Дисграфические ошибки при письме.
статья по теме

Елхова Ираида Вячеславовна

В статье описаны основные виды ошибок на письме у учащихся, которые бывают при наличии речевого нарушения. Нарушение письменной речи - дисграфия - поддаётся коррекции только с помощью хорошего логопеда. Данная статья поможет родителям понять следующее: есть ли у ребёнка дисграфические ошибки или он просто недостаточно внимателен при письме; нужно ли обратиться за помощью к логопеду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oshibki_disgrafiii_-_kopiya.odt107.9 КБ

Предварительный просмотр:

Ошибки дисграфии?

        Прежде чем говорить об ошибках, обусловленных нарушением письменной речи, давайте, не вдаваясь особенно в специфическую терминологию, попробуем разобраться, что такое письменная речь. Как она формируется, и что этому мешает? Дислексия и дисграфия, а именно так называются нарушения чтения и письма, к сожалению, довольно часто встречаются у учащихся массовых школ и являются большим препятствием в овладении грамотой, а на более поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка. При отсутствии своевременной помощи к 6–7-му классу количество специфических ошибок может уменьшиться, но возрасти во много раз количество орфографических ошибок. Часто у учеников среднего звена диагностируется дизорфография в чистом виде или с элементами дисграфии. Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое.

        Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

  1. речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
  2. речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы (звука);
  3. зрительный, который подбирает соответствующую графему (букву);
  4. двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

        Все эти сложные перешифровки происходят в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения, программирования – этот уровень, как и контроль, обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Исходя из вышесказанного, мы видим, что процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением). Тогда, когда работа какого-то анализатора грубо нарушена (зрение, слух), на помощь приходят сложные системы обучения, разработанные в дефектологии и успешно применяемые. Они используют компенсаторные возможности других анализаторов. В тех же случаях, когда недостаточность анализаторов носит не такой глобальный характер, на помощь приходят другие методики коррекционного обучения. Кроме того, во многом могут помочь и родители ученика, и его учитель.

        Каковы же ошибки, которые должны  насторожить? Существует несколько видов нарушений письма (дисграфии) и чтения (дислексии), каждому виду соответствуют и свои ошибки.

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д, п-т, Е-З, а-о, д-у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи часто отражаются и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, е-ю; согласные р-л, й-л; парные звонкие/глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), шуски (сушки), сыплята (цыплята).

4. Родители часто радуются, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточной сформированности фонетической стороны речи и фонематического восприятия может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописанные слова.

5. Часты при дисграфии ошибки "застревания" (персеверации): За зомом росла мамина. (За домом росла малина), предвосхищения, упреждения (антиципации): Дод небом лолубым. (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет), Луба (Люба).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

8. Кроме этого, дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.

        Следует помнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом. А что касается дизорфографии, то ошибки, допущенные из-за незнания правил, не являются дизорфографическими. Дизорфографический дефект обусловливается несформированностью у школьников базовых компонентов грамотности, к которым можно отнести развитую речь и сформировавшееся на ее основе и в процессе практики письма «языковое чутье»; владение произвольными действиями с языковыми единицами; полноценное психологическое обеспечение произвольных действий с языковыми единицами (имеются в виду сопровождающие письменную речевую деятельность процессы внимания, памяти, мыслительные операции).

Литература:

Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М., 2001 г.

Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». – С-Петербург, И.Д «МиМ», 1997 г.

Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г.

Правдина О.В. «Логопедия» – М. Просвещение, 1973 г.

«Речевое развитие младших школьников» Сборник статей под редакцией Н.С. Рождественского. – М., Просвещение, 1970 г.

Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» – М., Владос, 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфические ошибки на письме и чтении. Памятка для учителей.

В данной памятке для учителей начальных классов и русского языка, для начинающих учителей-логопедов и родителей представлен перечень специфических ошибок, допускаемых обучающимися в письменной речи....

Дисграфические ошибки и помощь ребенку – дисграфику со стороны учителя .

В данной статья описаны виды дисграфических ошибок  школьников при написании букв, слогов, слов и предложений и коррекционная работа по преодолению нарушений письма...

Специфические (логопатические) ошибки на письме. ПАМЯТКА учителю.

В виде таблицы представлена памятка для учителей о том, какие ошибки можно считать специфическими (логопатическими, дисграфическими), требующими помощи логопеда....

«Глупые ошибки при письме - пропуск букв в словах».

Одна из главных проблем правописания — необъяснимый пропуск букв в словах. Обычно в таких случаях между ребенком учителем (родителем) происходит диалог: «Это твоя рука писала?» — «Да». — «Глазки видят...

Специфические (дисграфические) ошибки письменной речи

Специфические ошибки письменной речи у чащихся....

Памятка "Дисграфические ошибки"

Виды специфических ошибок на письме у детей с нарушением письменной речи....