Самостоятельная подготовка учащихся по литературе и русскому языку поможет закрепить теоретический материал по важным подтемам, структурировать знания
методическая разработка (10 класс) на тему

1. вопросы к семинару (10 класс)

2. вопросы к зачету (7,8 класс)

3. творческие задания (6-10 класс)

4. подготовка к ЕГЭ (11 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Весеннее настроение

Зелене…т на полянке, радуют?ся солнцу, солов?иные трели,

ветка яблон…, гн…здо сороки, быстрые стриж…, радос?ная

встреча, соб…раем букет, мя?кая травка, солнеч?ные

зайчики.

        Черемуха цветет

Маленькие бутончики только начинают лопаться, а как пахнет кругом! Это начинает цвести черемуха.

 Уже на второй день она вся в цвету. Пчелы спешат к душистой красавице, запасаются сладким нектаром. Через несколько дней черемуха осыпается. Ее лепестки гонит ветер по воде, устилает траву белой нежной накидкой. И становится черемуха невидимой, растворяется в зелени деревьев и кустарников.

      Черемуха

Черемуха душистая

С весною расцвела.

И ветки золотистые,

Как кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.



Предварительный просмотр:

Вопросы к семинару по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Что такое обломовщина? Есть эти черты в Ильинской? Штольце?

Почему Обломов превратился в лишнего человека?

Любовь Ольги и Агафьи к Обломову. Почему И.И. выбрал жизнь с Пшеницыной?

Почему историю «души чистой и ясной, как стекло; благородного, нежного Обломова» рассказывает читателям его оппонент А.И.Штольц?

Кто нужен будущей и современной России – «честный Чичиков» Штольц или «ленивец сонный» Обломов?

Актуальность романа в наше время.



Предварительный просмотр:

Рассказать о причастии как особой формы, сочетающей признаки глагола и прилагательного

Выполнить синтаксический разбор предложения, объяснить орфограммы, расставить знаки препинания, выполнить разборы

Образование действительных и страдательных причастий

Выполнить синтаксический разбор предложения, объяснить орфограммы, расставить знаки препинания, выполнить разборы

Причастный оборот и знаки препинания при нем

Выполнить синтаксический разбор предложения, объяснить орфограммы, расставить знаки препинания, выполнить разборы

Орфограммы в суффиксах причастий

Выполнить синтаксический разбор предложения, объяснить орфограммы, расставить знаки препинания, выполнить разборы

Не с причастиями

Выполнить синтаксический разбор предложения, объяснить орфограммы, расставить знаки препинания, выполнить разборы

Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных

Выполнить синтаксический разбор предложения, объяснить орфограммы, расставить знаки препинания, выполнить разборы

.



Предварительный просмотр:

Критерии оценки ЕГЭ 2011-2012 г

Первичный балл      тестовый балл    оценка

0  - 14                         0 – 35                    2

15 – 35                       36 – 56                   3

36 – 51                        57 – 72                   4

52 – 60                         73 – 100                5

Часть А – максимальное кол-во баллов – 30

Часть В – 8 заданий   - 11

Часть С – 12 критериев – 23

Орфоэпические нормы

Ударение на 1слог   ударение на 2слог   ударение на последний слог

Августовский          завидно                     валовой

Мельком                 оптовый                     каталог

Черпать                   принудить                 квартал

Знамение                 мизерный                  мусоропровод

Хаос                         феномен                    щавель

 банты                       закупорить               мастерски                                  

 торты                        ракушка                   баловать

В глаголах прошедшего времени ж.р. без приставки ударение падает на окончание, приставка оттягивает на себя ударение (брала – выбрала)

 

Наиболее часто встречающиеся слова:

Красивее, звонишь, шасси, премировать, кухонный, намерение, ходатайство, изогнутый, начала

Нарушение лексических и морфологических норм

1. Я посетил солнечное Баку.

2. Ты сегодня более красивее выглядишь.

3. У обоих девочек неправильно была решена задача семистами рублями.

4. Едя в автобусе, я был погружен своими мыслями.

5. »Извиняюсь за мою бестактность! - проговорил юноша. – Помню детство обрывисто».

6. Сколько много здесь цветов!

7. Любовь никогда не утухает.

8. Не махай руками, у меня нет на тебя время.

9. Наденься потеплее и поедь на каток.

10. Я очень скучаю о вас.

Нарушение грамматических норм

1.Граждане, оплатите за проезд.

2. Участники конференции получили и ответили на пятьдесят два вопроса.

3. Человеку, который не может связать двух слов, закрыт путь к десяткам профессий.

4. Те, кто получил двойки, должен их завтра исправить.

5. Рейс задержали благодаря погодным условиям.

6. Автор через свой очерк хочет донести до читателя свою мысль.

7. Все возвращается на свои круги.

8. По окончанию работы я вернулся домой.

9. Девушка всегда аккуратна и красивая.

10. Я думаю, что автор хочет рассказать важную проблему.  

Работа над частью С

1 Проблема – это то, над чем размышляет автор,

Объект раздумий автора,

То, что стоит над текстом

Проблема может быть

- острой

- важной

- животрепещущей

- спорной

- актуальной

- серьезной

- насущной

- злободневной

Проблема может носить

- нравственный характер

- социальный

- этический

- философский

- экологический и т.д.

Проблема исследуется

Анализируется

Поднимается

Рассматривается

Затрагивается

2 Автором проблема может быть поставлена

Изложена

Рассмотрена

Затронута

Поднята

Сформулирована

Исследована

проанализирована

3 комментарий не должен сводится к пересказу текста, быть рассуждением по поводу всех проблем текста. В нем не должно быть общих рассуждений о тексте.

4 Авторская позиция

Она может быть выражена четко, ясно, содержаться в конкретном предложении текста, а может быть заявлена через

- риторический вопрос

- риторическое восклицание

- оценочную лексику

- вводные слова

- реплики персонажей

Авторскую позицию можно изложить с помощью сложных предложений:

автор считает, что ----

 автор утверждает, что ---

 автор убежден, что ---

 бесспорно мнение автора о том, что ---

Автор подводит читателя к мысли о том, что –

Позиция автора очевидна :

Цель автора – заставить читателя задуматься о том..

Авторскую позицию точно отражает высказывание : «…..»

Авторская позиция должна быть сформулирована утвердительным предложением.

5 выражение собственной позиции

Оценочные слова помогают передать впечатления от прочитанного текста:

- с удовольствием прочитал

- нельзя остаться равнодушным

- возмущает (радует, огорчает, восхищает и т.п.) то, что

- к немалому удивлению, узнал и т.д.



Предварительный просмотр:

Предложения для разбора

Зв..нящая тишина леса ок..лдовывала погружая все чувства в сладкую истому.

Вз…рая на поступки иных юношей думаеш? О воспитании.. души не?окрепшей в боях за справедливость.

Избран ?ый тобою путь тернист и труден и далек л..шен красот и насл..ждений.

Павел слушал вн..мательно и не остановив ни разу написал и..черпывающую р..золюцию.

Ок..завшись в глубине сада заросш..го диким виноградом и плющ..м Татьяна испытала страх.

Путники распол..жились в д..лине покрытой туманом и не?снимая оружия приготовились к н..члегу.

Не?собран?нные в букеты полевые цветы были разбросаны по всей горнице.

Вечерняя з..ря по..вившаяся на небе была испугана надвигающ..йся грозою.

Не?потеряв ни одного бойца отряд вернулся в з..млянку завален?нную от посторонних глаз с..сновыми ветками.

Сад р..дея и переходя в настоящий луг спускался к реке поросш..й камыш..м и ивн..ком.

Тополя липы-р..весницы могучие ели по..пирающие небо делали ал?ллеи не?прходимыми.

Пох..див часа два я пр..метил темную крышу полуразв..лившейся мельницы .

Вопросы к зачету по наречию

Наречие как часть речи. Смысловые группы.

Степени сравнения наречий

Орфограммы  на конце наречий

Смысловые группы наречий. Отрицательные и неопределенные наречия

Слитное, раздельное, дефисное написание наречий

Не с наречиями


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразеологический Зоопарк Учеников 6а класса, 352 школы, Алексеева Ивана и Митина Ярослава.

Слайд 2

Все мы привыкли к тому, что в сказках, в детских фильмах животные ведут себя как люди, разговаривают, размышляют.

Слайд 3

Наши далекие предки наблюдали повадки животных, рыб, насекомых, а затем переносили эти наблюдения на людей, наделяя их соответствующими характеристиками. Так возникло немало выражений, основанных на подобных наблюдениях: «держать ухо востро», «насторожить уши», «держать ушки на макушке» – т.е. быть очень внимательным, быть настороже; «держать нос по ветру» – т.е. приспосабливаться к обстоятельствам; «держать кого-то под крылышком» – оберегать кого-то, покровительствовать; «заметать следы» –скрывать следы чего-то нехорошего, совершенного человеком; «поджимать хвост» – т. е. трусить , выражать трусость; «держать хвост трубой», «держать хвост пистолетом», «держать хвост морковкой» – т. е. не унывать, быть уверенным в себе; «хлопать ушами» – т. е. слушать, не понимая, быть рассеянным, не делать что-то вовремя; «вертеться под ногами» – мешать своим присутствием, надоедать и т. д.

Слайд 4

Есть еще выражения такие как: «собачья верность», «устал как лошадь», «волчий аппетит». Или вот это выражение «буриданов осел» означает: крайне нерешительный человек, колеблющийся в выборе между равноценными решениями. Происхождение этого выражение таково : Философы позднего Средневековья выдвинули теорию, по которой поступки живых существ зависят не от их собственной воли, а исключительно от внешних причин. Ученый Буридан, живший во Франции в XIV веке, подтверждал эту мысль таким примером. Возьмем голодного осла и положим по обе стороны от его морды, на равных расстояниях, две одинаковые охапки сена. У осла не окажется никакого основания предпочесть одну из них другой: ведь они в точности похожи. Он не сможет потянуться ни к правой, ни к левой и в конце концов умрет с голоду.

Слайд 5

А вот выражение «Лебединая Песня» не все знают: Еще в древности возникло поверье, будто лебеди поют перед смертью. Оказывается, это не только красивая легенда. Известный ученый А. Брем в своей книге «Жизнь животных» пишет, что последний вздох смертельно раненного лебедя действительно очень мелодичен. Это вы­ражение употребляется в значении: последнее проявление таланта.

Слайд 6

Фразеологизм “Валаамова ослица ” Наве рное ни кто не знает: Валаамова ослица – это выражение пошло из библейского сюжета. Согласно легенде маоистский царь послал своих людей к волхву Валааму с просьбой помочь снять осаду города Иерихона. Царь рассчитывал, что Валаам с помощью магии уничтожит израильтян, угрожавших столице. Волхв оседлал ослицу и поспешил на выручку. Но Бог встал на защиту израильских воинов, и по Его воле ослица отказывалось идти вперед. Раздраженный Валаам два раза ударил ее. Когда он замахнулся в третий раз, животное вдруг начало говорить по-человечески. «Валаамовой ослицей» можно назвать человека, который обычно молчит, но в какой-то момент начинает активно защищать свою точку зрения .

Слайд 7

Я еще хочу рассказать вам об образовании слова «стеллаж». СТЕЛЛАЖ (нем . Stellage , от нидерл . stellen - ставить, помещать), устройство для хранения предметов и штучных материалов, состоящее из полок (настилов), укрепленных в несколько ярусов на стойках каркасов. Как вы уже поняли то это слово пришло к нам из немецкого языка.

Слайд 8

В нашем богатом красивом русском языке есть огромное количество фразеологизмов и крылатых выражений. Недостаточно просто знать буквы и уметь читать, нужно еще грамотно и точно выражать свои мысли используя различные фразеологизмы и крылатые выражения.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательских навыков, творческих способностей в процессе самостоятельной работы учащихся по литературе и русскому языку

Методический доклад на тему "Развитие исследовательских навыков, творческих способностей в процессе самостоятельной работы учащихся  по литературе и русскому языку"...

Дидактический материал по подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку 9 класс

Дидактический материал можно использовать при продготовке учащихся к экзамену по русскому языку как на уроках , так и на факультативных занятиях....

О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)

О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)На современном этапе развития российской системы образования происходит новое...

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей....

Дидактический материал по теме "Связь слов в словосочетании" для подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Материалы  ГИА по русскому языку в 9 классе содержат задания по теме "Словосочетание".Этот материал изучается в 8 классе в начале года  и требует повторения в 9 классе.Предлагается...