Обобщение опыта работы "Интерактивные формы работы с семьей"
материал по теме

Современному классному руководителю школы необходимо активнее применять интерактивные способы работы с семьей, менять подходы к постановке задач, к структурированию содержания уже известных методик, которые позволяют решить проблемы формирования основных ключевых компетенций в вопросах воспитания, особенно, в области социализации личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_formy_raboty_s_semey.doc286.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление  образованием

администрации муниципального образования

Крымский район

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 города Крымска муниципального образования Крымский район

 

 

 

 

                                                        Автор:   Бутакова Вера Владимировна,

        учитель русского языка и литературы высшей категории

г. Крымск

2009  

Содержание

1. Информационная  карта передового педагогического опыта                                      2

2. Целостное описание опыта                                                                                                  5

2.1. Условия возникновения, становления опыта                                                              5

2.2. Теоретическое  обоснование опыта                                                                                7

2.3. Технология  опыта                                                                                                             8  

2.3.1. Анализ участия родителей в работе школы                                                              8                      

2.3.2. Развитие интерактивных форм работы с семьей                                                     9

2.3.3. Содержание и формы совместной деятельности  классного

руководителя, родителей  и учащихся                                                                                 11                                                                                                                              

2.3.4. Организационная деятельность   классного руководителя  по

взаимодействию с родителями, семьей                                                                                12                                                  

2.3.5. Психолого-педагогическое просвещение родителей                                               13

2.3.6. Управление взаимодействием педагогов и семьи                                                    14  

2.3.7. Поощрение деятельности родителей                                                                          15                                                              

2.3.8. Выполнение «Закона о всеобуче»                                                                                15  

 3. Результативность                                                                                                                 15

 Список использованной литературы                                                                                   17

 Приложения

 Приложение 1. Социальный  паспорт  класса                                                                     18

Приложение 2.  Анкета для родителей по выявлению особенностей воспитания        19                                                                                                                                                                      

Приложение 3.   «Архитектоника семьи» (социально-психологический тренинг)       20                                                                    

Приложение 4.   Организация родительского  университета (деловая игра)                 21                                                    

Приложение 5.  Эстафета семейного опыта успешного воспитания детей                   22

 Приложение 6.  Осмысление задач воспитания  в семье (деловая игра)                        23                                                          

Приложение 7.   Сценарий мастер-класса «Формула решения конфликтов на межэтнической почве»                                                                                                             25

 Приложение 8. Стихи детей  о Законе КК №1539                                                               28

Приложение 9. Сценарий классного часа «Умей сказать «Нет!» по профилактике

 вредных привычек                                                                                                                   29

Приложение  10. Копилка родительской мудрости                                                             31

Приложение  11. Диагностика семьи, особенностей семейного воспитания                  33

Приложение  12. «Семейный вечер»                                                                                       34                                                                                        

Приложение  13. Система работы с родителями                                                                  36

 

1. Информационная  карта передового педагогического опыта

1.   Ф. И. О. автора -  Бутакова Вера Владимировна

2.   Город  Крымск   Краснодарского края

3. Образовательное учреждение - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №1города Крымска муниципального образования Крымский район

4.   Занимаемая должность -  учитель русского языка и литературы

5.   Педагогический стаж – 25 лет,  высшая квалификационная категория

6.   Тема педагогического опыта: «Интерактивные формы работы с семьей»

7.  Уровень опыта работы по степени новизны.

             Уровень опыта по степени новизны: в  использовании  интегративных методов воспитательной работы семьи, школы, социума    на основе  современных воспитательных  технологий, в усовершенствовании отдельных сторон   труда   классного руководителя в  создании системы интерактивных форм работы с семьей, которые наиболее успешно формируют  у воспитанников социально значимые нормы поведения, нравственные и духовные ценности, способствуют их правильной социальной ориентации и самоопределению в социуме, а у их родителей –  соответствующие  возрасту способы воздействия на детей.

        Я  считаю, что современному   классному руководителю школы необходимо активнее применять интерактивные способы работы с семьей, менять подходы к постановке задач, к структурированию содержания уже известных методик, которые   позволяют решить проблемы формирования  основных ключевых компетенций в вопросах воспитания, особенно,  в области  социализации  личности.    

8. Цель педагогического опыта: обобщение результатов интерактивных форм взаимодействия с семьей  и выявления наиболее эффективных  из них.

9.  Задачи:

  1. Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и их потребности в социальной помощи;
  2. Повышение психологической культуры  родителей и лиц, их заменяющих, особенно в форме межличностного, семейного, родительского общения;
  3. Повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их психическое и духовное развитие;
  4. Помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, в овладении знаниями  возрастных  психологических особенностей, предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков.

10.  Краткое описание опыта.

  1. Основные противоречия, решаемые в опыте:

       Чаще всего работа с семьей в практике классного руководителя  сводится к проведению бесед и родительских собраний, где преобладают репродуктивные способы общения, когда родители рассматриваются как объекты воспитательного воздействия  учителя, как и их дети. Считаю важным в условиях меняющихся приоритетов в образовательной политике, когда родители являются заказчиками педагогических услуг, научить родителей грамотно оценивать качество воспитательной работы в школе, тем самым создавать предпосылки для социально-общественного управления образовательным процессом в школе.

         Остается нерешенным вопрос об эффективных формах работы с родителями. Возникает противоречие между большим разнообразием  направлений работы с семьей и остающийся низким показатель качества работы с  семьей. Для этого необходимо освоение новых, современных способов взаимодействия, к которым относятся тренинги, дискуссии, организационно-деятельностные игры. Эти   интерактивные формы работы с семьей наряду с другими формами и способами   дают положительный результат и вполне реальную помощь семье, а значит, и детям,  живущим в ней.

  1. Основные компоненты системы работы.

 1. Изучение семьи. Основные методы: анкетирование, наблюдение, беседа, тест, изучение творческих  работ детей.

2. Просвещение, информирование родителей.  

 3. Индивидуальное консультирование  родителей и поддержка семьи.  

4. Совместная деятельность семьи и школы.   

5. Диагностика и мониторинг воспитанности учащихся и степени удовлетворенности родителей работой школы.

6. Взаимодействие с социальным педагогом, школьным психологом, школьным инспектором.

  1. Методы, формы, средства и виды деятельности:

1. Творческие отчеты по  итогам четверти, учебного года.  

2. Познавательные конкурсы между родителями и детьми.

3. Совместные классные собрания по итогам учебной работы с  анализом учебной деятельности учащихся, тематических собраний-дискуссий по проблемам класса.

4. Психологические и  социально ориентированные тренинги по проблемам, возникающим в классе с обязательной рефлексией.

5. Организационно-деятельностные игры, разбор конкретных ситуаций.

  1. Их применение и обоснование выбора.

       Применение таких методов, форм, средств и видов деятельности я обосновываю тем, что всё это помогает   классному руководителю  добиться нужных результатов. Названные методы   взаимодействия  с родителями и реализация принципов воспитательных программ и современных образовательных технологий способствуют созданию эффективной модели воспитательной работы в классе.

  1. Приёмы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля.

             В своей практике работы с родителями я использую   распространённый приём стимулирования -  это  публичная оценка работы родителей в классе, награждение их почетными грамотами и благодарственными письмами. Условием стимулирования является также доверительная атмосфера  взаимодействия классного руководителя и родителей.

  1. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность.

       Главными условиями эффективной работы является  системность, планомерность педагогической деятельности, моделирование будущего образа  воспитанника и его жизнедеятельности, вовлечение учащихся и родителей в процесс коллективного воспитания,  доверительное отношение к ребёнку, снимающее психологический барьер, атмосфера искренности, любви и доброжелательности, способствующая успешности учебно-воспитательного  процесса.

  1. Необходимые ограничения и запреты (чего ни в коем нельзя делать).

      Ни в коем случае нельзя ограничивать работу в развитии творческого потенциала  ребенка, нарушать последовательность в работе по сплочению коллектива, занижать самооценку ученика и родителей, применять грубые меры воздействия на ребенка.

  1. Результативность.

 Основными результатами взаимодействия   классного руководителя  с родителями   являются:

-  психологический комфорт в коллективе для  каждого ребенка;

- повышение уровня психологической компетентности родителей;

- расширение навыков диалогического общения;

- повышение степени осознанности своего поведения;

- выработка эффективных моделей семейного взаимодействия;

- привлечение к сотрудничеству со школой.

  1. Преимущество этого опыта.

                Преимущество опыта состоит в том, что можно в короткие сроки повысить  воспитанность  учащихся, улучшить и обогатить взаимоотношения детей и родителей, родителей и классного руководителя. Данные подходы моего опыта можно считать эффективными,  т.к. они помогают достигать устойчивых положительных результатов в работе   классного руководителя  с семьей  и дают возможность применять их  в нашей школьной практике.

11. Эффективность опыта.

         Опыт эффективен  при использовании его  в    работе с родителями как на первом этапе установления контактов с родителями, так и в последующей деятельности в процессе решения разнообразных воспитательных проблем, когда формируются  личностные качества ребенка, его интеллектуальное развитие, создается гуманистическая атмосфера в классном коллективе и в школе в целом. Обеспечивается  достижение устойчивых результатов на протяжении ряда лет.  

12. Последователи  -   классные руководители МОУ СОШ №1 Абдурафиева Л. Э., Рубекина Н.Г., Титкова О.Н.

13. Кто и когда изучал: педсовет «Ситуция успеха» 9. 01. 2009 г., РМО классных руководителей «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и выполнение Закона КК №1539» - 15. 02. 2009 г., РМО социальных педагогов 12. 04. 2009 г. «Взаимодействие социального педагога и классных руководителей по профилактике отклоняющегося поведения».

14. Выводы, рекомендации.

       Данный опыт  интересен  для    классных руководителей, отчасти – для социальных педагогов, психологов и тех родителей, кто  интересуется организацией работы с родителями на партнерских началах с использованием интерактивных форм  совместной деятельности.   Школьное методическое объединение  классных руководителей рекомендует данный опыт к включению в районный банк передового педагогического опыта.

2. Целостное описание опыта работы

2. 1. Условия возникновения, становления опыта

         В современном обществе институт семьи испытывает существенные трудности: увеличивается  число разводов; усиливается расслоение семей по уровню доходов, по социальному статусу; разрушается традиционная структура семьи; происходит разрыв возрастных, интеллектуальных и других уровней функционирования семьи, разрушение семейных традиций; испытывается дефицит мужского влияния в воспитании детей при повышении  занятости женщин на производстве, в бизнесе. Имеет место  резкое сокращение межличностных внутрисемейных  отношений, отсутствие доверия между членами семьи. Оказывается  чрезмерно низким уровень организации и совместного проведения семьей свободного времени. Родители не всегда своевременно получают  психолого-педагогическую   поддержку. Изменяются  общепринятые нормы поведения,   взаимоотношения между родителями и детьми, отношение родителей к воспитанию.

         Исследования показывают,  что две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, наличие проблем в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи. В связи с этим возникает необходимость организации  эффективной помощи семье в вопросах воспитания детей, которую способен оказать классный руководитель, используя интерактивные формы работы с родителями и детьми.

         Актуальность данного опыта обусловлена значительными преобразованиями системы образования, становлением и развитием новой парадигмы образования и воспитания, осознанием   необходимости внесения существенных изменений в практику взаимодействия школы и семьи, их общим стремлением достичь максимальной эффективности в обучении и воспитании школьников.

         Социальный портрет современной семьи характеризуется следующими устойчивыми тенденциями:

- растет число семей с 1-2 детьми, когда практически численность населения не воспроизводится. Примером этому может служить и мой класс. (Приложение 1).

- семья испытывает значительные трудности в трудоустройстве, обеспечении жильем;
- наблюдается недостаток общей культуры и образования родителей;
- неуклонно снижается морально-нравственный уровень семейных людей и молодежи.

         В связи с этим утрачивается период полноценной и оптимальной семейной социализации, ослабляется роль родительского авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социальной нормы. В целом это приводит к тому, что семья утрачивает свой социализирующий потенциал по воспитанию детей и социальная динамика современной семьи характеризуется увеличением деструктивных семей, дезадаптированных детей.

          Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов,  но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам.  

        Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.  Эту помощь может и должна оказывать школа, сообщество классных руководителей, которые порой  знают детей лучше, чем их родители.

       Наш педагогический коллектив, стремясь к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и, прежде всего, с семьей, с целью решения  возникающих  проблем ищет и находит эффективные формы партнерских взаимодействий с семьей.  Для этого в школе создана школьная целевая программа  «Семья».

          Ключевая идея программы  «Семья» – воздействие на семью через ребенка. Именно так, а не наоборот. Ребенок – в центре педагогического внимания и влияния, благодаря чему он становится своеобразным воспитателем своих родителей, хотя не всегда осознает это. Он – связующее звено в сотрудничестве  школы  и семьи, консолидирующий центр, главная фигура коллективного педагогического творчества, вокруг которой выстраивается целостный учебно-воспитательный процесс, сорганизуется микросоциум. В этой ситуации ребенок становится субъектом не только учебной и внеучебной деятельности, но и собственного воспитания. Более того, он становится активным субъектом совместной деятельности всех участников педагогического процесса – учителей, учащихся, родителей и заинтересованной в воспитании детей общественности.

         Работа педагогического коллектива школы  показывает, что в своей практический деятельности каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники. На протяжении всех лет моей работы в школе идут поиски активных форм сотрудничества с семьей.   Основная роль в реализации  программы «Семья» отводится  классному руководителю.

         Исходя из положений программы, классный руководитель   призван выполнять следующие функции:

- диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

- охранно-защитную (правовая поддержка семьи и детей, обеспечение   социальных гарантий, создание условий для реализации   прав и свобод ребенка);

- организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

- социально-психолого-педагогическую (психолoго-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж в случае необходимости);

- прогностическую (моделирование ситуаций и разработка  определенных программ адресной помощи);

.- координационную (установление и поддержание объединенных усилий  по организации  помощи семье и детям разных социально-психологических служб как внутри школы, так и за ее пределами).

         Чаще всего работа с семьей в практике классного руководителя  сводится к проведению бесед и родительских собраний, где преобладают репродуктивные способы общения, когда родители рассматриваются как объекты воспитательного воздействия  учителя, как и их дети. Считаю важным в условиях меняющихся приоритетов в образовательной политике, когда родители являются заказчиками педагогических услуг, научить родителей грамотно оценивать качество воспитательной работы в школе, тем самым создавать предпосылки для социально-общественного управления образовательным процессом в школе.

         Остается нерешенным вопрос об эффективных формах работы с родителями. Возникает противоречие между большим разнообразием  направлений работы с семьей и остающийся низким показатель качества работы с  семьей. Для этого необходимо освоение новых, современных способов взаимодействия, к которым относятся тренинги, дискуссии, организационно-деятельностные игры. Эти   интерактивные формы работы с семьей наряду с другими формами и способами   дают положительный результат и вполне реальную помощь семье, а значит, и детям,  живущим в ней.

         Целью  педагогического опыта  является обобщение результатов интерактивных форм взаимодействия с семьей  и выявления наиболее эффективных  из них.

        Задачи:

  1. Повышение   психологической культуры  родителей и лиц, их заменяющих, особенно в форме межличностного, семейного, родительского общения;
  2. Помощь  родителям в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, преодоления конфликтов и иных нарушений   семейных отношений;
  3. Повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их психическое и духовное развитие;
  4. Помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, в овладении знаниями  возрастных  психологических особенностей, предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;
  5. Психологическая помощь семьям в социальной адаптации к изменяющимся социально – экономическим условиям жизни.

2.2. Теоретическое обоснование опыта.

«Именно семейное воспитание во многом определяет,

                  каким станет человек. Ни государство, ни    даже

            лучшие педагоги, дай им Бог здоровья, заменить ребенку

                                       семью не могут».  

В. Путин

         Новые аспекты взаимодействия семьи и школы, сотрудничество семьи и школы – одна из «вечных» проблем педагогики. Сегодня очевидно, что воспитать ребенка изолированно от общества нельзя. И хоть оно несовершенно, надо научить подрастающего человека оценивать и «фильтровать» социальные воздействия, принимать позитивное, отторгать негативное. В этом школе помогает семья. Семья была, есть и остается в обозримом будущем самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте.

         Приходится признать, что, несмотря на все усилия педагогов-профессионалов, влияние семьи на подрастающего человека гораздо сильнее влияния школы. Однако далеко не всегда родители понимают или хотят брать на себя первостепенную ответственность за воспитание ребенка. Довольно распространенным стало сегодня стремление родителей все «взвалить» на школу: то, мол, ваша работа, мы же не просим вас строить, водить машины, печь хлеб… Ребенка мы кормим, одеваем, обеспечиваем, а вы должны учить и воспитывать. Такова, к сожалению, «философия» многих родителей. И педагоги нередко вынуждены работать с последствиями такой позиции. Традиционная схема общения школы с семьей в этой ситуации известна: замечания в дневнике, указания (реже - рекомендации) на родительском собрании, вызов родителей для индивидуальной беседы. И совершенно очевидным стал тот факт, что традиционные формы общения семьи и школы постепенно изживают себя.

         Еще одна проблема во взаимоотношениях  школы  и родительской общественности обусловлена  нехваткой информации для родителей, связанной, с одной стороны, с новым содержанием и новыми технологиями обучения, с другой – удовлетворением нарастающего спроса родителей на системные психолого-педагогические знания. Новое содержание образования и новые технологии обучения, плохо знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в свое время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряженность в отношениях со школой. Суть этих напряжений – тревога родителей за успешность учебной деятельности детей и рост недоверия к школе.

         Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Школа ощущает растущие воспитательные возможности семьи (детей стало меньше, образование родителей серьёзнее, коэффициент детско-родительского общения выше  и т.п.).   Не использовать сегодня новые возможности семьи – значит заведомо занизить возможный уровень развития ребёнка, а то и общества.  

         В соответствии с государственным образовательным стандартом основным результатом образовательной и воспитательной  деятельности  становится овладение базовыми компетенциями, важной из которых является социальная адаптация подростков и их самоопределение. Достичь этого без взаимодействия с родителями было бы проблематично.  

         В современных условиях высокой информатизации общества  и  занятости родителей формы общения с родителями должны быть мобильными, продуктивными, и в то же время высоко эффективными.

2.3. Технология опыта

         Работая в школе в условиях  модернизации образовательной системы и приоритета формирования социальных компетенций, я считаю воспитание самобытной личности, обладающей единством духовно-нравственного и правового долга, социально значимыми ориентирами и ценностями,  умеющей успешно самоопределяться  в жизни,   одной  из главных  целей деятельности   современного  классного руководителя.  

           Используя современные воспитательные технологии, я выработала основные принципы воспитательной работы в классе.   Это такие принципы, как

  1. Принцип деятельностного подхода к  воспитанию.
  2. Принцип социальной активности и социального творчества.
  3. Принцип взаимодействия личности и коллектива.
  4. Принцип развивающего воспитания.
  5. Принцип мотивированности.
  6. Принцип индивидуализации (обратная связь в воспитании должна идти от конкретной личности, а не от внешних признаков поведения).
  7. Принцип целостности воспитательного процесса.
  8. Принцип единства образовательной среды.
  9. Принцип опоры на ведущую деятельность.

Эти принципы для детей изложены в «Законах  класса»:

1. Закон дружбы:

 В дружбе жить – сильным быть! (Один за всех и все за одного!)

2. Закон творчества:

Каждое дело творчески, а иначе – зачем?

3. Закон учебы, порядка и дисциплины:

Дисциплина и порядок с хорошей учебой идут рядом!

4. Закон ответственности:

Я отвечаю за все!

5. Закон дежурства:

Самый чистый, классный класс –

20 кабинет в школе у нас!

           На основании этих принципов и законов сложилась определенная система работы  по использованию интерактивных способов работы как с родителями, так и  с учащимися.

Называя многообразные формы работы, которые я использую в своей деятельности классного руководителя, я остановлюсь, на мой взгляд, на самых эффективных в моем классе.

2.3.1.  Анализ участия родителей в работе  класса и школы.

          Для успешного воспитания и развития личности ребенка  необходимо взаимодействие  педагога с родителями, направленное на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды.

          Так как работа классного  руководителя с семьей  строится по  определенным направлениям, по ним же проводится и комплексный анализ работы классного руководителя с семьей:

1. Изучение семьи  через создание социально-демографического портрета семьи, изучение организации и принципов семейного воспитания, взаимоотношения родителей со школой.

Основные методы: анкетирование (приложение 2), наблюдение, беседа, тест, изучение работ детей.

2. Просвещение, информирование родителей  об основных направлениях деятельности школы,  режиме работы в кружках и секциях, единых  требованиях, правах и обязанностях всех участников образовательного процесса. Педагогическое просвещение осуществляется на родительских собраниях. В основном формы их проведения -  организационно-деятельностные игры,  реже дискуссии.     Открытые мероприятия кружков и секций, праздники способствуют ознакомлению родителей с жизнедеятельностью класса и  школы.

 3. Консультирование родителей и поддержка семьи осуществляется   через индивидуальные беседы,  направление на консультацию к  социальному педагогу, психологу, инспектору по делам несовершеннолетних.

4. Совместная деятельность семьи и школы  осуществляется в проведении открытых тематических классных часов, социально-психологических тренингов (приложение 3), выездных мероприятий, проведении праздников, создании классного интерьера, работе родительского комитета.

          Работа с семьей ведется классным руководителем совместно с  социальным педагогом и психологом, родители активно  вовлекаются в совместную внеклассную деятельность.  

2.3. 2. Развитие интерактивных форм работы с семьей

       Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.

     Непременным условием взаимодействия родительской общественности и  классного руководителя является:

- согласование воспитательных позиций, ценностей, целей, задач, норм на разных этапах развития детей;

- выработка единых подходов и требований в воспитании детей с учетом потребностей и особенностей их возраста, ключевых задач развития на каждом возрастном этапе развития, пола, здоровья, темперамента и т.д.

        Важнейшим начальным этапом сотрудничества  классного руководителя  и семьи является полная информация о социально-экономической, психолого-педагогической ситуации жизни ребенка.

       В стратегию деятельности классного руководителя на пути сотрудничества с семьей входит организация взаимодействия родителей, возможности контакта которых в обычной жизни ограничены. И традиционных полуформальных родительских собраний недостаточно.  

      Действенной  оказывается форма так называемого университета для родителей, (приложение 4), организация которого находится в прямой зависимости от творческого отношения  классного руководителя к воспитательной работе с классом   и от взаимной готовности родителей и  учителей к конструктивному диалогу. Очевидно, на этапе адаптации родителей к  классному  руководителю и родителям других детей следует больше внимания уделять лекционной форме работы университета, преследующей цель ознакомления родителей с базовыми принципами взаимодействия с детьми. В процессе упрочения отношений и установления взаимопонимания  приобретает смысл постепенный переход к беседам, дискуссиям, семинарам, тренингам и другим активным  формам работы. Кульминацией развития университета может считаться момент установления межличностных контактов, взаимная психологическая поддержка, обмен воспитательного опыта (приложение 5), проведение деловых игр (приложение 6).

          Такое развитие отношений  учитель – родитель – ребенок позволяет перейти от формального отношения к проблемам ребенка к конструктивному их решению, реализуемому во взаимодействии.  

          В процессе общения с родителями выяснилось, что кратковременные беседы педагогов с родственниками вне плана, так называемые разговоры на ходу, по мере возникновения проблем, являются педагогически более целесообразными, чем заранее подготовленные выступления и сообщения. В практике  взаимодействия сложилась такая форма коммуникации, как «контрольный звонок   классному руководителю». Прошу родителей  раз в неделю звонить мне по телефону «просто так, для контроля ситуации». Многие звонят, тем самым осуществляется ненавязчивый контроль за поведением и успеваемостью ребенка, одновременно рассказываю о событиях в классе. Так поддерживается текущее взаимодействие с родителями.

        Интересно зарекомендовали себя беседы-консультации по поводу конкретной проблемы, «круглые столы» с участием приглашенных специалистов разных направлений или одних родителей.

       В классе приходится решать немало конфликтов, возникающих в том числе и на почве межэтнических отношений. По поводу одного из таких конфликтов был проведен ряд мероприятий как с детьми, так и  с их родителями совместно с психологом и социальным педагогом класса (приложение 7).

         Установление факта проблем в развитии ребенка является для его родителей чрезвычайно сильным психотравмирующим фактором. Это особенно свойственно семьям с высоким образовательным и профессиональным статусом, в которых порой культивируются завышенные или даже гипертрофированные ожидания особой одаренности ребенка. В этом случае реакция родителей на этот факт не всегда может быть адекватной.

          Уже на начальном этапе работы с родителями необходимо профилировать возможную степень включенности их в работу, объем работы, на который способны родители с учетом различных факторов (профессиональной занятости, материального положения, уровня образования, жилищно-бытовых условий и т. д.); оценивать степень их готовности к сотрудничеству со специалистами разного профиля. В практике достаточно часто встречаются случаи, когда родители на начальном этапе работы выражают полную готовность к совместной работе, но, столкнувшись с необходимостью систематических и весьма трудоемких занятий с ребенком в течение длительного времени, прекращают их. Поэтому родителей с первой встречи необходимо психологически готовить к сотрудничеству со специалистами, причем не к формальному, а к добросовестному и инициативному выполнению всех поручаемых этими специалистами задач.

       

         Принятие Закона Краснодарского края №1539 «О профилактике правонарушений» внесло свои коррективы в деятельность классного руководителя и семьи. Закон был изучен на родительском собрании в форме «круглого стола», дети сочинили стихи об этом Законе, как они его поняли (приложение 8).

          В феврале состоялся районный семинар классных руководителей, на котором  я со своим классом и родителями  делилась опытом по профилактике отклоняющегося поведения и вредных привычек (приложение 9).

 Многие родители не меньше ребенка нуждаются в поддержке и поощрении, так как успехи в проводимой работе появляются далеко не сразу, и на определенном этапе может возникнуть ощущение безнадежности и бесполезности прилагаемых усилий.

       Работа с родителями в целом  строится по четырем направлениям:

  1. Интерактивное (анкетирование, диагностика, круглые столы, конференции, деловые и организационно-деятельностные игры, тренинги, консультации специалистов); п
  2. Традиционное (тематические родительские собрания, вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальные состязания);
  3. Просветительское (организация родительского  университета, выпуск бюллетеней, информационных листков - копилка родительской мудрости (приложение 10), стенд и уголок для родителей, использование СМИ для освещения проблем воспитания, обучения детей и профилактики вредных привычек);
  4. Развитие государственно-общественного управления (работа  родительского комитета, детского самоуправления для решения насущных проблем  классного коллектива).

         Следует конкретно раскрыть суть этих форм взаимодействия.

Интерактивное позволяет составить характеристики семей обучающихся и использовать оптимальные формы и методы в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей, а также расширить сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг. В результате возникает «Социальный паспорт класса»,  концентрирующий информацию, выходящую далеко за рамки стандартной школьной отчетности. Круги социальной интерференции просматриваются более четко и создают содержательное поле педагогического осмысления.

         Первичное обобщение информации о потребностях в дополнительных образовательных услугах школы привело к определению четырех блоков проблем, которые надо решать в первоочередном порядке:

  1. Здоровье, пропаганда здорового образа жизни вплоть до совместного прямого обучения и консультирования родителей и детей;
  2. Консультации родителей по дидактической коррекции подготовленности к   обучению и учебной деятельности детей;
  3. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних, употребления психоактивных средств;
  4. Помощь детям из неблагополучных семей, а также из семей, находящихся в сложных жизненных ситуациях.

        В соответствии с указанными проблемами строится социально-дидактическая система  работы  классного руководителя.  Ее основные задачи:

1)  анализ здоровьесберегающей среды обучения (уменьшение факторов, негативно влияющих на физическое, психическое, интеллектуальное развитие учащихся);

2) выделение из массы родителей групп со сходными образовательными потребностями, разработка и реализация для каждой из них соответствующих программы психолого-педагогического просвещения;

3)   создание системы взаимодействия  с  социально-психологической службой школы;

4)  патронаж  неблагополучных семей, а также   семей, находящихся в сложных жизненных ситуациях.

         Основной упор в этой системе делается на привлечение внимания к проблеме сохранения здоровья учащихся. Классный руководитель совместно с родителями реализует  разнообразные  формы работы по направлению «Здоровье и здоровый образ жизни».    В рамках этой работы идёт активный обмен опытом семейного воспитания, формы фронтальной работы чередуются с работой в родительских группах по интересам, с тренингами детско-родительского общения, совместными уроками для детей и родителей, индивидуальными беседами и консультациями. Успешно реализуются  такие формы работы как родительско - ученические тренинги, клуб выходного дня, вечера вопросов и ответов.

         Постепенно расширяется тематика занятий, возникают новые формы. На первый план вышла проблема выявления и направленной коррекции различных отклонений в здоровье и развитии детей. Лекционное просвещение по направлениям «Здоровый образ жизни», «Профилактика вредных привычек» сопровождается активными совместными школьно-семейными мероприятиями – «День спорта», «День семьи», «Спортивная семья», «Малые олимпийские игры». Специфическая работа проходит в виде учебно-тренировочных занятий родителей и детей по коррекции осанки, работы органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и т.п. Педагог предлагает родителям памятки о том, как проследить, каким образом ребёнок сидит, спит, ходит, насколько он активен, помогают выполнять рекомендованные упражнения.

2.3.3. Содержание и формы совместной деятельности  классного руководителя, родителей и учащихся.

1. Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся.

  1. Творческие отчеты по предметам, раскрывающие достижения учащихся, показывающие особенности труда, индивидуального стиля  классного руководителя;
  2. Дни  открытых уроков,  открытые классные часы, раскрывающие способности  учащихся, мастерство учителя с обязательной рефлексией;
  3. Познавательные конкурсы, соревнования  между родителями и детьми;
  4. Праздник знаний и творчества, предполагающий защиту семейных и индивидуальных  проектов по заранее определенным темам;    
  5.  Творческие конкурсы, в которых дети участвуют при поддержке родителей;
  6. Совместные классные собрания по итогам учебной работы, анализу учебной деятельности учащихся, тематических собраний-дискуссий по проблемам учебы;
  7. Проведение групповых и индивидуальных консультаций по проблемам обучения и воспитания.

2.3.4. Организационная деятельность   классного руководителя  по взаимодействию с родителями, семьей

1. Составление социального  паспорта    класса.  

 2. Отбор, составление и  использование  методик по изучению семей (приложение  11).

 3. Изучение семей по следующей программе:

-     Состав семьи, возраст, профессия родителей, образование

- Бытовые и санитарно-гигиенические условия жизни  семьи, материальная обеспеченность

-    Активность участия родителей в воспитании детей

-    Распределение обязанностей в семье

-    Традиции, семейные праздники

-    Увлечения, способности родителей и детей

-    Взаимоотношения в семье

 4. Выявление возможностей родителей для участия в организации воспитательной работы с детьми, в решении проблем  школы

- Выявление родителей, способных к организаторской работе, подготовка и проведение выборов родительского комитета на родительских  собраниях.

- Обеспечение развития самоуправления в родительском коллективе.

 - Помощь в организации работы родительского комитета и других органов родительского самоуправления.

5. Изучение запроса-заказа родителей на содержание и формы обучения детей.

6. Знакомство родителей с учебным планом, программами, вариантами обучения, возможным выбором изучаемых предметов.

7. Организация индивидуальных и общих консультаций для родителей.

8. Составление плана работы с семьями.

9. Помощь родителям в составлении программ развития своего ребенка.

10. Совместное планирование и анализ деятельности школы, творческих дел.

11. Воспитание трудолюбия,  организация  встреч-бесед с родителями разных профессий, встреч со специалистами в зависимости от интересов детей.

12. Проведение дискуссий, классных часов по проблемам нравственности совместно с родителями класса.

13. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни через проведение совместно с родителями Дней здоровья, спортивных соревнований, организацию профилактики отклонений от  здорового образа жизни (встречи с наркологами, психологами  и другими специалистами, посещение соответствующих выставок, просмотр видеофильмов и т.д.)

14. Патронаж  неблагополучных семей.

         Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера  (приложение 12)

.   Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родителей. Система  проведения: 2-3 раза в год    в присутствии детей.

Темы родительских вечеров:

Год рождения моего ребенка - каким он был, этот год?

Первые книжки ребенка.

Друзья моего ребенка.

Праздники нашей семьи.

Вечер воспоминаний.

 Наказания и поощрения в нашей семье.

Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.

Фотографии нашего детства.

Как научиться  доверять моему ребенку? 

 2.3.5. Психолого-педагогическое просвещение родителей

1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей с использованием активных форм педагогического всеобуча:

- Родительские университеты;

-  Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родителей. Конференция проходит раз в год.  

- Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов.  

- Тренинги. Эта форма работы при всей своей эффективности   требует особой доверительной атмосферы  между классным руководителем и родителями, а также  хорошей психологической  подготовки классного руководителя, выступающего в роли тренера.

- Родительские  ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей. Цель проведения: помочь родителям утвердиться в правоте своих методов воспитания, либо провести ревизию своего педагогического арсенала и задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка делают правильно, что не совсем так.

Тематика родительских рингов:

Можно ли наказывать ребенка собственным домом?

Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?

Соблазны и пути их преодоления.

Трудности школьного урока. В чем они состоят?

- Организация групповой работы родителей при подготовке и проведении занятий, предусматривающей «мозговую атаку» в процессе коллективного поиска способов решения проблем, разработки рекомендаций по обсуждаемому вопросу, составление памяток, проектов, предложений.

-  Диспут, дискуссия  - обмен мнениями по проблемам воспитания  - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

- Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно.  Классный руководитель знакомит родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивает пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

- Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей.  

           Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив  - это опора  классного руководителя, и при умелом взаимодействии   успешно решаются общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

2. Введение в практику систематического обсуждения вопросов, связанных с особенностями воспитания и обучения в  школе:

- Организация обсуждения миссии школы, целей и задач, новых проектов;

- Организация работы по изучению социального заказа родителей   класса;

- Организация работы по оценке степени удовлетворенности  школой и классом  со стороны родителей;

Участие в работе семинаров, конференций, консилиумов, общешкольных собраний;

3. Проведение практических занятий с  родителями.

- Проведение тренингов по проблемам общения родителей с детьми;

- Проведение деловых игр  и организационно-деятельностных игр по усвоению основных методик  поведения в сложных ситуациях, возникающих в процессе воспитания детей.

4. Организация и проведение открытых мероприятий с последующим анализом и рефлексией участников.

5. Систематизация и оформление методических и социально-психологических  материалов.

2.3.6. Управление взаимодействием  школы и семьи.

      Управление взаимодействием  школы и семьи заключается в серии управленческих действий:

  1. Создание  родительского комитета, составление плана его работы;
  2.  Создание творческих групп из родителей, каждая их которых проводит  КТД, конкурсы и другие мероприятия, разрабатывает соответствующие  документы,   составляет  отчеты, в том числе фото и видеоотчеты,  раскрывает  интересный опыт семейного воспитания.
  3. Изучение состояния проблемы и постоянное отслеживание результатов ее решения:
  4. Подведение итогов, анализ и коллективное планирование на новый учебный год работы  классного коллектива с семьей на первом родительском собрании в сентябре.

 В целом работа с родителями представлена в схеме (приложение 13).

2.3.7. Поощрение деятельности родителей

- Оформление благодарственных писем от администрации  школы самым  активным родителям.

 - Знакомство с лучшими семьями  и их достижениями через школьную газету и школьный сайт.

  2.3.8. Выполнение «Закона о всеобуче»

  Выполнение «Закона о всеобуче»  предусматривает заботу о  детях, находящихся под опекой, защиту социальных прав этих детей. Работа ведется  по следующим направлениям:

-регулярные посещения этих семей, составление актов обследования жилищно-бытовых условий;

-отслеживание посещаемости и успеваемости (в конце каждой четверти классный руководитель сдает справку по особой форме);

-регулярные беседы с детьми и опекунами;

-вовлечение детей в досуговую деятельность.

Собрана и систематизирована нормативно-правовая база по вопросу защиты прав детства.

         

3. Результативность.

 Основными результатами взаимодействия   классного руководителя  с родителями   являются:

-  психологический комфорт в коллективе для  каждого ребенка;

- повышение уровня психологической компетентности родителей;

- расширение навыков диалогического общения;

- повышение степени осознанности своего поведения;

- выработка эффективных моделей семейного взаимодействия;

- привлечение к сотрудничеству со школой.

        Главным результатом    взаимодействия семьи и школы  можно считать  установление межличностных взаимоотношений, взаимной психологической поддержки, обмен воспитательным опытом.

 Диагностика «Уровня удовлетворённости родителей работой школы» показывает рост интереса родителей к жизни школы:  

-качеством  образования и воспитательной политики  81, 3% (+ 2,2% к результату прошлого года);

-человеческими качествами учителей и классного руководителя  74,5 % (+4,9%)

-внеклассной работой школы и класса  85,6% (+ 2,3%)

-предлагают свою помощь в работе школы 73,2% (+4,2%)

            Данные подходы моего опыта можно считать эффективными,  т.к. они помогают достигать устойчивых положительных результатов в работе   классного руководителя  с семьей  и дают возможность применять их  в нашей школьной практике.

         Опыт эффективен  при использовании его  в    работе с родителями как на первом этапе установления контактов с родителями, так и в последующей деятельности в процессе решения разнообразных воспитательных проблем, когда формируются  личностные качества ребенка, его интеллектуальное развитие, создается гуманистическая атмосфера в классном коллективе и в школе в целом.   Обеспечивается  достижение устойчивых результатов на протяжении ряда лет.  

        Данный опыт может быть интересен  для    классных руководителей, отчасти – для социальных педагогов, психологов и тех родителей, кто  интересуется организацией работы с родителями на партнерских началах с использованием интерактивных форм  совместной деятельности.

        Контроль успешности работы классного руководителя по названной теме осуществляется  при помощи тематических тестов,  разнообразного анкетирования, организации рефлексии родителей  после проводимых мероприятий.

       Главными условиями эффективной работы является  системность, планомерность педагогической деятельности, моделирование будущего образа  воспитанника и его жизнедеятельности, вовлечение учащихся и родителей в процесс коллективного воспитания,  доверительное отношение к ребёнку, снимающее психологический барьер, атмосфера искренности, любви и доброжелательности, способствующая успешности учебно-воспитательного  процесса.

      Школа не стоит на месте, стремится идти в ногу со временем, жить дружным единым коллективом: дети, педагоги, родители, общественность.

 

Список  использованной  литературы

1. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. – М., 1998.

2. Арнольдов А.И. Концепция социальной работы. – М., 1993.

3. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. – Ярославль, 1997.

4. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. – Екатеринбург, 1993 .

5. Библиотека журнала «Директор школы». Выпуск № 3, 2001. Директору школы о сотрудничестве с родителями, - М.: «Сентябрь», 2001.

6. Воспитательный процесс: изучение эффективности. /Под ред. Степанова Е.Н./ – М., «Сфера», 2001.

7. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. – Л., 1988.

8. Гуманизация воспитания в современных условиях. /Под ред. Газмана О.С., Костенчука И.А./ – М., 1995.

9. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. – М., 1999.

10. Инновационные процессы в образовании: Сб. ст. /Под ред. Загвязинского В.И./ – Тюмень, 2005.

11. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе – М.: «Академия», 2002.

12. Молчанова Т.К., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ. – М., 2001.

13. Новикова Л.И. Школа и среда. – М., 1995.

14. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Диментьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: «Академия», 2002.

15. Организация работы с приемной семьей: Метод. рекомендации. – Екатеринбург, 1997.

16. Проблемы семьи и детства в современной России. – М., 2002.

17. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., «ЦГЛ», «Народное образование», 2002.

18. Чепурных Е.Е. Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации: Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации № 28 – 51 – 565/16 от 18.07.2003.

19. Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным. – 2003.

20. Щуркова Н.Е. Школа и семья: педагогический альянс. – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с семьей

Формы работы с семьей...

Основные направления и формы работы с семьей

В ОГБУ СО РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями (далее – Центр) проходят реабилитацию не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и дети с ослабленным здоровьем. ...

Обобщение опыта по теме "Работа с природным материалом как возможный путь социализации личности ребенка"

Тема   "Работа с природным материалом как возможный путь социализации личности"...

Обобщение опыта : "Игровые формы в процессе изучения математики"

Использование игры в рамках учебно-воспитательного процесса - явление не новое,  именно игра единственная деятельность ребенка имеющая место во все времена и у всех народов....

Обобщение опыта по самообразованию: «Работа с картой на уроках географии в коррекционной школе».

Выступление на педагогическом совете из опыта работы с картой на уроках географии...

Обобщение опыта "Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи"

Обобщены нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи. Данный материал предназначен для педагогов и родите...

обобщение опыта по теме "Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС"

В работе представлен опыт учителя истории и обществознания по работе с одаренными детьми...