Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
статья

Танцюра (Лисина) Елена Анатольевна

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Игра с участием рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживает мозговые системы в оптимальном состоянии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_palchikovoy_gimnastiki.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние пальчиковой гимнастики 
на умственное развитие ребенка

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Игра с участием рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживает мозговые системы в оптимальном состоянии.

Японский врач Намиком Такудзяро разработал оздоравливащую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними.

Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев – с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая».

Многие родители не знают, что потешки не только развивают, но и оказывают оздоравливающее воздействие.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координированно и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыши овладевали простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самые простые упражнения:

1. Флажок. Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

2. Очки. Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

3. Бинокль. Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в «бинокль».

4. Зайчик. Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони. Заяц шевелит ушками.

5. Коза. Указательный и мизинец разведены в стороны, остальные пальцы прижаты к ладони. Коза бодается.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

1)  Ты, утенок, не пищи,             

Лучше маму поищи.             

(Сжимание и разжимание пальцев рук.)

2)  Водичка, водичка, 

Умой мое личико…

(Выполнение движений в соответствии с текстом.)

3)  Полетели птички,

Птички-невелички.

(Пальцы переплетены, ладони сжаты.)

Сели птички. Посидели.

Опять полетели.

(Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха.)

4)  Массаж пальцев.

Мышка мыла мышам лапку –

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув потом водой.

Не забыла и указку –

Смыв с нее и грязь, и краску.

Средний мылила усердно –

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой –

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла –

Очень он боялся мыла…

5)  Пальчики здороваются:

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков остальных пальцев.)

6)  ЗАЙКА И БАРАБАН

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам-трам-трам.

(Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.)

7)  КОЛЬЦО

Выйду на крылечко,

Вынесу колечко.

Я его вместо игрушки

Подарить хочу Валюшке.

(Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону.)

Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста. Необходимо добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекидывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние классической музыки на развитие ребенка.

Многие родители замечают, что их малыш прислушивается к классической музыке, она успокаивающе действует на него, когда он плачет. И это неспроста. Ученые утверждают, что классика способствует ра...

Семинар для педагогов на тему: " Влияние насилия на личностное развитие ребенка"

В ходе работы над семинаром было проведено анкетирование педагогов, из чего сделаны выводы, что тема насилия в детском коллективе злободневна и актуальна, т.к. каждый человек в своей житзни встречался...

Влияние дополнительного образования на развитие ребенка

Дополнительное образование и его помощь в развитии ребенка....

Консультация для педагогов "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста."

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей " Влияние пальчиковых игр на развитие ребёнка с ОВЗ"

Пальчиковые игры – это один из способов развития ребенка, своеобразный массаж и гимнастика для пальцев. Движения сопровождаются короткими стихами. Для старших дошкольников и младших школьни...