Работа по карте характера
методическая разработка по теме

Кудаева Нариннэ Борисовна

 

Примерный ход ведения беседы с учеником по карте характера

1-4, 5-11 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_kartoy_haraktera.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный ход ведения беседы с учеником по карте характера

1-4, 5-11 классы

Карта характера важна не своими баллами,  а тем, что она служит поводом для беседы!

Вариант 1 (наименее времяёмкий при оценивании):

Общие рекомендации:

Перед оцениванием каждого качества обсудить, разобрать, что означает понятие. После этого учитель зачитывает критерии, комментируя практически каждое слово. Если, что-то не понятно, то приводятся примеры. Для того, чтобы эти примеры «работали» при оценивании, нужно во время уроков анализировать ситуации на предмет проявления того или иного качества. Например, при дифференцировании заданий на уроке (трудное, среднее, легкое) – анализ результата работы: почему ты выбрал это? Как ты справился? Как ты рассчитывал свои силы? Когда ребенку предлагается подобный пример, ему легче оценить умение рассчитывать свои силы? Другой пример, когда на уроках используются проекты, задания другу, карточки. Детям предлагаются образцы, а затем анализировать в классе, добавил ли кто-то что-то свое, т. е.  проявил ли творчество.  При работе с картой характера оценивается, как часто это происходило.

____________________________________________________________________________________

Вариант 2 (индивидуальные беседы – учитель задает наводящие вопросы и затем оценивает ребенка; первый абзац в каждом качестве ориентирован в большей мере на начальную школу):

Благодарный (Благодарный,  Благодарный) – Как ты понимаешь слово «благодарный»? Ты благодарный? В чем это выражается? Как ты поступаешь?  Как про тебя говорят? А сам как ты о себе думаешь? Я сейчас буду читать, как услышишь, что это про тебя, скажи.

Умение рассчитывать свои силы (Умение оценивать себя, Благоразумный) – Вот тебе дали три задания, например, по математике: трудное, легкое  и среднее. Какое ты выберешь? Ты выбрал трудное и не смог с ним справиться, бывает такое? Часто? Или при подготовке к олимпиаде – все хотят петь песни, участвовать в сценках и т.п. – сможешь ли ты это сделать хорошо, красиво?

Знаешь ли ты свои сильные и слабые стороны? Что ты можешь делать лучше всего? Что у тебя получается не очень хорошо? Пытаешься ли ты выглядеть хуже или лучше, чем ты есть? Признаешь ли свои ошибки, воспринимаешь ли замечания в свой адрес?

Всегда ли ты можешь дать правильную оценку происходящему? Склонен ли ты в спорных вопросах выслушивать все мнения и только после этого делать вывод? Пытаешься ли ты прежде, чем принять окончательное решение и начать действовать, разобраться досконально в возникшей ситуации? Умеешь ли ты планировать свою деятельность? Анализировать (к чему это может привести) имеющиеся варианты действий и выбирать наиболее подходящий?

Умение ладить с другими (Умение ладить с другими, Миролюбивый) – Кто-то говорить тебе свое мнение. Ты послушаешь и согласишься или послушаешь и не согласишься? Как часто? Или тебе все равно? Если ты не согласен, будешь ли ты доказывать свою точку зрения так, что даже поссоришься? Ты думаешь, что ты один всегда прав? Мнения других всегда неправильные?

Считаешь ли ты, что всегда прав? Что для тебя важнее при решении спорного вопроса – отстоять свое мнение любой ценой или любой ценой сохранить дружеские отношения? Почему?

Добросовестное отношение к работе (Ответственный, Ответственный) – Как ты относишься к порученному тебе делу в школе, дома? Выполняешь его быстро, аккуратно? Доводишь дело до конца? Всегда? Стараешься, и не получается?

Любую ли работу ты стараешься выполнить точно и в срок? Если у тебя не получается что-то сделать или ты получил негативный результат (хотел как лучше, а получилось как всегда), как ты думаешь кто в этом чаще всего виноват – ты, другие люди  или обстоятельства?

Заботливый (Отзывчивый, Отзывчивый)– Ты заботливый? Что значит «заботливый»?  Заботишься только о своих близких? О чужих людях? Почему ты заботишься? Ждешь ли в ответ чего-нибудь? Ты заботишься, когда тебя об этом попросят, или сам видишь, кому нужна твоя забота?

Можно ли тебя назвать отзывчивым человеком? Как ты это понимаешь? Всегда ли ты видишь, кому нужна твоя помощь? Помогаешь ли старшим, младшим? Помогаешь ли ты незнакомым людям? Часто ли тебя просят о помощи?

Умение сотрудничать (Сотрудничающий, Сотрудничающий)– На уроке физкультуры ты хотел бы, чтобы в твоей команде были и сильные и слабые? Почему?

Тебе больше нравится работать одному или в группе? Если ты работаешь в группе, то максимально ли  выкладываешься, чтобы достичь цели? Как ты думаешь, с тобой приятно работать в группе? Почему?

Послушание (Самоконтроль, Стойкий) – Ты послушный? Что значит быть послушным? Нужно ли слушать всех людей, старше тебя? Кого надо слушать, а кого нет?

Считаешь ли ты, что при общении с другими людьми необходимо подавлять нежелательные эмоции? Почему? Всегда ли у тебя получается подавить нежелательные эмоции? Как ты это делаешь (какими приемами пользуешься)?

В твоей жизни возникали когда-нибудь какие-нибудь трудности? Как ты вел себя в таких ситуациях? Приходилось ли тебе когда-нибудь поступаться своими убеждениями, принципами? Почему?

Творческий (Творческий, Творческий)  – Тебе дали задание (рисунок, поделка, главное, чтобы за это не строго спрашивали). Ты сделаешь все в точности, как сказал учитель, или добавишь что-то свое? А, может, ты сделаешь совсем необычно?

Высказываешь ли на уроках оригинальные идеи? Имеешь ли свою оценку событий, явлений? Как другие реагируют на твое творчество? Как у тебя развито чувство юмора? Любишь ли ты делать все самостоятельно? Когда тебе непонятен какой-либо вопрос, ты пытаешься сам найти решение или сразу звонишь однокласснику, просишь подсказки у мамы, папы? Интересно ли тебе учиться?

Трудолюбивый (Трудолюбивый, Трудолюбивый) – Здесь можно просто зачитывать критерии, принимая во внимание, что именно трудолюбивые дети чаще всего оценивают себя ниже.

Всегда ли ты охотно выполняешь данную тебе работу? А если работа совсем маленькая, незначительная? Стараешься ли выполнить работу качественно, или делаешь абы как, лишь бы от тебя отстали?

Уважительный (Уважительный, Уважительный) – Кто такой уважительный человек? Как ты проявляешь уважение к людям? А бывает такое, что по невнимательности забыл поблагодарить, попрощаться, поздороваться?

Одинаково ли ко всем (учителя, родители, одноклассники, младшие дети, незнакомые люди) ты проявляешь уважение? Почему?

Умение ставить цель (Целеустремленный, Целеустремленный) – Чего ты хочешь в жизни? О чем мечтаешь? У тебя есть мечта? А что ты делаешь для этого? Всегда ли ты это делаешь? Что нужно делать, чтобы достичь эту цель? Например, ребенок поставил цель – получить «5» в четверти по предмету. Что для этого нужно делать?  Обсуждал ли ты свою цель с кем-нибудь? Знает ли об этом мама, папа?

У тебя есть цель в жизни? Какая? Зачем тебе это нужно? Как твои цели отразятся, повлияют, связаны с другими людьми? Есть цели краткосрочные, а есть цель всей жизни. К какой из этих целей ты отнесешь свою? Представь, что ты достиг своей цели, как она повлияет на твоих близких, других людей?

Честный (Честный, Честный) – Ты честный? А что это значит? Если ты нашкодишь, маме сразу говоришь? Или когда мама спросит? Как твоя честность влияет на других людей?

Можно ли о тебе сказать, что ты честный? Почему? Ты одинаково честен с друзьями, родителями, учителями, с теми, кто младше тебя, с незнакомыми людьми, с теми, с кем ты в некоторой степени враждуешь? Почему?

В конце беседы можно подвести итог:

Что по-настоящему заставило тебя   задуматься?

Как ты думаешь, что тебе нужно улучшить?

На чем мне нужно сосредоточиться?

Как ты собираешься это сделать?

Что мне нужно запомнить и понять?

По каким признакам ты можешь сказать, что твоя работа выполнена хорошо?

Преемственность черт в карте характера
от начальной школы до выпускника

Начальная школа

1-4 классы

Средняя школа

5-8 классы

Старшая школа

9-11 классы

Благодарный

Благодарный

Благодарный

Умение рассчитывать свои силы

Умение оценивать себя

Благоразумный

Умение ладить с другими

Умение ладить с другими

Миролюбивый

Добросовестное отношение к работе

Ответственный

Ответственный

Заботливый

Отзывчивый

Отзывчивый

Умение сотрудничать

Сотрудничающий

Сотрудничающий

Послушание

Самоконтроль

Стойкий

Творческий

Творческий

Творческий

Трудолюбивый

Трудолюбивый

Трудолюбивый

Уважительный

Уважительный

Уважительный

Умение ставить цель

Целеустремленный

Целеустремленный

Честный

Честный

Честный

                                Общие требования  к беседе с подростком

1. Выбор подходящего момента для беседы: вы никуда не спешите (в запасе не 10 мин), ребенок ничем не расстроен (получил 2, конфликт  в классе и т д.), его не переполняют чувства от ярких событий, происшедших недавно. Обстановка должна быть спокойной.

2. Настройтесь на то, что вы будете больше слушать, чем говорить и давать советы. Без доверительных отношений и искреннего принятия подросток отнесется  к беседе как к очередной формальности.

3. Выслушивая ученика, постарайтесь понять, что он чувствует. Будьте искренними, не бойтесь озвучить свои чувства: «Мне кажется, ты не согласен с оценкой этого качества учителями, родителями?»

4. Сосредоточьте свое внимание на подростке на 110 %, смотрите на него, для доверительной беседы не подходит дистанция «через стол», сесть лучше рядом.

5. В беседе постарайтесь фокусироваться на успехах и достижениях гораздо больше, чем на недостатках и неправильном поведении  ребенка. Его восприятие себя и так занижено по сравнению с младшими школьниками.

6. Необходимо прояснить смысл тех черт характера,  по которым есть существенные расхождения в баллах или низкие баллы. Еще раз побеседуйте с ребенком,  даже если вы говорили об этом ранее с классом, что значит быть ответственным, благоразумным, благодарным в вашем понимании и понимании ребенка. У подростка может быть свое понимание черты характера, не спорьте с ним,  спокойно выскажите свою точку зрения.

7. После оценивания спросите у ребенка, над какой чертой характера он хочет работать в этом   учебном году. Что конкретно он собирается делать? Как проявляется эта черта в общении, учебе, повседневных делах? (набросайте примерный план действий).

8. Завершите беседу словами уверенности, что он сможет выполнить все намеченное.

9. Запишите краткое содержание беседы в свой блокнот, чтобы начать следующий разговор с ребенком о том, как шло выполнение намеченного плана.

                       Как построить работу с классом

  1. Подсчитайте средний балл – вы получите уровень воспитанности по каждой черте.
  2. Запланируйте мероприятия по чертам, набравшим низкие баллы. Работа по одной черте характера может проходить в течение месяца, это могут быть:

- беседы, анкетирования детей, как они понимают отзывчивость, целеустремленность и т.д.

- подготовьте рассказ из художественной литературы, случай из собственной жизни и другие образные примеры, которые останутся в воображении ребенка;

- какое-то конкретное мероприятие в классе: письмо больному товарищу, помощь нуждающимся, творческий проект, благородный поступок;

- плакат о добрых поступках учащихся класса в течение этого месяца;

- написание сочинения по черте характера.

3. Положите накопленный опыт в папку «Черты характера».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научно- исследовательская работа"Отражение национального характера в пословицах и поговорках

На современном этапе возрождения национальных культур на фоне огромного интереса народов Российской Федерации к своему духовному наследию исследования в области фольклора приобретают особую значимость...

Исследовательская работа "Сравнение национального характера британцев и американцев"

Исследовательская работа "Сравнение национального характера британцев и американцев", выполненная ученицей 8 класса. Работа сопровождается презентацией и приложениями....

Методические рекомендации для детей по выполнению домашней работы, работе с картой и текстом учебника.

Приведены методические рекомендации по выполнению домашних работ, по работе с картой и текстом учебника. Можно использовать для оформления стенда в кабинете....

Технологическая карта по географии в 6 классе по теме:Решение практических работ по картам атласа.

Практические задания помогают учащимся усваивать новый материал....

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...