"Ребенок у компьютера: за и против"
статья (7 класс) по теме

Часто приходится слышать такие вопросы: «А не опасен ли компьютер моему ребенку? Сколько времени можно проводить за ним? Не мешает ли он нормальному развитию детей?» Эта статья поможет Вам разобраться в этих вопросах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с родителями

РЕБЕНОК  У  КОМПЬЮТЕРА: ЗА И ПРОТИВ

Часто приходится слышать такие вопросы: «А не опасен ли компьютер моему ребенку? Сколько времени можно проводить за ним? Не мешает ли он нормальному развитию детей?»

Попадая в компьютерную игру, дети создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления, как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.

Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая. Поговорим об этом подробнее и посмотрим, что может дать компьютер по сравнению с учителем. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся всё более и более обобщенными и всё меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, т.к. понимание того, что существует несколько уровней реальности окружающего нас мира: реальные предметы и картинки, схемы; слова и уравнения; наконец, наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности.

«Знаковая функция сознания» не только дает возможность осознать наличие в природе всех этих уровней, но и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и трудности его развития становятся понятно многим родителям в период обучения детей счету или чтению «про себя». Ребенок продолжает шепотом произносить про себя прочитанный текст или перебирает собственные пальцы при счете.

Компьютерные игры облегчают переход психического действия внешнего свойства во внутренний процесс, так что самые простые мыследействия становятся доступны уже детям 4-5 лет.

Однако чудо, совершаемое компьютером, на этом не заканчивается. Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий, улучшаются их память и внимание. И это закономерно, так как соответствует законам психического развития детей. В исследованиях многих психологов – Ж. Пиаже, А. Валлона, П.П. Блонского и др. – замечено, что у маленьких детей еще нет желания запомнить, нет так называемого произвольного запоминания, т.к. запоминания с поставленной целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоционально окрашенные случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником может оказаться компьютер, так как значимым и ярким становится содержание усваиваемого материала, что не только ускорит его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

Компьютерные игры развивают не только интеллект ребенка, но и их моторику, точнее, способствуют формированию моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

Многие родители дошкольников жалуются на неуклюжесть своих детей, на то, что они с трудом повторяют сложные физкультурные упражнения. Некоторые дети даже к шести годам плохо воспринимают понятие право и лево. Такие недостатки не свидетельствуют об умственной отсталости или задержке развития, но и надеяться, что они пройдут сами собой, тоже не следует.

 Почему же именно компьютер легко и быстро может помочь в преодолении такого сложного дефекта, для которого даже опытным психологам иногда нужно несколько месяцев? В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. А какой же ребенок не любит играть?

Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольных памяти  и внимания. Их развитие особенно важно для детей, так как именно они во многом обеспечивают психологическую готовность ребенка к школе.

Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но есть одно «но».  Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если его принимать в неразумных дозах. Нужно понять, что компьютер – это не волшебная палочка, которая за один час игры сделает ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют разумного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Существуют определенные ограничения вол времени. Так, детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса.

Погружаясь в компьютер, ребенок всё больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе.

К сожалению, нередко встречаются дети, которые намного перешли грань разумного. Многочасовое сидение за компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. При всем преимуществе компьютерных игр они всего лишь создают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их в ситуацию дистресса, и тогда его заменяет псевдообщение. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. Погружаясь в него, ребенок всё больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Уход в искусственную реальность может сформировать у него некую психологическую зависимость от компьютера.

Нужно признать, что компьютер – наше будущее. Работа на нем обучает детей новому более простому и быстрому способу получения и обработки информации. С другой стороны, нельзя уповать только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютер:за и против

Презентация была использована во время проведения предметной недели точных наук....

Ребёнок у компьютера: за или против?

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Приобретая для своего сына или дочери компьютер – вещь, вне сомнения, оч...

Ребёнок у компьютера: ЗА или ПРОТИВ.

Статья содержит опыт работы общеобразовательной школы по теме "Ребёнок у компьютера: ЗА или ПРОТИВ".В процессе работы было проведено тестирование учащихся, проведено исследование пользе и вреде ...

Презентация "Компьютер: за и против"

В презентации представлены аргументы За и Против использования  компьютера, даны научно обоснованные факторы семейного воспитания, проводящие детей к  компьютерной зависимости , дан психолог...

"Компьютер: за и против"

Выступление на родительском собрании на тему польза и вред занятий за компьютером....

Компьютер: за и против

Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости...

Ребенок у компьютера: за или против

Часто приходится слышать такие воп­росы: «А не опасен ли компьютер моему ребенку? Сколько времени можно проводить за ним? Не мешает ли он нормальному развитию детей?»Попада...