Главные вкладки

    «Насилие над ребёнком. Как егo предотвратить?»
    классный час по теме

    Наказание – самое непродуктивное воздействие на ребёнка!   Что может быть важнее для ребёнка, чем сознание того, что вы им дорожите и любите его!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nasilie.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Насилие над ребёнком. Как егo предотвратить?»

    Сегодня, к сожалению, насилие над детьми превратилось в обычное явление. Большинство людей уже привыкли, даже смирились или стараются не замечать жестокого обращения с детьми, пренебрежение их интересами, эксплуатации – это ужасно.

    Различные формы насилия по отношению к детям могут быть вызваны различными причинами:

    - семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в ней эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей),

    - в качестве наказания, неадекватными родителями,

    - специфическими культурными, национальными или религиозными факторами,

    - сочетанием специфических характерологических особенностей взаимодействующих взрослых, сверстников и ребёнка, подвергаемого насилию;

    - жизненными неудачами и чувством озлобленности против всех и вся.

    Чаще всего насилие возникает при наличии в прошлом в семьях случаев жестокого обращения, или же родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.

    Наряду с этим факторами риска подвержения ребёнка насилию могут выступать:

    - наличие у ребёнка физических недостатков,

    - врождённые уродства,

    - сходство с нелюбимым человеком,

    - нарушения в поведении (чрезмерная активность),

    - нежеланный ребёнок.

    Различают 4 основных формы насилия над детьми и пренебрежения их интересами: физическое, сексуальное (развращение), психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость).

    Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребёнку. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьёзные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии. Физическое насилие может проявляться в виде пощёчин, пинков, толчков, нанесения ожогов, удушения, грубого хватания другого человека, отбрасывания партнёра в сторону или наземь, бросание предметов в другого человека и т.д.

    Сексуальное насилие – вовлечение ребёнка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Развращением считается не только собственно половой акт, но и сексуальная эксплуатация ребёнка для порнографических целей или вовлечение в проституцию, демонстрация эротических материалов, эгсгибиционизм перед ребёнком, принуждение его к раздеванию и т. п. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт оснований считать его ненасильственным.

    Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других людей на ребёнка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относятся:

    - открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

    - оскорбление и унижение его достоинства;

    - угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

    - преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка, вовлечение в секты (использование гипноза, интенсивных консультаций «один на один», монотонного пения, «бомбардировка любовью», повторяющиеся угрозы санкций за уход);

    - предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

    - ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

    - одинокое грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму.

    Пренебрежение нуждами ребёнка (моральная жестокость) – отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К данному виду насилия относятся:

    - вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а так же в совершение правонарушений;

    - отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая;

    - отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения.

    Каковы же последствия перенесённого насилия. Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечают сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребёнка, мешает его полноценному развитию.

    Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред здоровью, но и влечёт за собой тяжёлые социальные последствия. До 10% детей – жертв насилия – погибает, у большинства появляются серьёзные отклонения в психическом и физическом развитии, в эмоциональной сфере.

    Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться. Создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы тоже могут стать насильниками. Такие дети не могут быть полноценными членами общества, они нуждаются в лечении и уходе.

    Как правило причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.

    Как же можно предотвратить насилие? Можно ли защитить наших детей?

    Наших детей можно защитить. Необходимым составным элементом системы защиты детей от жестокого обращения и пренебрежительного отношения к их нуждам и интересам в современном обществе являются законодательные нормы. Они гарантируют обеспечение прав ребёнка и предусматривают наказание лиц, виновных в совершении действий, представляющих опасность для жизни и здоровья детей и нарушающих или ограничивающих их права и свободы.

    В Декларации прав ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 1990 г., подчёркивается: «…ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». Поэтому «ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь». Таким образом ребёнок имеет право на защиту от всех форм насилия, а к лицам совершающим насильственные действия применяются социальные, административные и законодательные меры предусмотренные УК РФ.

    Советы родителям:

    Мы все хотим, чтобы наши дети вели себя хорошо и были счастливы. Частично в этом и заключается смысл хорошего воспитания. Но в поисках путей изменения проблемного поведения мы можем проглядеть всё хорошее, что есть в наших детях.

    • Ребёнок стал замкнут – поговорите с ним, узнайте, что его беспокоит. В случае когда разговор с ребёнком не получается, обратитесь за помощью к квалифицированному психологу.
    • Рассказывайте своим детям о том, что в отношении их могут быть предприняты насильственные действия. Объясните им простые правила как их избежать:

    - надо прежде всего не провоцировать (обзывания, шлепки, оскорбления, неуважение повлекут за собой ответные агрессивные действия; слишком открытая, обтягивающая одежда может привлечь насильника и т. д.)

    - соблюдайте меры предосторожности (не гуляйте в пустынных местах, возвращайтесь домой до темноты, не верьте заманчивым обещаниям, не ходите в гости к малознакомому человеку, нельзя выполнять поручения случайных знакомых; если вас кто-то настойчиво преследует, звоните по телефону и т. д.);

    - будьте разборчивы в выборе друзей.

    • Если ваш ребёнок попал в секту:

    - не позволяйте себе агрессивных высказываний в адрес его увлечения – ваша ссора с ребёнком будет им только на руку;

    - постарайтесь выявить и устранить источник тех проблем, которые загнали его в секту;

    - мягко обращайте внимание вашего ребёнка на явные противоречия в его поведении и высказываниях, в то же время не вынуждая эти противоречия объяснять.

    - старайтесь укрепить эмоциональную связь с ним, будьте открыты к диалогу, вспоминайте о радостных и светлых моментах жизни в вашей семье.

    • Во избежании жестокого отношения в семье:

    - знайте любой проступок ребёнка – это ваша вина (не доглядели, избаловали, не объяснили, сами поступаете так же).

    - помните «Что посеете, то и пожнёте». Ваше отношение к окружающим вас людям есть тот единственный образец, который формирует отношение ребёнка к родителям.

    - нельзя переносить на ребёнка свои проблемы и неудачи. Помните он не отвечает за поступки других (мужа, начальника и т. д.).

    - очень бережно относитесь к ребёнку. При конфликтной ситуации принимайте справедливое решение с мерой наказания, соответствующей мере проступка.

    - если вы продумываете наказания за что-либо, вы должны обязательно продумать поощрение

    - не требуйте от ребёнка больше, чем он может. Соизмеряйте реальные силы ребёнка, знания и навыки. То, что для Вас является естественным, ребёнку может быть неизвестно.

    - откажитесь от командно-распорядительного тона и перейдите к просьбе. Не требуйте, чтобы всё было по-вашему, только на том основании, что вы родитель.

    - перейдите к рассудительному стилю семейного воспитания. Научитесь спокойно и ровно реагировать на действия и поступки ребёнка.

    - исключите из речевого оборота угрозы, оскорбления и слова унижающие вашего ребёнка (клички, обзывательства и т. д.).

    - обращайте внимание на свои чувства («Мне жаль…», «Я расстроена…», «Мне обидно..» и т. п.).

    - вместе с ребёнком размышляйте над возникшими проблемами, предоставляя ему при этом право на ошибку.

    - если всё-таки сорвались, не забудьте извиниться и обсудить с ним эту проблему. Признавайте свои ошибки. Обязательно скажите ребёнку, что вы его любите и простили.

    Наказание – самое непродуктивное воздействие на ребёнка!

    Что может быть важнее для ребёнка, чем сознание того, что вы им дорожите и любите его!

    Литература:

    1. Жестокое обращение с детьми./ Т.Я.Сафонова, Е.И.Цымбал и др.

    – М.: Издательство ИПК и ПРНО МО, 1993.

    1. Котова И. Невыполнимые советы по воспитанию: книга для психологов, родителей и детей. – М.: Чистые пруды, 2006
    2. Борба М. нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребёнка и как с ним бороться. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.
    3. Т. Уржумова Стили семейного воспитания.// Школьный психолог. – 2008 – №16
    4. Кулинич Г.Г. Родительские собрания по половому воспитанию: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как уберечь ребёнка от насилия

    Материал для родительского собрания "Как уберечь ребёнка от насилия"...