"Компьютер: за и против"
статья по теме

Бражкина Виктория Васильевна

Выступление на родительском собрании на тему польза и вред занятий за компьютером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

"Компьютер - за и против"

Здравствуйте, уважаемые родители – «здравствуйте» мы ежедневно повторяем это приветствие. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Я предлагаю вам ознакомиться со следующей печальной статистикой.

1. Сейчас в России практически не рождаются здоровые дети. На каждую тысячу родившихся малышей до 900 имеют какие-либо врожденные дефекты. Среди первоклашек последних лет 90-95% уже обременены «букетом» хронических болезней, а сколько еще прибавится за 11 школьных лет!

2. Всероссийская диспансеризация, в ходе которой обследовали 30 млн. детей, дала тревожные результаты: здоровы лишь 33% ребят, 51% - имеют отклонения в здоровье, у 16% - хронические патологии.

Не секрет, что на состояние здоровья сильно влияют многие факторы: образ жизни, наследственность, а также и  многие достижения цивилизации, в том числе и всеобщая компьютеризация.

В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники, искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией, стал востребованным специалистом на рынке труда.  

Но, просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом.

Так что же должен делать заботливый родитель:

разрешать или запрещать проводить время за компьютером?

Сегодня вы узнаете о пользе и вреде занятий за компьютером, информацию по профилактике компьютерной зависимости, а также как уберечь здоровье своего ребенка.

Споры относительно пользы и вреда от компьютера ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютера на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее.

Вы  не можете не заметить огромное количество положительных моментов общения вашего ребенка с компьютером:

1. Он помогает выявить и развить способности ребенка.

2. Является великолепным способом самообучения.

3. Развивает самостоятельное мышление.

4. Усиливает концентрацию внимания.

5. Учит ребенка быстро переключаться с одного действия на другое.

Существует множество компьютерных учебных программ, которые помогут вашим детям учиться с увлечением.

А ЧТО ЖЕ ТОГДА ПЛОХО?

Плохо то, что при несоблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

Какие же основные, вредные факторы воздействуют на человека при длительном общении с компьютером?

- сидячее положение в течение длительного времени;

- электромагнитное излучение;

- перегрузка суставов кистей рук;

- повышенная нагрузка на зрение;

- стресс при потере информации.

Рассмотрим эти факторы по отдельности

Сидячее положение

Человек за компьютером сидит в расслабленной позе, однако вследствие статичности она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз. Чтобы уменьшить это вредное воздействие, необходимо каждый час вставать из-за компьютера и проделывать комплекс упражнений.

Электромагнитное излучение

Вопрос о воздействии электромагнитного излучения на организм человека сложен, ему посвящены тысячи научных трудов. Результаты свидетельствуют о вредном воздействии этого излучения на организм человека. Конечно, современные мониторы стали гораздо безопаснее для здоровья, чем кинескопы десятилетней давности, однако полностью защитить человека они не в состоянии. К чему же приводит электромагнитное излучение? Ученые считают, что самое минимальное воздействие заключается в общем снижении иммунитета у человека, и он становится уязвимым для вредных вирусов и бактерий.

Перегрузка суставов кистей рук

В пальцах рук вследствие постоянных ударов по клавишам возникает ощущение слабости, онемения и «мурашек» в подушечках. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими. Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению КТС, достаточно каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для кистей рук.

Повышенная нагрузка на зрение

Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Это связано с тем, что изображение на экране складывается не из непрерывных линий как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек. В результате глаза начинают слезиться, появляется головная боль, двоение изображения и другие нарушения. Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Избежать его поможет следование основным правилам гигиены зрения.

Комфортное рабочее место.

Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего стола. Компьютер должен быть укомплектован хорошим монитором с правильной настройкой. Необходимо каждый полчаса делать гимнастику для глаз.

Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии важной информации. А ведь и вирусы не дремлют, и жесткие диски самых лучших фирм могут сломаться, и случайно можно нажать не на ту кнопку. И в результате стресс, вызванный потерей важной информации.

Я провела анкетирование среди учащихся, чтобы исследовать, как они работают за компьютером и не опасно ли это для их здоровья, в анкетировании приняло 82 ученика.

Результаты анкетирования учащихся школы.

По результатам проведенного анкетирования выяснилось, что 96% учащихся имеют дома компьютер.

  1. Есть ли у вас дома компьютер?
  2. Да – 96   % (79 чел.)
  3. Нет - 4   % (3 чел)

Нормой считается, если учащийся проводит за компьютером 3 часа в день. Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером:

  1. Сколько времени в день в среднем вы проводите за компьютером?
  2. Не более часа-   14%
  3. От 1 до 3 часов-   32%
  4. Более 3 часов-   41  %
  5. Все свободное от учебных занятий время-  13 %

  1. Какую роль в вашей жизни играет Интернет?
  2. Пользуюсь по мере необходимости (для выполнения конкретных заданий)-  24   %
  3. Люблю «гулять» по страницам Интернета, когда отдыхаю-  25   %
  4. Часто ищу информацию и общаюсь-  39  %
  5. Не представляю жизни без него-   12  %

  1. Что вас больше интересует (чему вы отдадите предпочтение
  2. Компьютер-  22  %
  3. Чтение книги-  10  %
  4. Прогулка на свежем воздухе- 39  %
  5. Непосредственное «живое» общение с другом- 29   %

  1. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером? 
  2. Нет-  74 %
  3. Да-  26   %
  4. Слайд 8. Какова рода деятельностью вы занимаетесь за компьютером? Из предложенных вариантов выберите один или несколько вариантов, на которые приходится большая часть времени, проводимого за компьютером.
  5. Готовитесь к урокам, ищете «учебную» информацию (материал к докладам, рефератам, презентациям и т.п.)-  63   %
  6. Ищете в Интернете «внеучебную» информацию (музыку, изображения, интересные ролики, гороскопы, прогнозы погоды и т.д.)-  42  %
  7. Общаетесь (в режиме on-line, по электронной почте, на форумах и т.д.)-  40 %
  8. Смотрите фильмы, читаете электронные книги, слушаете музыку-  32   %
  9. Играете в компьютерные игры-  40   %

Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером, слишком много времени. Что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе и психических.

Компьютерная зависимость - проблема, с которой пытаются бороться во всем мире.

Давайте посмотрим, какие  зависимости от компьютера бывают.

Начнем с компьютерных игр.

Специалисты выделяют следующие виды компьютерных игр:

  1. игры типа «убей их всех»;
  2. игры – приключения;
  3. игры стратегические, в которых требуется принимать решения;
  4. развивающие игры;
  5. обучающие игры;
  6. игры диагностические;
  7. графические, связанные с рисованием, конструированием.

Давайте рассмотрим недостатки компьютерных игр. Вы их видите на экране.

  1. Нагрузка на зрение
  2. Остеохондроз
  3. Психическая нагрузка и переутомление
  4. Затруднённое дыхание
  5. Заболевания суставов кистей рук.

Игромания - это психологическая зависимость человека от компьютерных игр,  которая влияет на его физическое и психическое здоровье.

Так почему детей так привлекают компьютерные игры? Могут ли они быть  полезны?

Давайте рассмотрим причины увлечения компьютерными играми.

(Родители читают текст со слайда)

1. Ребёнок, лишённый родительского внимания

2. Неумение справляться с трудностями самостоятельно

3. Родители в общении с ребёнком не осознают его взросления
4. Низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих

5. Привлекает придуманный мир

6. Ошибки всегда можно исправить, перезагрузив компьютер

7. Отождествление с главными героями

8. Все происходит по желанию подростка («Я – властелин»)

9. Компьютер – партнер по общению

Существуют синдромы игровой зависимости. Если вы заметили такие действия со стороны вашего ребенка, значит, он зависим от компьютера.  (Родители читают текст со слайда)

  1. Большую часть времени (6-10 часов в день) ребенок проводит за компьютером
  2. У него практически нет реальных друзей
  3. Если на ваш запрет сидеть за компьютером школьник реагирует агрессивно или становится тревожным
  4. Ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам.

Если вы не обнаружили таких признаков – это хорошо, но любая профилактика лучше лечения. Поэтому, необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Общайтесь со своим ребенком "на одной волне".

С  раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Беседуя с ребенком, интересуйтесь его мнением. Ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни.

Обязательно разрешайте подростку приглашать в дом друзей, спрашивайте о том, как он общается со своими ровесниками. Делитесь собственным детским опытом, чтобы помочь ему решить его проблемы.

Помните, что для подростка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа самооценки.

2. Ограничьте время нахождения ребенка за компьютером.

Врачи-офтальмологи считают, что ребенок в возрасте 7-12 лет ребенку можно сидеть за компьютером 2-3 часа, но не ночью.

После 12 лет наступает менее опасный период.

Но необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Но главное - не позволяйте своему ребенку играть в компьютер за 1,5-2 часа до сна и ночью.

3. Компьютер - во благо!

Следите, в какие игры играет ребенок. Старайтесь держать в домашнем компьютере  игры, развивающие логическое мышление. Если вы заметили, что ребенок начинает разговаривать с персонажами игр, запретите ему пользоваться компьютером!

Если вы обнаружили признаки  игровой  зависимости у своего ребенка,  то следует обратиться к психологу.

Следует сказать, что наряду с недостатками у компьютерных игр есть и достоинства. Итак, давайте посмотрим. (Родители читают текст со слайда)

Компьютерные игры учат: 

  1. добиваться своей цели;
  2. совершенствовать интеллектуальные навыки;
  3. классифицировать и обобщать;
  4. аналитически мыслить

«Хорошие» игры выполняют ряд функций, которые положительно влияют на ученика.

1. Среди современных игровых программ очень много развивающих.

2. Обычное занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра.

3.Самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно-моторной координации.

4. Игры на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления детей.

А сейчас мы разберем понятие «Сетеголизм»

У некоторых  дома на компьютере установлен Интернет, практически у каждого ребенка он есть на мобильном телефоне.  

Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность.

Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы:

- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

- предвкушение следующего сеанса он-лайн;

- увеличение времени, проводимого он-лайн;

- увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

По статистике, сетеголиков  не более 3-5% от общего числа пользователей Интернет.

Памятка родителям

Родители должны сами хотя бы на элементарном уровне уметь пользоваться компьютером, чтобы контролировать ребенка.

Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном;

Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, что бы сделать невозможным доступ без разрешения родителей.

Приобщайте к домашним обязанностям;

Культивируйте семейное чтение;

Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно;

Не забывайте, что родители  - образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка.

Теперь, когда мы рассмотрели все основные "плюсы" и "минусы" использования компьютера, наверное, понятно, что компьютер  из  "механического врага"  превращается в друга, помогающего решать различные задачи образования, воспитания,  развития  нашего ребенка, но при условии соблюдения всех рекомендаций о которых я говорила.

Спасибо за внимание.

Будьте здоровы!

Используемые источники информации:

  1. Смирнова Наталья Владимировна «Компьютер:вред и польза умной машины»
  2. Ушакова Ольга Владимировна «Здоровье-это жизнь. Береги его»
  3. http://9bklas.ucoz.ru/publ/roditeljam/kompjuter_vred_ili_polza/1-1-0-metodkab.gym2.ru›Psiholog/rod-sobr.doc
  4. http://festival.1september.ru/articles/586583/
  5. http://www.zavuch.info/methodlib/50/64973/
  6. http://www.school20.pupils.ru/roditeljam/vred-i-polza-kompjuternykh-igr/www.saferunet.ru
  7. http://ourboys.ru/computer


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютер:за и против

Презентация была использована во время проведения предметной недели точных наук....

Ребёнок у компьютера: за или против?

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Приобретая для своего сына или дочери компьютер – вещь, вне сомнения, оч...

Ребёнок у компьютера: ЗА или ПРОТИВ.

Статья содержит опыт работы общеобразовательной школы по теме "Ребёнок у компьютера: ЗА или ПРОТИВ".В процессе работы было проведено тестирование учащихся, проведено исследование пользе и вреде ...

"Ребенок у компьютера: за и против"

Часто приходится слышать такие вопросы: «А не опасен ли компьютер моему ребенку? Сколько времени можно проводить за ним? Не мешает ли он нормальному развитию детей?» Эта статья поможет Вам разобраться...

Презентация "Компьютер: за и против"

В презентации представлены аргументы За и Против использования  компьютера, даны научно обоснованные факторы семейного воспитания, проводящие детей к  компьютерной зависимости , дан психолог...

Компьютер: за и против

Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости...

Компьютер: «за» и «против»

Почти во всех странах мира существует проблема воздействия экрана (телевизионного, компьютерного)  на развитие личности ребенка. Если 20 лет назад можно было услышать: «Дети знают больше нас, бла...