Десять советов школьникам и родителям
методическая разработка (9 класс) по теме

Совсем скоро начнётся последняя четверть. Большинство ребят уже предвкушают близость каникул. А у девятиклассниках и одиннадцатиклассников самое страдное время – впереди экзамены. Готовиться к ним трудно: как-никак позади целый учебный год, сказывается усталость. Но готовиться к ним нужно. По-разному это делают - и «на ура», вслепую, без плана, и обдуманно, планомерно, заблаговременно. Данные советы предназначены для того, чтоб помочь школьникам справиться с трудностями предэкзаменационной поры. Они не универсальны: не будем касаться самого учебного материала или особенностей тех или иных предметов; речь пойдёт об общей организации занятий, о правилах и требованиях, которые необходимо выполнять независимо от того, какой предмет вам предстоит сдавать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka..doc370 КБ

Предварительный просмотр:

 

ЭКЗАМЕНЫ

Десять советов школьникам и родителям

Введение.

        Совсем скоро начнётся последняя четверть. Большинство ребят уже предвкушают близость каникул. А у девятиклассниках и одиннадцатиклассников самое страдное время – впереди экзамены. Готовиться к ним трудно: как-никак позади целый учебный год, сказывается усталость. Но готовиться к ним нужно. По-разному это делают - и «на ура», вслепую, без плана, и обдуманно, планомерно, заблаговременно. Данные советы предназначены для того, чтоб помочь школьникам справиться с трудностями предэкзаменационной поры. Они не универсальны: не будем касаться самого учебного материала или особенностей тех или иных предметов; речь пойдёт об общей организации занятий, о правилах и требованиях, которые необходимо выполнять независимо от того, какой предмет вам предстоит сдавать.

Совет первый.

Помните: предэкзаменационная работа - особая работа. Чем же она особая? Прежде всего интенсивностью - за один день придётся просмотреть материал, который проходили в течение нескольких недель (а то и месяцев.) Это потребует особой сосредоточенности, напряжения, внимания.

        Далее, это работа однообразная: в течение нескольких дней приходится заниматься одним и тем же предметом. Наконец, это работа сидячая- человек работает без активных движений, без переключения деятельности, всё то мало похоже на обычные школьные занятия. А отсюда….

Совет второй.

Заранее наметьте режим занятий. Он должен быть индивидуальным- в зависимости от вашей работоспособности, привычек (кто любит заниматься один, а кто с товарищем), особенностей (кто-то сразу включается в работу, а кому-то необходима раскачка). Но есть и общие нормы чередования труда и отдыха ,которым стоит следовать. Каковы они? Приведём примерный график дневных занятий. Начать работу надо в 7.30-8 часов и заниматься 2 часа, затем отдых 15 минут; работа 1 час 30 минут. Отдых 15 минут, работа 1 час, обеденный перерыв  и прогулка 1 час 30 минут, работа 1 час 30 минут, отдых-15 минут,….Во время пауз отдыха надо изменять положение тела, расслабить мышцы, встать и походить по комнате, выполнить несколько гимнастических упражнений или сделать какую-нибудь несложную работу по дому.

Совет третий.

Умейте отдыхать, только это позволит сохранить до конца экзаменов продуктивную работоспособность, хорошее восприятие и запоминание учебного материала. Как вы могли заметить, занятия рекомендуется прекращать около 6 часов вечера. Головной мозг не может непрерывно работать, он тоже устает. А отдых оберегает хрупкие нервные клетки от истощения, предупреждает дальнейшее утомление, снимает усталость. Как же лучше всего отдохнуть? Наверное, многим после многочасового корпения за столом захочется поваляться с книжкой на диване или усесться перед телевизором. Не советуется! Пассивный, бездеятельный отдых восстановит силы гораздо медленнее, чем отдых, связанный с переключением на другую работу, так называемый активный отдых. При этом, новая деятельность должна быть противоположной по характеру той,  которая вызвала утомление. Длительная сидячая работа при подготовке к экзаменам вызывает ряд изменений физиологических функций в организме. Согнутое, неправильное положение тела нарушает свободу дыхания. Оно становится менее глубоким поверхностным. Затрудненное при длительном сидении кровообращение в полости живота ведет к уменьшению аппетита, худшему усвоению пищи. В относительном бездействии находятся мышцы, и оттого медленнее идут окислительные, обменные процессы, мышцы теряют способность быстро, энергично и сильно сокращаться.

        Необходимо вернуть организм к норме, только это обеспечит успешную работу на следующий день. Вот здесь-то и нужна перемена занятий: неподвижность должна смениться движением, умственные усилия- физическими. Поэтому лучший отдых после занятий - прогулки, игры, спорт, физический труд. Часть времени (не меньше 1,5 часа) надо обязательно посвятить прогулке на свежем воздухе.

Совет четвертый.

        Позаботьтесь о своем рабочем месте. К этому многие школьники обычно относятся как к мелочи, пустяку. А между тем вам придется почти целый месяц проводить за столом по 7-8 часов, здесь и мелкие неудобства могут сказаться на продуктивности занятий.

        Стол, за которым приходится заниматься должен соответствовать росту. Для ног нужна подставка, когда они имеют опору, сидеть удобнее и легче. Глаза меньше устают при чтении, если будет правильно расположена книга. Расстояние до неё должно быть не меньше 30 сантиметров. Если книга наклонена, то это создает более удобное положение для чтения, но наклон не следует делать более 45 градусов. Большое значение имеет освещённость рабочего места. Желательно, чтобы дневной свет падал слева. Если почему-либо приходится заниматься при электрическом свете, стоит воспользоваться настольной лампой, которую также нужно расположить слева. Лампа должна быть обязательно с абажуром. Лампочка не должна  находиться в поле зрения - ее блеск утомляет глаза. Нельзя в настольной лампе использовать очень сильную электролампочку, ибо это также вред для глаз. Лучше всего лампа в 50-60 ватт, однако, общий свет должен быть также включен.

Совет пятый.

Надо высыпаться! Экономить время на сне - дело пустое и вредное, чем интенсивнее вы занимаетесь, тем сильнее нуждается в полноценном отдыхе нервная система. Не менее 8 часов сна - это должно стать правилом в экзаменационное время. Ложиться лучше всего около 23.00, вставать около 7 утра. Глубокий полноценный сон, при котором быстро высыпают, крепко спят, сразу и легко поднимаются, создает бодрость, хорошее настроение, желание работать. Время перед сном лучше всего провести в спокойных занятиях : можно поиграть в настольные игры или заняться рукоделием. Очень полезна перед сном спокойная 20-30 минутная прогулка. Нужно не только умыться или принять непродолжительный теплый душ, но и не забыть почистить зубы, расчесать на ночь волосы. Все то кажется мелочи, но и в них есть смысл - нужно успокоиться, как бы «отойти» после напряженной дневной работы- тогда вы легче и быстрее заснете. Если у школьников нет отдельной комнаты, на время экзаменов другим членам семьи, наверно,  стоит поступиться какими-то своими привычками - не смотреть допоздна телевизор, не включать радио во всю силу, не засиживаться допоздна с гостями.

Совет шестой.

« Не нахлестывайте лошадей!» Мы понимаем, что соблазн выкроить ещё часок-другой за счёт сна и прогулок велик. Но всё-таки делать этого не надо. Во-первых, ночная работа, как правило, менее эффективна- в организме уже сложился определенный ритм жизненных процессов, ритм труда и отдыха, и не стоит действовать вопреки ему. Во-вторых, силы организма не безграничны: пренебрегая отдыхом, вы рискуете преждевременно истощить их. Об этом же надо помнить и тем, кто надеется подхлестнуть работоспособность чрезмерным употреблением чая, кофе или каких-то других стимуляторов. На некоторое время они помогают: уменьшается сонливость, исчезает усталость, улучшаются процессы восприятия. Однако необходимо помнить, что стимуляторы не в состоянии заменить организме отдых. А длительное употребление приводит к истощению нервной системы, отрицательно сказывается на работе сердца, понижает защитные силы организма.

Совет седьмой.

О еде. Не редко в экзаменационную пору школьник питается кое-как, на ходу: перехватит бутерброд, пирожок, стакан чаю и все. Некогда, да и не хочется. Что не хочется – это возможно, мы уже говорили,  что постоянное нервное напряжение, сидячая работа, отсутствие физических нагрузок могут вызвать снижение аппетита. И тем не менее нужно строго соблюдать режим питания. Есть нужно пять раз в день в одни и те же часы. Еда должна быть разнообразной, содержащей все необходимые для нормальной жизнедеятельности организма вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли (не забывайте, что в 15-17 лет ещё не закончился процесс роста, и организму необходимо не только восстановлении е сил, но и новый  «строительный материал»). Обед обязательно должен начинаться с супа или другого горячего жидкого блюда, затем второе и сладкое: компот, кисель, фрукты. Употребление сладкого в экзаменационный период вообще можно несколько увеличить, дневная норма сахара во всех видах пищи должна составлять около 100 граммов, если, разумеется, нет противопоказаний. Родителям стоит заботиться, чтобы условия приема пищи в экзаменационные дни были если не праздничными, то в чем-то необычными: изящно накрытый стол, красивая сервировка, любимое блюдо- все это не пустяки, это улучшает аппетит, поднимает настроение. А школьникам - еще одно пожелание: не читайте за столом! Право же, вы немного запомните, бегая глазами от книги к тарелке, да и полноценному усвоению пищи, это отнюдь не способствует.

Совет восьмой.

Спокойствие - прежде всего. Кто не знает - экзамены - время волнений. Переживают все - даже самые спокойные, хорошо успевающие, уверенные в своих знаниях ученики. Во многом это эмоциональное напряжение естественно: оно вызвано интенсивностью работы, важностью его результата, наконец, самой атмосферой экзамена, где приходится отвечать публично, в присутствии товарищей и нескольких  (порою незнакомых) педагогов. И все же - меньше напрасных волнений! Гоните прочь панические мысли: «Все забыл!» и т.д. Лучше попытайтесь, как ни трудно это, посмотреть на себя со стороны, трезво оценить свои знания.

        И на экзамене больше сосредоточенности на самом материале, на том, что вы должны вспомнить, чем на мысли «Что поставят?». А то ведь так бывает: школьник не столько вдумывается в вопрос, сколько лихорадочно следит, как спрашивают других. Отвечает кто-то хорошо - уныние: «Мне так не ответить». Для тех же, кто не в силах отключиться, другой совет: не изнывайте в ожидании, идите отвечать первыми.

Совет девятый.

Время для разрядки. Но вот экзамен сдан, а через три дня - следующий. Что делать - лихорадочно хвататься за книги? Нет, остаток экзаменационного дня - время для разрядки, нужно снять экзаменационное напряжение, «очистить голову». Не сидите дома - сейчас вам нужнее всего хорошая пешеходная прогулка, час-другой на волейбольной или баскетбольной площадке или на реке. Вечером можно посмотреть телевизор или поиграть в шахматы, послушать хорошую музыку – это особенно рекомендуем. А за работу – уже завтра.

Совет десятый.

….Нет, это скорее пожелание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

десять советов для родителей

даются советы отцам и матерям...

Десять советов родителям школьников

Десять советов родителям школьниковhttp://www.aif.ru/ Как разобраться в школьных проблемах? Они так многообразны, что порой это трудно сделать даже специалисту. Еще сложнее — учителю. Ч...

Десять советов родителям школьников

Десять советов родителям школьников...

десять советов родителям

десять советов родителям...

Десять советов психолога родителям школьников

Как разобраться в школьных проблемах? Они так многообразны, что порой это трудно сделать даже специалисту. Еще сложнее — учителю. Часто не хватает терпения и понимания родителям. Н...

Десять советов родителям

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8963642","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 200px; height: 149px;"}}]]...

Десять советов родителям

Десять советов родителям...