"Минимальная мозговая дисфункция у детей и пути ее преодоления"
статья на тему

Славкина Татьяна Николаевна

Выступление на РМО посвящено проблеме минимально мозговой дисфункции у детей и возможности ее преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_na_temu.docx106.23 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО на тему: «ММД – минимальная мозговая дисфункция у детей и методы ее преодоления»

Выступление подготовила:

Учитель-логопед высшей категории

МБДОУ д/с №9 «Солнышко» г. Кулебаки

Славкина Т.Н.

ММД – это легкое органическое поражение нервной системы

В разные времена врачи называли ММД по-разному.

  • Гиперактивность
  • Дефицит внимания
  • Хронический мозговой синдром
  • Органическая мозговая дисфункция
  •  Легкая детская энцефалопатия
  • Задержка психомоторного развития

У большинства детей в анамнезе имеется отягощенный перинатальный период, связанный, прежде всего с неблагополучным течением беременности и родов. Вторая половина беременности, роды и первые 20 недель жизни характеризуются наиболее активным ростом и созреванием мозга у человека. Этот же период является критическим, когда структуры ЦНС становятся
наиболее чувствительными к влияниям, задерживающим рост и препятствующим активному развитию. Существенная роль в развитии этой патологии принадлежит наследственной неполноценности функциональных систем мозга. Так, 37% детей с диагнозом 
ММД имеют братьев и сестер, двоюродных родственников, а также родителей с признаками ММД. В литературе
подчеркивается преобладание мальчиков среди больных. Социальные факторы играют немаловажную роль в формировании 
ММД у детей, такие как, нежеланная беременность, одинокая мать или воспитание в неполных семьях, частые конфликты и несогласованность подходов к воспитанию, низкий уровень образованности родителей - все складывается так, что усугубляет проявления болезни. Однако, именно благоприятные социально-психологические условия могут послужить основой для своевременной и наиболее полной компенсации нарушений при ММД.
К основным признакам этого синдромокомплекса относят дефицит внимания, импульсивность и
гиперактивность у детей. 

Синдром дефицита внимания характеризуется следующими признаками: 
- ребенок с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
- не в состоянии исполнить задания до конца, что не связано с негативным настроем или непониманием сути задания;
- не доводит начатое дело до конца, быстро переходит от незавершенного - к новому;
- легко отвлекается на постороннее;
- избегает или высказывает агрессивность при выполнении заданий, которые требуют длительного сохранения внимания;
- испытывает сложности при самостоятельной организации видов деятельности;
- часто теряет предметы, необходимые для выполнения заданий, в школе и дома;
- проявляет забывчивость в повседневных ситуациях;
- "не слушает" обращенную речь;
- демонстрирует неспособность удержать внимание на деталях, из-за небрежности допускает частые ошибки в сферах своей деятельности.
Синдром гиперактивности проявляется следующими симптомами:
- не может играть в тихие, спокойные игры;
- бегает, крутится, пытается куда-то влезть в неприемлемых ситуациях (бесцельная двигательная активность);
часто находится в постоянном движении, "как будто к нему прикрепили мотор";
-не сидит спокойно, когда требуется, вскакивает;
крутится, ерзает, сидя на месте; совершает лишние движения кистями и стопами (бесцельные движения);
демонстрирует болтливость.

Синдром импульсивности включает ряд типичных симптомов:
- отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав вопрос;
- допускает выкрики во время уроков;
- мешает другим детям, взрослым, пристает, влезает в игры, разговоры;
- не ждет своей очереди в коллективных играх;
- совершает опасные для себя и окружающих действия, но при этом не ищет
- острых ощущений или приключений;
-часто вступает в драки, но не по причине агрессивности, а из-за неумения проигрывать.


Преодоление ММД.

Начало лечения должно быть как можно более ранним. Необходимо понимать, что за один курс лечения, пусть даже самыми дорогими препаратами, ситуация кардинально не изменится, ведь поведенческие расстройства формировались во время беременности, весь период младенчества и те несколько лет, когда родители особо не обращались к специалистам.

Важно отметить значимость положительного настроя на здоровье ребенка и у родителей. В процесс лечения ММД обязательно вовлекается не только ребенок, но и его окружение, с целью создания спокойного, последовательного  отношения к нему. Основными направлениями в терапии ММД считаются:
направленная двигательная активность, психолого-педагогическая коррекция, медикаментозная терапия.

1. Направленная двигательная активность.
Целью этого коррекционного направления терапии служит тренировка координации и ловкости. Рекомендуются спортивные занятия и игры, носящие аэробную нагрузку - длительный бег, лыжи, плавание, езда на велосипеде, туризм. Очень важно избегать переутомления и тех видов спорта, где выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные
выступления).

2. Психолого-педагогическая коррекция. 
Ребенку рекомендуется обязательное соблюдение четкого режима дня, ограничение работы за компьютером и просмотр ТВ до 30 минут в сутки. В школе попросите пересадить ребенка за первую парту (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели" - хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах. Избегайте повторений слов "нет" и "нельзя". Говорите сдержанно, спокойно и мягко. Давайте ребенку только
одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение). Избегайте по возможности скоплений людей, пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. д. оказывает на ребенка
чрезмерно стимулирующее воздействие. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером, избегайте беспокойных и шумных приятелей.

3. Медикаментозное 
лечение ММД.
Лекарственные средства назначаются в тех случаях, когда нарушение когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка не поддаются только психолого-педагогическим

4. Использование педагогами здоровьесберегающих технологий.

Одна из таких технологий – это массаж и самомассаж.

Современный детский психолог из Швейцарии, Фритц Р. Ауглин, разработал и применил на практике специальный массаж, положительные результаты которого, по мнению самого профессора, являются следствием влияния внешних импульсов на кору головного мозга.
В Люцерне массажу подвергали группу детей в возрасте от 7 до 15 лет, страдающих минимальной мозговой дисфункцией. Им под наблюдением ученых в течение восьми месяцев делали такой массаж. Уже после трех недель у 98% детей было отмечено повышение активности мозга, появились разносторонние интересы. Подопечные доктора стали лучше заниматься в школе, «верховодить» в своем окружении, хотя раньше у них стремления к лидерству не наблюдалось.
Этот же метод лечения был опробован автором данной книги и на другой возрастной группе детей — от 4 до 7 лет. В программу специальных занятий с ними был включен массажный комплекс. Дети, обученные самомассажу, проводили его под руководством специалиста в самом начале занятия или в середине, когда они уже начинали уставать. Игровая форма массажа, присутствовавшие в нем элементы состязательности воспринимались ребятами как развлечение. Упражнения они выполняли с удовольствием, а положительные результаты основной направленности массажа были высокими.
Этот массаж рекомендован детям с самого рождения. Пока ребенок мал, делать ему такой массаж может, играя и приговаривая, мама. По мере взросления малыша нужно постепенно учить его самостоятельно выполнять следующие упражнения:
1. Взявшись за мочки ушных раковин, оттянуть их вниз.
Взявшись за верхушки ушей, оттянуть их вверх.
Взявшись за середину (не за мочки) ушей, оттянуть их вперед, затем назад и в стороны.
2. Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги (массировать круговыми движениями) по контуру щек.
3. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения следует выполнять обеими руками одновременно, но в противоположных направлениях.
4. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза должны быть открыты). Движения пальцев следуют от медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз.
5. Подушечками указательных пальцев обеих рук сильно нажимать на нижеуказанные точки на каждую по очереди:
• точка 1 находится на переносице, на уровне внутренних углов глаза;
• точка 2 — на середине носовой кости;
• точка 3 — у края носовой кости (соответствует точке Инь-сян);
• точка 4 соответствует точке Хэ-ляо.
Чтобы сила надавливания на точки была достаточной, локти следует развести в стороны, руки — параллельно полу.
6. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева на-право и наоборот. (Упражнение не является обязательным при выполнении комплекса.)
Каждое упражнение выполняется на медленный счет до 10. Эта процедура не утомительна, так как занимает всего 10 минут.
Эффект массажа усиливается, если к нему добавить упражнения для кистей рук и аурикулярный массаж.
Есть предположение, что этот массаж не менее эффективен и для взрослых.
imageimageimage


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минимальная мозговая дисфункция

Консультация для родителей по вопросам обучения и воспитания детей с ММД....

Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими синдромы гиперактивного поведения с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункции

В работе представлен материал, раскрывающий проблему гиперактивного поведения школьников с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункцией. Описана симптоматика данных нарушений в соответствии с...

В помощь родителям: «Минимальные мозговые дисфункции у детей.

В помощь родителям:  «Минимальные мозговые дисфункции у детей....

Минимальная мозговая дисфункция

У школьников на первый план выступают трудности в обучении и нарушения поведения. Детям с ММД свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооцен...