КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ
статья по теме

Бурая Оксана Анатольевна

Вопрос о том, почему дети не читают, что делать, чтобы приобщить ребенка к книге, волнует не только учителей, но и родителей. Данная статья - попытка сформулировать ответ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_khorosho_umet_chitat.docx35.28 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ!

«Книга – источник знаний», - гласит  русская пословица. Именно за информацией обращались к книге мы и наши родители, просиживая часами в читальных залах библиотеки, когда готовились к семинарским занятиям, писали рефераты, курсовые и дипломные работы. Мы читали книги, выписывали необходимое, конспектировали. Современные технологии облегчили доступ к информации. Сегодня практически каждый подросток может найти ответ на интересующий  вопрос, не выходя из дома, задав его в поисковике сети Интернет. Да и выписывать ему ничего не придется. Легким движением руки он скопирует текст, вставит его в новый документ и распечатает, при этом не факт, что информация  будет  предварительно прочитана  и  из неё удалено ненужное. Пользы от такой работы, конечно, не будет. А вот вред налицо. Попробую объяснить.

Читая, человек запоминает орфографический облик слова, синтаксический облик предложения. И речь его, благодаря зрительной памяти, развивается, обогащается.  А если он еще и выписки делает, то присоединяется моторная память. Содействие разных каналов восприятия информации -  один из путей повышения грамотности. Безусловно, это очень длительный процесс, но ведь капля и камень точит.

Обратимся еще к одной пословице: «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает».  В ней, на мой взгляд, раскрывается еще одна причина обращения человека к печатному слову. Это касается, прежде всего,  произведений художественной литературы, которая требует от читателя осмысления, переживания, работы ума и чувств. Проживая  вместе с героями произведений события их жизни, читатель воспитывает самого себя, сравнивает свои поступки с поступками персонажей, ищет примеры и идеалы, пытается разобраться в своих чувствах, лучше понимает других людей. Часто современные школьники предпочитают посмотреть кинофильм вместо чтения книги, при этом не понимая, что лишают себя возможности общения с первоисточником. Кинофильм это интерпретация режиссера и актеров,  даже если она очень удачная. Книга – совсем другое дело! Каждый автор обладает своим неповторимым стилем, только ему присущими оборотами речи, набором изобразительно-выразительных средств. И встретиться со всем этим богатством можно только в подлиннике.

Литературу называют учебником  жизни. Это утверждение удивительно верно. Чем больше читает  ребенок, тем лучше он будет ориентироваться в жизни и разбираться в людях. Русский писатель Петр Андреевич Павленко так высказался о чтении: «Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник».

Кто же поможет ребенку в полной мере осознать необходимость чтения? Не претендуя на оригинальность, отвечу, что это родители. Именно они имеют уникальную возможность уже с первых шагов жизни своего дитя знакомить его с волшебным миром литературы. Думаю, большинство родителей так и делают. Пока ребенок не овладел навыками самостоятельного чтения, мама откладывает в сторону все дела, садится у его кроватки и читает вслух. Но почему-то, переступив порог школы, дорогое дитя с каждым годом все реже и реже самостоятельно берет книгу в руки.                                                    

Что случилось? Дело в том, что часто необходимость чтения не подкрепляется житейским опытом ребенка, он попросту не видит примера в семье. Загруженные работой и ведением домашнего хозяйства родители сами не читают, ссылаясь на усталость и нехватку времени. А ведь чтобы прочитать пятнадцать-двадцать страниц достаточно получаса.  И если мама перед сном  ненадолго будет брать в руки книгу, со временем ребенок воспримет эту норму. Психологи советуют применять семейное чтение как терапевтический прием, например, во время болезни. Можно также попросить ребенка почитать младшим детям или бабушке.

Безусловно, большое значение имеет и выбор предмета чтения. Привить интерес  могут помочь склонности и предпочтения ребенка. А кто, как не родители, знают их лучше всего?  Сегодня издательский дом De Agostini предлагает большое количество интересных коллекционных проектов, которые сопровождаются небольшими познавательными журналами. Начать собирать коллекцию может стать одним из шагов в приобщении к чтению.

И, конечно, у ребенка обязательно должна быть  небольшая библиотечка. Пусть в ней окажутся любимые книги, прочитанные уже однажды им самим или родителями. Хорошо, если на полку попадет книга «с историей», которая передается в семье от поколения к поколению. А рядом с ней та, что буквально вчера принесли из магазина, потому что ребенок выбрал ее сам. Чтобы собранные книги не стояли мертвым грузом, опять понадобиться мудрый совет родителя: «Помнишь, ты хотел перечитать эту книгу!» или «Интересно было бы узнать твое мнение по поводу написанного!»

Приобщение ребенка к чтению требует от родителей усилий и времени. Главное здесь - не сойти с дистанции, поощрять и поддерживать.

Учитель русского языка и литературы СПО «ООШ № 23»

 Бурая Оксана Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Как хорошо уметь читать!"

Классный час посвящен 21 октября – Всемирному дню библиотекЦели: расширение кругозора учащихся, приобщение к изучению исторического и  культурного наследия, привитие чуткого и бережного отношения...

Советы психолога «Как хорошо уметь читать…»

Советы психолога «Как хорошо уметь читать…»...

Альманах "Как хорошо уметь читать!"

Проект кружка по литературе...

Литературная викторина "Как хорошо уметь читать!"(5 класс)

Материал может быть использован как обобщение по теме "УНТ",внеклассное мероприятие по предмету....

«Как хорошо уметь читать…» (смысловое чтение-важнейший компонент формирования УУД на уроках математики)

Цель выступления: формирование у учащихся навыков смыслового чтения при работе с текстовой информацией на уроках математики.Актуальность проблемы смыслового чтения с одной стороны обусловлена требован...

как хорошо уметь читать

Не секрет, что в современном образовании появилась проблема отсутствия привычки детей к чтению художественной литературы. Будучи сама большим любителем чтения,  задумалась над тем, как я, учитель...

Беседа "Как хорошо уметь читать"

Беседа подготовлена для родительского собрания. Очень важно донести до родителей мысль, что информационные технологии- это нужно и важно, но чтение не заменят  никакие технологии. В свете последн...