Дисграфические ошибки и помощь ребенку – дисграфику со стороны учителя .
статья по теме

Родина Елена Николаевна

В данной статья описаны виды дисграфических ошибок  школьников при написании букв, слогов, слов и предложений и коррекционная работа по преодолению нарушений письма

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дисграфические ошибки и помощь ребенку – дисграфику

 со стороны учителя .

Нарушения письменной речи (т.е. письма и чтения), тревожат учителей и родителей, т.к. они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).

Причина их возникновения – нарушение отдельных компонентов речи или всех ее компонентов (ОНР). При этом интеллект у детей может быть не нарушен.

Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» - чтение. Взрослому, который свободно пишет и читает, эти процессы кажутся естественными. Почти как дыхание. Если же проанализировать механизм этих процессов, их природу, окажется, что они сложны и требуют согласованности многих анализаторов в КГМ и многих функций организма.

Для того чтобы записать слово буквами, нужно, прежде всего, проанализировать, какие звуки мы произносим и в каком порядке. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. А для ребенка с нарушенным фонематическим слухом порою и вовсе не под силу. Ребенок может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки, и не различать звуки речи, сходные по акустическим признакам, например: р – л, б – п, в – ф, м – н и т.п.

Так же встречаются оптические ошибки, связанные с нарушением зрительного восприятия. Например, ребенок не видит разницу в написании букв ц – щ, ш – щ, ш – и; путает верхние – нижние элементы букв б – д.

Это происходит не от невнимательности и лени; таковы особенности развития зрительного анализатора и зрительного восприятия у данного конкретного ребенка.

У детей со скрытым или явным левшеством встречается зеркальное написание отдельных букв, а порой в редких случаях и полностью зеркальное письмо.

И, наконец, выполнение требований к каллиграфическому написанию букв может быть затруднено какими-либо двигательными расстройствами у ребенка.

Дети – дисграфики испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку. Ребенку нужно концентрироваться на работе то слухового, то зрительного анализатора и при этом постоянно контролировать двигательную работу своей руки. Дисграфия часто сопровождается пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. Поэтому даже самый старательный и прилежный ребенок, страдающий дисграфией, показывает очень нестабильные результаты. Повышенная концентрация внимания сменяется рассредоточенностью, это защитная реакция организма ребенка и, в итоге, первая половина диктанта может быть написана грамотно, а во второй половине мы увидим массу ошибок. Сильное напряжение, даже часто перенапряжение, провоцирует искажение почерка.

Различные ошибки в письменных работах делают и дети, не страдающие дисграфией. Но только у дисграфиков ошибки определенного типа носят стойкий характер, повторяются изо дня в день. Дисграфические ошибки отчетливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, т.е. ее отчетливо слышно. Например, в слове «ложка» неправильно написать первую букву («рожка») может только дисграфик, а вот ошибиться в середине слова («лошка»)  может любой ребенок, плохо усвоивший правило.

Больше дисграфических ошибок встречается в диктантах. Хотя не исключены они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на образец.

Конечно же, ошибки, имеющие логопедическую природу, должен предупреждать и корректировать специалист. Но будем реалистами: логопед есть далеко не в каждой школе. Поэтому ниже предлагается ряд рекомендаций по работе с детьми – дисграфиками для учителей.  

  

Характерные для детей – дисграфиков ошибки и как помочь данной категории детей.

Ошибки на уровне буквы и слога.

Ошибки звукового анализа – дети не владеют навыками звукобуквенного анализа и синтеза.

Проявление: пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов.

Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки.

Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал лакать – «ста лакать»).

Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – «довр»).

Добавление лишней буквы; чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно – «дуружно»). Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – «девочика»).

Что делать?  Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.

Ошибки фонематического слуха – в основе лежат трудности различения на слух акустически близких звуков (фонем).

Проявление: замены друг на друга букв, обозначающих акустически близкие звуки.

Дети часто путают:                парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»);

                                гласные  о – у, ё  - ю;

                                заднеязычные согласные  г – к – х (сухой – «сугой»);

                                соноры  л – р, й – л, м –н;

                                свистящ. и шипящ. звуки м/д собой:  с – ш, з – ж, с(мягк.) – щ;

                                аффрикаты:  ч – щ; ч – ц; ч – т(мягк.); ц – с.

Что делать?  Развивать фонематическую сторону речи.

Оптические ошибки – в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании.

Проявление:  ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д;  зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов.

Что делать?  Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор.

Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т.д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.

Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.

Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву, затем пытаются сами описать какую-нибудь букву).

Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?

В ряду правильно написанных букв найти одно неправильную.

Найти буквы, спрятанные в различных рисунках, в геометрических фигурах.

Разобрать несколько букв в наложенном изображении: какие буквы «свалились в кучу» и спрятались на рисунке.

Ошибки на уровне слов.  

Слитное написание слов, особенно служебных. Иногда ребенок не разделяет в потоке речи и два самостоятельных слова, пишет их слитно. Границы слов могут не только исчезать, но и смещаться.  Иногда ошибки на уровне слова проявляются в том, что ребенок придумывает свое несуществующее слово («поленой» цветок; «медведий» хвост).

Что делать?  Помочь ребенку сформировать понятие «слово». В т.ч. показать ребенку значение предлогов, например, перемещая один предмет относительно другого с комментариями: карандаш на книге, под книгой, в книге, между книгами и т.д.

Для лучшего понимания, что такое слово, можно, например, написать слово на карточке, а потом разрезать ее. Тогда из слова, например лиса, получится два неслова (две части, не имеющие смысла).

Также бороться с дисграфическими ошибками на уровне слова помогает часто используемое в начальных классах задание: среди родственных слов найти лишнее (гусь, гусенок, гусыня, гуськом, гуси, гусеница).

Полезно поиграть со словом, переставляя буквы внутри него: читать слова наоборот; собирать «рассыпанные» буквы в слово; из каждой буквы слова придумать новое слово; составить наибольшее количество слов из букв одного длинного слова.

Навык словообразования будет совершенствоваться, если предлагать детям заменить словосочетание одним словом: с голубыми глазами – голубоглазый, добрая душа – добродушный. И наоборот: заменить сложное слово словосочетанием; догадаться, из каких слов сложилось сложное слово: самовар – сам варит.

Ошибки на уровне предложения.  

Отсутствие границ предложения (заглавная буква в начале и точка в конце предложения).

Ошибки в согласовании слов (большая белая пятно) и управлении (на ветки деревьях).

Ошибки при перечислении однородных членов предложения (учит честности, смелости и беречь природу).

Неверное по смыслу употребление предлогов в предложении.

Что делать?  Для освоения законов предложения можно составлять предложения по схемам.

Исправлять специально сделанные взрослым ошибки (исправить ошибки в речи иностранца, который учится говорить на русском языке).

Игра «Живое слово». Составить предложение; распределить, кто каким будет словом; встать по порядку, составляя предложение, не забыв в конце поставить (посадить на корточки) точку.

Разделить сплошной текст на слова и предложения.

Родина Е.Н. логопед

2014 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дисграфические ошибки при письме.

В статье описаны основные виды ошибок на письме у учащихся, которые бывают при наличии речевого нарушения. Нарушение письменной речи - дисграфия - поддаётся коррекции только с помощью хорошего логопед...

В помощь классному руководителю и учителю по технологии от учителя н.кл Литвиненко Н.В. МБОУ СОШ №11 г. Владимир "Подружка" ответит на все вопросы...

Взрослея, у наших любимых учеников возникают вопросы. Но не все вопросы наши дети осмеливаются задать учителю или классному руководителю вслух. Можно использовать для этого куклу-подружку. Ее можно пр...

Специфические (дисграфические) ошибки письменной речи

Специфические ошибки письменной речи у чащихся....

Своевременная помощь ребенку с ОВЗ. Памятка для учителей.

В памятке отражены основные ошибки письменной речи, которые допускают учащиеся с ТНР и с нарушениями слуха. Даны рекомендации учителя-логопеда, сурдопедагога, педагога-психолога для родителей и педаго...

Родительское собрание 9-м классе "Важность выбора профессии. Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей

Родительское собрание 9-м классе"Важность   выбора профессии. Сопровождение  и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей" "Профессия — эт...

Памятка "Дисграфические ошибки"

Виды специфических ошибок на письме у детей с нарушением письменной речи....