В помощь родителям: «Минимальные мозговые дисфункции у детей.
статья по теме

Ефимова Нина Александровна

 

В помощь родителям:  «Минимальные мозговые дисфункции у детей.

                                            Как с этим жить?»     

 

В последние десятилетия в зарубежной и отечественной литературе много пишут о синдроме легких органических нарушений в работе нервной системы у детей. Их еще называют минимальной мозговой дисфункцией (ММД). Причины ММД связаны с неблагоприятными факторами, действовавшими на малыша во время беременности или в родах. Как относиться к этому явлению?

Это незначительные, не резко выраженные нарушения в строении и функционировании мозга ребенка, когда нет кровоизлияний, кист, но было поражение участков из-за гипоксии. Некоторые авторы предлагают обозначать эти состояния как гиперактивность или синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ), хронический мозговой синдром, легкая детская энцефалопатия и др. На самом деле за этими страшными диагнозами скрываются достаточно хорошо корректируемые особенности поведения и развития ребенка.

Причины ММД связаны с разнообразными повреждающими факторами, действовавшими на малыша во время беременности или в родах. Но чаще всего это гипоксия (недостаток кислорода в родах) плода.

В данной статье рассматриваются причины,  симптоматика, формы, методы коррекции данного нарушения и рекомендации родителям об особенностях общения с детьми с ММД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  В помощь родителям:  «Минимальные мозговые дисфункции у детей.

                                            Как с этим жить?»      

Минимальные мозговые дисфункции у детей в связи с их частой распространённостью представляют значительную проблему, привлекающую к себе внимание широкого круга специалистов.

   Минимальные мозговые дисфункции (ММД) у детей представляют собой наиболее распространенную форму нервно–психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежных исследований, частота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5–20%.
Синдром ММД был впервые определен
С. Клементсом, описавшим большую группу детей с выраженными нарушениями поведения и школьных навыков, для которых обычные методы вмешательства оказывались неэффективными. Этот синдром не ограничивается детством. Такие дефициты, как компенсаторная личностная проблематика и недостаточная обучаемость, сохраняются на протяжении отрочества-юности и взрослости.
Клементе определил состав синдрома ММД следующим образом:
близкий к среднему или выше среднего уровень общего интеллекта, которому сопутствуют определенные виды недостаточной специфической обучаемости или поведенческих аномалий от легкой до тяжелой степени выраженности в сочетании с отклонениями функции ЦНС. Эти отклонения могут проявляться различными комбинациями снижений в области восприятия (зрительного и слухового), формирования понятий, речевых навыков, памяти, контроля внимания, импульсов, подвижности и отдельных движений.

Статистика говорит о том, что в России таких детей 4 - 18 %, в США – 4 - 20 Великобритании– 1 - 3 %, Италии – 3 - 10 %, В Китае – 1 - 13 %, в Австралии – 7 - 10 %.

Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек.


  Самая частая
причина ММД — это родовая травма, которая в карте новорожденного может фигурировать под диагнозами «асфиксия», «гипоксия плода», «повреждения шейного отдела позвоночника», «перинатальная энцефалопатия» и др. Причем, по оценке специалистов, число таких детей сегодня составляет 70-80%.

Причины, влияющие на возникновение перинатальных поражений центральной нервной системы:

  • Соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации.
  • Острые инфекционные заболевания или обострение хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.
  • Нарушение питания и общая незрелость беременной женщины.
  • Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.
  • Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).
  • Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).
  • Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при применении родового пособия.
  • Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Антенатальный период:

  • внутриутробные инфекции
  • обострения хронических заболевании будущей матери с неблагоприятными изменениями метаболизма
  • интоксикации
  • действие различных видов излучения
  • генетическая обусловленность
    Имеет большое значение и не вынашивание беременности, когда ребенок рождается
    недоношенным или биологически незрелым вследствие нарушения внутриутробного развития. Незрелый же ребенок в большинстве случаев ещё не готов к процессу родов и при родовых нагрузках получает значительные повреждения.

    Необходимо обратить внимание на то, что
    в первом триместре внутриутробной жизни закладываются все основные элементы нервной системы будущего ребенка, а формирование плацентарного барьера начинается лишь с третьего месяца беременности. Возбудители таких инфекционных заболеваний, как токсоплазмоз, хламидиоз, листереллез, сифилис, сывороточный гепатит, цитомегалия и др., проникнув через незрелую плаценту из организма матери, глубоко повреждают внутренние органы плода, и в том числе формирующуюся нервную систему ребенка. Эти повреждения плода на данной стадии его развития генерализованные, но в первую очередь страдает центральная нервная система. В последующем, когда плацента уже сформировалась и достаточно эффективен плацентарный барьер, воздействия неблагоприятных факторов уже не приводят к формированию пороков развития плода, но могут вызвать преждевременное рождение, функциональную незрелость ребенка и внутриутробную гипотрофию.
    В то же время есть факторы, которые могут
    неблагоприятно повлиять на развитие нервной системы плода в любом периоде беременности и даже до нее, влияя на репродуктивные органы и ткани родителей (проникающая радиация, употребление спиртных напитков, тяжелые острые интоксикации). 

    Интранатальный период:

    К интранатальным повреждающим факторам относят все
    неблагоприятные факторы процесса родов, неизбежно сказывающиеся на ребенке:
  • длительный безводный период
  • отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция родовой деятельности
  • недостаточное раскрытие родовых путей
  • стремительные роды
  • применение ручных родовспомогательных приемов
  • кесарево сечение
  • обвитие плода пуповиной
  • большая масса тела и размеры плода
    Группой риска в отношении интранатальных повреждений являются
    недоношенные дети и дети с малой или слишком большой массой тела.
    Необходимо отметить, что интранатальные повреждения нервной системы в большинстве случаев
    не касаются непосредственно структур головного мозга, но их последствия в дальнейшем постоянно влияют на деятельность и биологическое созревание развивающегося мозга.

    Постнатальный период: нейроинфекции, травмы.


Симптомы ММД:

  • Повышенная умственная утомляемость;
  • Отвлекаемость внимания;
  • Затруднения в запоминании нового материала;
  • Плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты;
  • Укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты;
  • Возможны головные боли;
    Перевозбуждение ребенка к концу дня пребывания в детском саду при наличии холерического темперамента и заторможенность при наличии флегматического темперамента. Сангвиники возбуждаются и затормаживаются почти одновременно.
    Связанные с синдромом ММД симптомы в настоящее время включают также искаженный образ тела, общая задержку созревания, нарушения кинестетической интеграции, гипо- и гиперактивность, дисграфию или аграфию, дискалькулию, затрудненность речи и общения, когнитивные затруднения, а также реактивные социальные, аффективные и личностные нарушения.
    Двумя основными симптомами являются недостаточная специфическая или общая обучаемость и гиперактивность.
    ММД относят к категории
    функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД не является медицинским диагнозом в прямом смысле этого слова, скорее это только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить для того, чтобы начать лечение. Детей с реактивным типом ММД и называют иначе гиперактивными. СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности.

         При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих  такие сложные интегративные функции, как речь внимание, память, восприятие, праксис и другие виды высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с синдромом дефицита внимания находятся на уровне или в отдельных случаях субнормы, но при этом испытывают значительны трудности в школьном обучении и социальной адаптации.

         Ранние симптомы синдрома у некоторых детей можно обнаружить уже на первом году жизни. С первых  недель отмечается нарушение сна, снижение аппетита, наблюдается повышение мышечного тонуса, иногда выявляется задержка темпа психомоторного развития в течении 1 года жизни. На 2 году жизни у некоторых детей может быть выявлено отставание в развитии. К 3 годам обращают на себя внимание  такие особенности, как моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность. В младшем возрасте у них нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности. Как правило, возникновение симптомов ММД приурочено к началу посещения детского сада  (3 года) или школы (6-7 лет). Подобная закономерность может быть объяснена неспособностью центральной нервной системы справляться с новыми требованиями, предъявляемыми к ребёнку в условиях увеличения психических и физических нагрузок.

         Следует отметить то, что максимальная выраженность проявлений ММД совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей.

         К 1 периоду относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Воздействие различных неблагоприятных факторов в это время может приводить к задержке речевого развития.

        2 период приходится на возраст 3 лет. На этом этапе у ребёнка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется связная фразовая речь, активно развиваются внимание и память. Увеличение нагрузок на центральную нервную систему в данном возрасте может приводить к нарушениям поведении в виде упрямства, негативизма, непослушания, а также отставанию в психоречевом развитии.

       3 период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления письменной речи. Для детей этого возраста с ММД характерна высокая частота нарушений формирования академических навыков и проблем нарушения поведения.

       В подростковом возрасте у некоторых детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость.

       У детей с ММД, синдромом дефицита внимания недостаточно сформированы некоторые речевые функции: в частности нарушены способность к речевому общению с окружающими, пониманию выраженных в речи эмоций, реакций, инструкций, наблюдается бедность словарного запаса, несформированность лексико-грамматического строя речи, фонетико- фонематического нарушения речи, нарушение слоговой структуры

  произносимых слов, нарушение звукопроизношения, наблюдаются аграмматизмы в речи. Несформированность речевых функций у детей с ММД создаёт трудности в формировании навыков чтения и письма.

        ММД имеет 2 формы: 1.

1.энцефалопатическая – более тяжёлая, имеет органические нарушения, лечится медикаментозно;

 2. дизонтогенетическая – не имеет органики, необходима психолого-педагогическая коррекция.

       Особенности общения с детьми с ММД, отражены в памятке неврологического отделения больницы им. Рауффхаса:

                        1. Строить взаимоотношения по позитивному принципу (хвалить).

                        2. Избегать слов нет и нельзя (на запреты появляется негативизм).

                        3. Говорить очень тихо, мягко, спокойно (выдерживать педагогическую паузу;  

                            от громкой речи наступает возбуждение).

                        4. Недавать несколько заданий сразу, только поэтапно.

                        5. Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию,    

                            во время одевания – поэтапные картинки; слуховая стимуляция.

                        6. Больше деятельности требующей внимания: лего, раскраски, конструкторы.

                        7. Чёткий режим дня.

                        8. Избегать мероприятий, где много людей: наступает перевозбуждение.
                          9. Во время игр ограничиться только одним партнёром.

                        10. Оберегать от переутомления: снижается оценка самоконтроля.

Еще раз остановимся на том, что дети с ММД иначе, чем остальные малыши воспринимают и усваивают информацию, они чуть по-другому мыслят. Потому такие дети требуют к себе особенного отношения. И, конечно, важная роль здесь отводится родителям!

    Рекомендации родителям:        

1.  Минимизируйте «общение» с телевизором и компьютером! (не более 30 минут в день!)
Соблюдайте режим дня, у ребенка должно быть достаточно времени на сон и на прогулки.
  2. Рацион ребенка с ММД должен включать продукты с повышенным содержанием кальция, калия и магния (молочные продукты, сухофрукты: изюм, чернослив, курага). Это необходимо для лечения гиперактивности.
  3. Ребенок должен избегать шумных и подвижных игр, особенно перед сном. Ограничьте число контактов с другими людьми, ограничить пребывания гостей в доме.
  4. Организация рабочего места для ребёнка,оклейте комнату ребенка обоями спокойных умеренных цветов, без лишней мебели и игрушек. Мебель должна быть простой и прочной.
  5. Старайтесь избегать жары, духоты, длительных поездок.
  6. Учитывать, что необходим выход энергии - вашему ребенку рекомендованы занятия теми видами спорта, которые практически исключают травмы головы (плавание, гимнастика).
  7. Подготовьте ребенка к фармакологическому лечению минимальной мозговой дисфункции так, чтобы оно не воспринималось им как наказание за поведение. Строго выполняйте все назначения врача по лечению ММД.
  8. Повесьте на стену календарь. Отмечайте красным фломастером хорошие дни, а синим неудачные. Это нужно для лечения гиперактивности внимания. Объясняйте ребенку свое решение.
  9. Используйте гибкую систему поощрений и наказаний. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая но будущее.
10. Работайте с ребенком в начале дня, а не вечером. Уменьшите общую рабочую нагрузку ребенка. Поощряйте игры и занятия, требующие внимания и терпения.
11. Делите работу на более короткие, но более частые периоды. Используйте физкультминутки.
12. Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать у ребенка чувство успеха.
13. Попросите педагога по возможности посадить Вашего ребенка на первую парту или поблизости от него.
14. Используйте во время занятий, когда ребенок перевозбужден, тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
15. Давайте короткие, четкие и конкретные инструкции.
16. Договаривайтесь с ребенком о тех или иных действиях заранее.
17. Предоставьте ребенку в определенных ситуациях возможность выбора.
18. Заведите дневник, отмечайте в нем любые, даже минимальные изменения в поведении ребенка; трудности, которые у Вас возникают; отмечайте каждый прием лекарств, а так же начало и характер их действия и побочные эффекты.
    Оставайтесь спокойным родителем. Нет хладнокровия - нет преимущества!

Коррекция данного состояния является комплексной, т.е. в ней сочетается фармакологический и психотерапевтический подход. Важно понять: реабилитация требует времени, совместных усилий психотерапевта, родителей и ребенка. Но результаты стоят вложенных усилий, т.к. это способствует гармоничному развитию личности и реализации успешных жизненных стратегий.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минимальная мозговая дисфункция

Консультация для родителей по вопросам обучения и воспитания детей с ММД....

Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими синдромы гиперактивного поведения с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункции

В работе представлен материал, раскрывающий проблему гиперактивного поведения школьников с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункцией. Описана симптоматика данных нарушений в соответствии с...

ОБЖ_11класс_22_Первая помощь при черепно-мозговой травме, травмах груди

Учебный материал по курсу ОБЖ для 11 классов старшей школы....

Минимальная мозговая дисфункция

У школьников на первый план выступают трудности в обучении и нарушения поведения. Детям с ММД свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооцен...

"Минимальная мозговая дисфункция у детей и пути ее преодоления"

Выступление на РМО посвящено проблеме минимально мозговой дисфункции у детей и возможности ее преодоления....