Дистанционное обучение
методическая разработка по теме

Мушталерова Ирина Ивановна

Немного о дистанционке) Как? Зачем? и Почему?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dist._obuchenie.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционные учебные программы последнее время занимают значимое место в современном образовательном пространстве. Никого уже не удивляет, что с помощью Интернет можно выучить иностранный язык, научиться программировать, побывать в крупнейших музеях различных стран мира, не выходя из дома. Дистанционно проводятся предметные курсы и олимпиады, конференции по обмену опытом, мастер-классы, а дистанционные уроки проходят очень редко. Эта форма обучения еще только зарождается, и рождение происходит в рамках ежегодного Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года", проводимого Российской академией образования, Институтом общего, среднего образования РАО и Центром дистантного образования "Эйдос".

Как и в традиционном обучении, урок является наиболее универсальной формой проведения дистанционных занятий. Это обусловлено тем, что на уроке одновременно присутствуют и могут общаться все заинтересованные субъекты образовательного процесса - ученики, учитель и локальный координатор. Дистанционный урок - это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.

В отличие от обычного урока, в дистанционном, кроме учителя и учеников, участвует локальный координатор - преподаватель, находящийся во время урока рядом с учениками. Участники конкурса "Дистанционный учитель года Т2001" на финальном этапе побывали и в роли учителя, и в роли локального координатора. Приобретенный при этом опыт позволил определить функции всех участников дистанционного урока.

Дистанционный учитель - автор урока. Он проводит большую подготовительную работу по созданию учебного ресурса, который является основой всего занятия. Образовательный ресурс, созданный в виде web-сайта и размещенный в сети Internet, содержит:

инструкцию для учащегося по работе с представленным ресурсом;

методически грамотно структурированный учебный материал, снабженный иллюстрациями;

задания для проверки усвоения с возможностью самоконтроля;

возможность выбора индивидуальной траектории учения

задания творческого содержания по созданию учащимся образовательного продукта;

средства связи с учителем (электронная почта, форум, чат), обеспечивающие возможность задать вопрос учителю, получать от него указания, оперативно выполнить самопроверку.

На наш взгляд, большое внимание при подготовке ресурса должно уделяться оформлению, которое служит наилучшему усвоению материала. Вместе с тем нужны и игровые, и занимательные моменты, позволяющие разнообразить характер деятельности ученика. Так, в дистанционном уроке "Рождение, жизнь и смерть звезд" (http://www.school-net.narod.ru/hev/) были предложены краткие описания этапов жизни звезды, снабженные иллюстрациями, в том числе интерактивными - например, на диаграмме Герцшпрунга-Рессела ученик мог самостоятельно определить расположение звезд различных классов с помощью всплывающих подсказок. С целью самопроверки дистанционные учащиеся выполняли тесты с элементами игры

располагали понятия в нужной последовательности, сопоставляли термины и их определения, выбирали правильный ответ из нескольких предложенных.При подготовке урока дистанционный учитель решает организационные вопросы с локальным координатором, знакомится с особенностями условий проведения занятия, выясняет особенности подготовки дистанционных учащихся, уровень владения материалом предмета, по которому проводится урок, а также уровень владения компьютером. Основываясь на полученной информации, учитель рекомендует локальному координатору внести коррективы в ход занятия, присылает дополнительные указания по проведению урока. Такое предварительное общение не свойственно другим формам дистанционного обучения.

Локальный координатор, в свою очередь, становится "проводником в жизнь" идей учителя, предварительно готовит учащихся к участию в уроке, всячески помогает им в работе над ресурсом, решает возможные технические проблемы.

Только в сотрудничестве учителя и ученика рождается хороший урок - это общеизвестно. Для удачи дистанционного урока связующим звеном между ними становится локальный координатор - педагог, а не техник-лаборант.

Роль учащихся в успехе урока чрезвычайно важна и ответственна - ведь именно они воплощают в жизнь поставленные учителем цели, создавая при этом образовательный продукт - собственные идеи и гипотезы, творческие работы в самых различных формах - презентации, рисунки, веб-страницы, рассказы, стихиЕ Этот список можно продолжать бесконечно!

Методика дистанционного урока только формируется, но уже обозначились некоторые проблемы.

Так, встречаются мнения, что на создании учебного ресурса функции учителя заканчиваются - ученику достаточно найти в Интернете хорошо прописанный учебный ресурс, и он всему научится сам. Может ли дистанционный учитель повлиять на создание учеником образовательного продукта не через содержание учебного ресурса, а путем непосредственных коммуникаций?

С одной стороны, нужно очень подробно прописать ход урока в ресурсе, учесть все вопросы, которые могут возникнуть у дистанционных учеников, предусмотреть и ответы на них. Иначе у удаленного ученика возникнут трудности организационном порядке. Учебный ресурс, на наш взгляд, определяет личность учителя и помогает в общении с детьми и направлен на организацию деятельности учащихся. С другой стороны, одного ресурса для аккумулирования знаний удаленным учеником мало, ему необходимо непосредственное общение с учителем.

Если довести до абсолюта первую сторону, на общение с учителем ученику просто не останется времени. Если же ставить во главу угла вторую (коммуникативную) сторону, то общение в чате будут только отвлекать от основной учебной работы. Что же делать?.

Чтобы решить эту проблему дистанционного обучения, на наш взгляд, необходимо "познакомить" ученика и учителя: они не могут быть случайными попутчиками, а должны стать сотрудниками, творцами общего дела. Важно продумать, какие коммуникации будут использоваться в процессе обучения. В каждом уроке они могут быть различны, хотя в арсенале их не так уж и много. Однако, если использовать их дифференцированно, то эффект качества урока достигается. Так например, чат можно использовать для решения оперативных вопросов, не терпящих отлагательства, для обсуждения интересных всем вопросов можно использовать форум, а индивидуальных консультаций - электронную почту.

В пользу необходимости общения приведем фрагмент чата дистанционного урока "Формула красоты (золотое сечение)" (http://www.edu.severodvinsk.ru/dt/) Александра Анатольевича Паршева из г. Северодвинска Архангельской области. Изготовив из бумаги пирамиду золотого сечения, ученица экономико-правового лицея г. Кирова Лена Колотова задала вопрос:

16:58:00 Лена: Скажите пожалуйста, Александр Анатольевич, древние египтяне строили свои знаменитые пирамиды по такому же образцу?

17:01:14 Паршев А.А.: Лена: нет, у египтян другие пропорции. Но тоже очень интересные. В ближайшем времени я займусь этим вопросом и сделаю про пирамиды Египта страничку. А давайте её делать вместе?

Так в общении родилась замечательная идея - тема нового дистанционного урока.

Не менее важен вопрос о том, что в процессе обучения важнее - усвоение знаний или эвристический образовательный продукт? На наш взгляд, важно и то, и другое. Мы должны научить детей способам деятельности, в том числе и творческой! Но здание творчества должно строиться на фундаменте знаний. Поэтому для создания эвристического образовательного продукта в том или ином предмете требуется предварительное овладение некоторым объемом знаний.

Проведение дистанционных занятий как одна из форм обучения интересна как школьникам, так и учителю, однако, исходя из нашего опыта, дистанционные занятия целесообразно проводить как:

дополнительные занятия с учениками школ по предметам, отсутствующим в учебном плане данного образовательного учреждения;

факультативные занятия по основным предметам школьного курса, связанные с творческим развитием ученика в области изучаемого курса;

занятия по отраслям знаний, в которых ощущается нехватка квалифицированных преподавателей на местах (искусствоведение, экономика, психология, культура поведения и т.п.);

курсы повышения квалификации взрослых (без отрыва от производства);

занятия с детьми, которые по той или иной причине не могут обучаться в обычной школе;

руководство научной работой аспирантов и докторантов - талантливый молодой ученый может общаться со своим руководителем, находясь от него за тысячи километров.

С дальнейшим развитием информационного общества потребность в обучении на расстоянии значительно возрастет, уроки талантливых педагогов будут доступны любой аудитории, каждый сможет получить качественное образование, а главное - научится мыслить и созидать!

Дистанционные уроки - очень увлекательный процесс, таящий в себе много нового и неизведанного! Классно-урочная система существует уже несколько столетий, но и в ней обнаруживаются новые стороны. Поле для исследований в сфере дистанционного образования огромно, и начинать их нужно как раз с практики, с участия в таких конкурсах, как "Дистанционный учитель года".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Дистанционное обучение (дистанционные задания)

Задания для обучения студентов дистанционно....

Статья/ Дистанционное обучение.Тема: Технология организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении дистанционно.

В своей статье мне бы хотелось затронуть те аспекты педагогической деятельности, которые в той или иной степени важны для меня, как учителя, стремящегося дать как можно больше знаний своим ученикам....

Методическая разработка "Модель учебного дистанционного курса «Решение тригонометрических задач» в системе дистанционного обучения MOODLE"

               Разработанный учебный курс ««Решение тригонометрических задач» предполагает реализацию в системе дистанционного обучения MOODLE, рекомендо...

Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п.

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ,  Интернет-школ и т.п. ...

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»

Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...