) 6) Берёзы распустились, дубы же стояли обнажёнными. (Ч.)

     Простые предложения, входящие в сложносочинённое предложение, отделяются друг от друга запятыми.

Примечание. Если в сложносочинённом предложении с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям, то запятая между ними не ставится, например: В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. (Ч.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9-м классе по теме "Союзные сложные предложения"

Данный урок-закрепление пройденного материала по теме "Союзные сложные предложения" основан на использовании полотен и произведений астраханских художников, писателей, поэтов. Отработка навыков пункту...

Урок в 9-м классе по теме "Союзные сложные предложения"

Данный урок-закрепление пройденного материала по теме "Союзные сложные предложения" основан на использовании полотен и произведений астраханских художников, писателей, поэтов. Отработка навыков пункту...

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Технологическая карта открытого урока русского языка  в 7 классе...

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении"

2 урок в теме (закрепление изученного материала)Тема «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»Цель: формирование умения постановки запятой в сложном предлож...