Игра - развлечение или необходимость?
статья по теме

Лоскутов Константин Сергеевич

Каждая подвижная игра развивает в детях не только физические способности, такие как быстрота, ловкость, гибкость и т.д., но и мышление, остроумие, логику, умение быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, умение следовать правилам, играть в команде, адаптирует ребенка к жизни в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igra_dlya_rebenka.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Игра для ребенка - что она предполагает?

Игрой ребёнок занимает свой досуг - это ясно, но только ли?

Игры бывают разные: тихо за столом сидит ребёнок и спокойно играет в настольную игру – «лото», «морской бой», «шашки», «шахматы», вырезает ножницами аппликации или крестиком вышивает. Ребёнок сидит тихо и слышно как шевелятся мысли у него в голове, обдумывая очередной  ход. Ребёнок думает, оценивает и просчитывает, в меру своих возможностей, дальнейший ход. Родители смотрят на него и тихо умиляются своему отпрыску. Будет усидчивый, умненький и, возможно, уже угадываются в нём задатки отличника.

Это, кстати, не самый плохой вариант, чаще бывает так: ребёнок не знает чем себя занять, а родители пришли с работы, они устали, им необходим отдых и заниматься собственным чадом им совсем некогда, поэтому ребёнку предоставлен компьютер, в котором он проводит всё своё время, или же телевизор, где в «помощь» родителям работают круглосуточно детские развлекательные каналы. В результате такого досуга, ни о каких прогулках, а тем более о подвижных играх речи не идёт.

Конечно, здесь необходимо учесть, что одного ребёнка на улицу не отправишь, каждый родитель заботиться о безопасности своего ребёнка.

Затем ребёнок выходит гулять на свежий воздух, встречает на улице своих друзей, они затевают игру. Теперь, помимо мозга, в игре участвуют  мышцы - мышцы ног и рук, активно участвуют мышцы живота, спины, кровь в нём гудит, и в организме происходят химические процессы, «скелет» его бегает, прыгает, приседает, уворачивается от столкновения, падает…

        Играя в подвижные игры ребёнок, сам того не зная, развивает быстроту ног, моторику рук, развиваются реакция, мышление, логика, ребенок учится принимать быстрые решения. Некоторые игры отрабатывают меткость глаза, тренируют глазомер, учат определять расстояние до цели, корректировать бросок по мишеням, и т. д. и т. п.

И со временем, окружающие замечают: «А парень-то стал выносливым, ловким, и выглядит он подтянутым, в дальнейшем радость для военкомата».  

Вспомните своё детство.

Тридцать лет назад я играл со своими друзьями в «жмурки», «салочки»... Бывало, что кидали камнями друг в друга. Взрывали бутылки из-под шампанского при помощи карбида, дрались дом на дом, жевали гудрон, прыгали по гаражам, делали луки, стрелы, сражались на палках. Были д’Артаньянами, Чунгачгуками, обносили яблочные сады, играли в «пуговицы», в  ножички и ещё много чего интересного и опасного как для своего здоровья так и для окружающих нас людей.

Я, конечно, не призываю сказать своему ребёнку: «Иди во двор, закидай камнями соседского мальчика». Во власти каждого родителя научить ребёнка тем играм (имеются ввиду подвижные игры, а не только «крестики-нолики»), которые он считает безопасными.

        Вспоминаю игры своего детства. Они начинались с того, что выбирался «вóда». Для этого надо было соблюсти определённый ритуал: игроки вставали в круг кто-то начинал считалочку: «Вышел ёжик из тумана, вынул ножик из кармана, буду резать, буду бить, с кем останешься дружить?»

«…С Петей!».

Были и другие, помню самая простая: «Стакан, лимон, выйди вон». Посложнее: «На золотом крыльце сидели Царь-Царевич, Король-Королевич…»

Начиналась игра. Ну, например, «прятки». Когда «Вóда» выбран, он закрывал глаза и, стоя на месте, считал до ста. В это время детвора разбегалась по двору, пряталась в укромные, как им казалось, места, и все замирали. «Вóда», досчитав, начинал искать, и, найдя кого-то, должен был произнести заветные слова: «Туки-туки, Ленка под скамейкой, выходи, туки-туки, Сашка в подъезде, выходи...» Дети, которых обнаружил «вóда»,  выходили расстроенные, из-за того, что их так быстро нашли. Затем «вóда»  начинал обходить двор в поисках других участников игры. Проходя мимо кустов и не заметив ничего подозрительного, он шел дальше. И тут из самых зарослей, которые он внимательно, как он думал, осмотрел, словно воробьи срываются с места Мишка и Юлька и бегут наперегонки к условному месту, чтобы «застукаться» - подбежать к условленному месту и произнести: «Туки-туки за себя!». Но «вóда» прикидывает моментально, что он точно обгонит Юльку. И тут начинается погоня. Видя, что «вóда» догоняет Юльку, детвора подбадривает бегущую девчонку. В итоге к финишу первым приходит Мишка, весь красный от усилий, но довольный - ему не водить. Так же в игре была разрешена помощь игроков, которых уже нашли. Когда «вóда» приближался к укрытию, дети кричали: «Топор, топор, сиди как вор и не выглядывай во двор – идёт зелёный помидор!» А если игроку была возможность бежать, ему кричали: «Пчела, пчела, лети как стрела!»

Каждая игра что-нибудь да развивала: «салочки» - рывок с места, чтобы водящий не догнал - мы петляли, пытались оторваться, чтобы он отстал и переключился на другого игрока; «вышибалы» - метко бросать мяч, хитрить, ловить мяч в воздухе, уворачиваться от пролетающих мячей, а значит и появлялся навык концентрировать внимание, не отвлекаясь, следить за игрой; девчонки прыгали в «резиночки», играли в «классики», оттачивая правильность выполнения упражнений согласно правилам; «скакалка» как и «резиночка» лучшие друзья девчонок. Здесь прыжки и двумя ногами, и правой, и левой, и в перехлест; игры с мячом - мяч били руками, ногами, кидали в стену, пытаясь его перепрыгнуть с отскока – играли и девчонки, и мальчишки (жаль, не все игры помню как назывались), стучали мячом в пол, успевая говорить: «Я знаю пять имен девочек…» на каждый отскок мяча надо было успеть придумать пять имён, названий городов, цветов или цвета радуги,  играли в «съедобное-несъедобное», «пионербол».

Каждая игра развивает в детях не только физические способности, такие как быстрота, ловкость, гибкость и т.д., но и мышление, остроумие, логику, умение быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, умение следовать правилам, играть в команде, в конце концов, социально адаптирует ребёнка к жизни в коллективе, он понимает, что в мире он не одинок, есть не только мама и папа, а ещё друзья, а может и недруги.

Придя в первый класс, ребенок прекрасно бегал, прыгал на скакалке, ловил мяч. И это умел делать целый класс, а не некоторые ученики.

А сейчас, глядя в окно или гуляя вечерами, я не вижу играющих детей. Да, остались велосипеды, появились ролики, бегают в футбол, но это малая часть тех игр, в которые мы играли в детстве.

Сегодня встретил учеников школы, в которой работаю сам, сидят на ступеньках подъезда, я спрашиваю их: «почему такие грустные?» Отвечают,  что им скучно.

Вспоминаю себя в седьмом классе- скучно нам не было никогда. Даже в спортивные секции мы готовы были ездить на другой конец города.

А сейчас, чтобы ребенок пришел в секцию футбола его надо уговаривать, собрать ему сумочку, за ручку отвести в школу (я говорю о школе, в которой работаю, где организовано дополнительное образование детей, в частности, работают секции футбола, волейбола, каратэ и многие другие), которая находиться у него во дворе.  Конечно же, не у всех такая ситуация. Но я говорю о том, с чем сталкиваюсь каждый день.

Когда у меня, как у учителя физической культуры, возникает необходимость собрать команду для участия в соревнованиях, чтобы отстоять спортивную честь школы, то приходится сталкиваться с тем, что брать некого. Кто может и хочет играть, бегать и прыгать - тому врачи не дают допуск по состоянию здоровья. А здоровые не бегают, не прыгают и не играют.

Конечно же, это не их вина.

Можно только предположить, что взрослым проще включить мультики для маленького ребенка, чтобы он не донимал и сидел тихо, чем выделить 1-2 часа на прогулку с ребёнком, вспомнив своё детство, поиграть с ним.

        Телевидение, компьютер, усталость и загруженность родителей, далее неправильное питание приводят к тому,что наши дети  к первому классу не готовы принимать на себя учебные нагрузки школы, они малоподвижны, несообразительны. А на первом родительском собрании педагог-психолог Вам, родителям, подробно расскажет какие отклонения в развитии у Ваших детей. А всего-то надо было вовремя выйти с ребёнком на улицу и научить его прыгать на скакалке, бросать мяч и т.д.

 У меня у самого двое детей. Сын занимается каратэ. И, поверьте, я испытываю гордость за сына, когда он побеждает не только противника, но и самого себя, когда у него вдруг получается элемент, который долго не получался.

Я радуюсь за четырехлетнюю дочь, которая уже ловит брошенные мною мячи, бегает со мной наперегонки, пытается освоить велосипед и ролики.

Уважаемые Родители, обращаюсь к Вам, как учитель физкультуры, и раз в год, как  Дед Мороз - больше играйте с детьми, передавайте им знания Ваших детских игр. Обязательно играйте всей семьей, приглашайте в игру детей во дворе и ваших знакомых, чтобы они росли здоровыми и радовали вас, и чтоб в Новый год Дед Мороз не сорвал себе поясницу, поднимая ваше чадо на руки.

К.С. Лоскутов

Учитель физической культуры

ГБОУ СОШ № 569

Невского района, г. Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические игры и развлечения в школе

Игра    - это жизненная лаборатория детст-ва,    дающая тот аромат, ту атмосферу мо-...

Игры и развлечения как средство музыкального воспитания младших школьников с нарушением слуха

Игры и развлечения  как средство музыкального воспитания младших школьников  с нарушением слуха...

План игры-развлечения «Морское путешествие.

План игры-развлечения «Морское путешествие. Цель: совершенствование навыков коллективной игры, применение ранее полученных знаний и умений....

Развлечение на природе "Зимние игры и развлечения с Бабушкой-Забавушкой"

Развлечение с детьми  и родителями средней группы  от 4 до 5 лет  . Цель : Познакомить  детей с русскими народными играми и развлечениями в зимнюю пору, прививать интнрес и любовь ...

Конспект интегрированной Игры - развлечения для второй младшей группы: «Непослушный зайка»

Конспект для второй младшей группы на тему "Непослушный зайка"...

«Новогодний калейдоскоп» (игра – развлечение)

ЦЕЛЬ: создать праздничное настроение, развивать традицию празднования Нового года, выявление творческих способностей воспитанников.ЗАДАЧИ: способствовать развитию коллективного творчества, комму...