Родителям будущих первоклассников.
статья по теме

Елхова Ираида Вячеславовна

В статье содержится информация о порядке появления звуков у детей, возможных проблемах звукопроизношения, способах и условиях формирования правильной речи дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_dlya_roditeley.odt143.58 КБ

Предварительный просмотр:

              Уважаемые родители! Специалистами установлено, что к 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным звукопроизношением всех звуков речи.

Время появления звуков

1-2 года

2-3 года

3-5 лет

5-6 лет

Звуки

А  О  Э

П  Б  М

И  Ы  У  

Ф  В  

Т  Д  Н  

Г  К  Х  Й

С  З  Ц

Ш  Ж

Ч  Щ

Р

Л

              Если этого не произошло, то мы не можем говорить о так называемом возрастном косноязычии, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы и не вызывают серьёзных опасений.

              Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребёнку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.

               Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребёнка надо как можно раньше.

               Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата (язык, губы, мягкое нёбо; жевательные, глотательные, мимические мышцы; голосообразующие и дыхательные органы). Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, глубоко ошибочно. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду

               При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно, один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координированно.

              Прежде всего необходимо заниматься артикуляционной, логопедической гимнастикой, которая поможет ребёнку подготовить органы артикуляции к постановке звуков, не освоенных им самостоятельно.

               Цель артикуляционной гимнастики – выработка полно-ценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

          Проводить артикуляционную гимнастику с ребёнком необходимо  ежедневно по несколько минут.

          Выполняется артикуляционная гимнастика перед зеркалом.

          Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

          Можно выполнять артикуляционные упражнения под счёт, с хлопками, под музыку. Каждое упражнение выполняется несколько раз подряд (от 5 до 15).

          В качестве примера артикуляционной гимнастики приведём несколько упражнений для губ и языка:

1. «Заборчик». Рот закрыт, губы растянуть в улыбке, при этом верхние и нижние зубы обнажены.

2. «Трубочка». Вытянуть губы вперёд трубочкой.

3. Чередовать упражнения «заборчик» - «трубочка».

4. «Горка». Рот широко открыт, кончик языка изнутри упирается в нижние передние зубы, а спинка языка поднята вверх (выгибается «горкой»).

5. «Качели». Рот широко открыт, напряжённым языком нажимать сначала за верхними передними зубами, а затем за нижними.

6. «Маляр». Рот открыт, широким и напряжённым кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних передних зубов и обратно.

7. «Вкусное варенье». Рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык обратно.

          Формированию правильной речи ребёнка способствует и достаточно хорошо развитая мелкая моторика – ловкость и координированность движений пальцев рук, умение ориентироваться в пространстве (усвоить понятия «лево», «право», «верх», «низ» и т.п.) и на бумаге, соответствующий уровень развития внимания, памяти и мышления. Поэтому, пытаясь помочь ребёнку овладеть правильной речью и подготовить его к обучению в школе, необходимо уделять особое внимание развитию этих сторон его деятельности. В этом вам могут помочь как специалисты (педагоги, психолог, логопед), так и соответствующая детская литература И не нужно забывать, уважаемые родители, что в возрасте 6-7 лет у детей остаётся ведущей, т. е. основной, деятельностью – игровая. А значит, будет лучше, если все ваши занятия будут проходить в форме игры, но решать учебные задачи, акцентировать ребёнка на серьёзные и важные цели. Успехов вам и вашим детям!

Литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  2. Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе. – М., 2005.
  3. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. Л.С. Волковой. – В 2-х книгах, М.: Просвещение: Владос, 1995.
  4. Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.С.Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
  5. Поваляева М.А. Справочник логопеда – Ростов н/Д : Феникс, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей будущих первоклассников. Тема: " Речевое развитие детей. Коррекция звукопроизношения"-презентация.

Тема: «Речевое развитие детей.Коррекция звукопроизношения»  Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного   уровня гот...

Родителям будущих первоклассников

Родители могут познакомиться с речевыми умениями и навыками детей 7-ого года жизни....

"Выступление для родителей будущих первоклассников"

В данной методической разработке вы сможете получить информацию о том, какие качества необходимо развить в ребенке до того моментка как он переступит порог школы. Этот этап переломный в жизни каждого ...

Памятка родителям будущих первоклассников, да и любым родителям...

Подчас в "суматохе дней" родителям некогда задуматься - кто они для своих детей... Надеюсь, предложенная мной памятка поможет им посмотреть на себя взглядом своих детей, вспомнить себя - беспомощных п...

Для родителей будущих первоклассников.Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста.

По данным исследователей около 20 % школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно. ...

«Советы для родителей будущих первоклассников и младших школьников». Курс консультаций для родителей.

в данном материале даны рекомендации педагога-психолога и учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников и младших школьников....

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Что такое квест?  (англ. «guest» - поиск). Это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то задание. Так и мы сегодня, постепенн...