Материал для родителей "Подростковое одиночество"
статья (9 класс) по теме

Скляренко Антонина Николаевна

материал для родительского собрания на тему "Подростковое одиночество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                          Подростковое одиночество

Ребятам 8-х и 9-х классов был задан вопрос « Что такое одиночество?». И вот какие ответы были получены:

— чувство отдаленности от общества, коллектива, людей;
— отсутствие друзей и близких людей;
— когда ты один и можешь подумать о чем угодно, при этом тебе никто не мешает, но иногда одиночество в тягость;
— чувство ненужности другим людям;
— скука, подавленное состояние;
— не с кем общаться;
— когда тебя никто не любит и ты никому не нужен;
— когда очень пусто в душе;
— когда не хочется никого видеть, присутствует чувство обиды;
— невозможность общения с окружающим миром.

18% детей относятся к одиночеству положительно, 32% относятся отрицательно, 50% ответили «Когда как».

Итак, разговор сегодня пойдёт о подростковом одиночестве. Тема всегда была актуальной, а в наши дни становится особенно острой.

Так что же такое одиночество с психологической точки зрения?

Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одинокие дети чувствуют себя психологически изолированными от остальных, неспособными к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими их сверстниками межличностных отношений типа дружбы или любви. Одинокая личность – это депрессивная, или подавленная, личность.

 Одинокий подросток чувствует себя не таким, как все, и считает себя малопривлекательной личностью. Он утверждает, что его никто не любит и не уважает. Такие особенности отношения к себе одинокого подростка нередко сопровождаются специфическими отрицательными аффектами, среди которых чувство злости, печали, глубокого несчастья. Одинокий ребёнок избегает  контактов, сам изолирует себя от других. Ему более чем другим людям, присуще так называемое параноидальное чувство, которое включает повышенную подозрительность, импульсивность, чрезмерную раздражительность, страх, ощущение разбитости. Одинокие дети чувствуют себя покинутыми, обречёнными, потерянными, ненужными. Все эти ощущения носят мучительный характер.

По-разному к одиночеству и уединению относятся дети разного возраста. Более младшие дети  обычно воспринимают как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим содержанием, приписывая им отрицательный смысл: «один, значит никому не нужен». А вот более старшие  юноши и девушки ценят уединение.

Чувство одиночества и неприкаянности  порождает у подростков неутолимую жажду общения со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности.


Подросток легко идеализирует окружающих людей и так же легко в них разочаровывается. Он противопоставляет себя обстоятельствам, существующему порядку, людям.  Стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, непохожесть на других, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества.

Всё это зачастую переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении. Подростку необходимо понимание и признание от близкого человека. Хотя подросток имеет эмоционально-позитивное отношение к своей семье, но уже не желает решать свои проблемы, используя советы и опыт родителей. Он стремится к установлению доверительных отношений с одним из своих сверстников. Найдя друга, подростки реализуют потребность в понимании,  потребность в собеседнике. Когда подросток после нескольких неудач в общении убеждает себя, что все попытки найти понимание бесполезны, то он выбирает одиночество.

От того, как складывается общение подростка с ровесниками, зависит очень многое в его будущей судьбе. В таком общении формируется личность подростка, отрабатываются модели поведения, идет поиск своего места в социальной общности (пусть ограниченной пока рамками класса или дворовой компании).

Часто у родителей возникает ощущение, что далеко не все у ребенка идет хорошо, и у них растет желание вмешаться и помочь. В то же время они осознают, что вмешательство может и навредить, что ребенок должен сам решать свои проблемы. Когда ребенка физически или морально унижают при явном неравенстве сил, тогда вмешательство взрослого ни в коем случае не должно ограничиваться «трепкой» обидчикам. Этим можно лишь добиться того, чтобы по отношению к ребенку прекратились недопустимые действия, но нельзя заставить сверстников принять и полюбить его. При этом ребенку впредь не будет комфортно в коллективе. Отсюда начинается развитие чувства одиночества.

К одиночеству приводят и личностные особенности подростка: застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении и т.п.

Одиночество часто бывает связано с семьей подростка, в том числе с типом семейного воспитания: дисгармоничные взаимоотношения в семье, частые конфликты, низкая культура общения, отсутствие уважения и доверия между членами семьи, физическое насилие,  отсутствие эмоциональной близости между ребенком и родителями, недостаток родительского внимания и заботы о ребенке. Чрезмерные требования и контроль, отсутствие позитивного отношения к ребенку и признания его ценности как личности, недостаток эмоционального, физического и духовного контакта с родителями и значимыми взрослыми способствуют возникновению у ребенка восприятия себя как ненужного, «плохого» и недостойного любви и формируют у него представление о себе как неспособном и никчемном человеке. В этом случае подросток не верит ни в себя, ни в других, ни в то, что кому-то он может быть нужен и интересен как личность. Замыкаясь в себе, такой подросток все больше уходит в свое одиночество. Вместе с тем чрезмерная забота и повышенное внимание, характерные для воспитания ребенка по типу «кумир семьи», способствуют развитию эгоцентризма, высокой требовательности к окружающим в сочетании с низким контролем собственного поведения. Как правило, подросток, имеющий такие черты характера, отвергается сверстниками. Результат тот же – одиночество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»

Данным уроком можно  начать раздел изучения творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе. Он прежде всего должен привлечь внимание обучающихся к произведениям поэта. ...

Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Презентация  к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...

Социальный проект "Дом без одиночества"

Предлагаемый проект направлен на оказание помощи и социальной поддержки проживающим в «Доме-интернате для престарелых и инвалидов»....

Классный час: «Одиночество – одна из причин жизненных затруднений»

Тема «Одиночество – одна из причин жизненных затруднений» была выбрана, потому что оно  проблема одиночества сегодня особенно актуальна среди молодежи. Она спрятана внутри каждого из нас. М...

Жизнь и судьба М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Нет, я не Байрон», «Молитва» ("Не обвиняй меня, всесильный").

Урок литературы в 9 классе. Цели урока: расширить знания учащихся о судьбе и личности М.Ю.Лермонтова, понять мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова, почувствовать настроение стихотвор...

Открытый урок по теме "М.Ю. Лермонтов. Мотивы одиночества в лирике поэта.Стихотворение "Парус"

Данная разработка урока включает в себя биографию М.Ю Лермонтова, историю создания  и анализ стихотворения "Парус"....