Советы психолога «Как хорошо уметь читать…»
материал по психологии на тему

Советы психолога

 

«Как хорошо уметь читать…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_kak_horosho_umet_chitat.doc580 КБ

Предварительный просмотр:

Как хорошо уметь читать?

Буратино променял свою «Азбуку» на новые впечатления. И выиграл, открыв для себя мир театра.
А вот читать по «Азбуке» сын папы Карло вряд ли научился бы. Большинство детей через неделю отказываются заниматься по «первому учебнику»: читать одну и ту же книгу скучно. Да и пользы мало: в сознании «Н» надолго останется «ножницами», а «Б» — барабаном из азбучных картинок. Для запоминания букв этот метод неплох, но для чтения — никуда не годится. Говорящая азбука («Говорящий Гоша» и подобные игрушки) — не только  учеба, но и игра. Однако она тоже называет букву, а не звук. А потом взрослые удивляются, что ребенок не может прочитать слово: вместо «мама» получается «эм-а-эм-а».
Наш совет — не учите алфавит! Но если выучили, забудьте и начните снова — с игр со звуками.

Влияние возраста на обучение чтению.

2-3 года. Чудесный возраст - ребенок начинает учиться понимать окружающий мир, с интересом знакомится с цветом, формой, размером предметов, очень непосредственно реагирует на свои успехи и неудачи, открыт к общению со взрослым. Но! Буквы в этом возрасте - непонятные и неинтересные иероглифы, суть, за ними скрывающаяся, пока недоступна для понимания маленьким человеком. Не стоит в этом возрасте усердствовать в обучении ребенка, будь то чтение, счет, иностранные языки. Лучше дайте ребенку возможность почувствовать окружающий мир с помощью зрения, слуха, вкуса, пальчиков. Научившись чувствовать мир во всех его проявлениях, ребенок с большим успехом в дальнейшем освоит навык чтения

4-5 лет. С возраста 4-5 лет ребенок может анализировать свойства предметов и воздействовать на них с целью изменения, в этом возрасте особо выражено "чутье ребенка к языку". Поэтому, если ваш ребенок уже проявляет интерес к буквам, может 10-15 минут увлеченно заниматься развивающими играми, стоит аккуратно попробовать начинать занятия. Но если четырехлетка еще не научился сосредотачивать внимание, целенаправленно выполнять развивающие задания, бурно реагирует на свои неудачи, нетерпелив, тогда лучше еще подождать.

6-7 лет. По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Услышать букву.


Что такое буква? Это картинка. Звук — это то, что мы слышим ушами. Его не надо заучивать, запоминать, нужно просто слушать. Поначалу, показывая ребенку букву, произносите не ее официальное название («эс»), а звук, который эта буква обозначает («с-с-с»). Нужно правильно обращаться к ребенку: «напиши (прочитай) букву» и «скажи (послушай) звук». Не стесняйтесь — пойте, тяните звуки, играйте в них как можно больше.

Когда начинать?


Когда ребенок может начинать учиться читать? Когда он (а не вы!) поймет, что это ему необходимо («Мама, а это что за буква?», «Папа, а как это слово читается?»). Готов ребенок должен быть и физиологически, и эмоционально.


Психологи советуют обратить внимание на несколько моментов:


— не поздно ли заговорил ребенок?
— говорит ли он предложениями?
— хорошо ли малыш слышит каждый отдельный звук в слове?
— нет ли у него серьезных логопедических проблем?

Для оценки готовности к чтению важны многие нюансы. Малыш должен хорошо различать «право-лево», а его речь быть грамматически правильной. Он должен уметь работать самостоятельно, сидеть спокойно в течение 15-20 минут, делиться с детьми игрушками и с удовольствием слушать, когда читают вслух. Некоторые требования, на первый взгляд, не имеют отношения к чтению. Так, проказник должен уметь складывать паззл из 15 частей, подбирать рифму к предложенному слову, пересказывать услышанную историю, сохранив основную мысль и последовательность изложения.
Структуры головного мозга, отвечающие за чтение, созревают только годам к пяти. В этом возрасте и стоит попробовать начать читать. Пробуйте делать это, играя. Если малыш неусидчив или болезненно переживает неудачи, прекратите попытки и выждите пару недель. В 6-7 лет, по мнению физиологов, психологов, логопедов, педагогов, наступает наиболее благоприятный возраст для обучения ребенка чтению. Делать это надо в игровой форме и не перегружая знаниями. Результаты же и в 3, и в 6 лет будут зависеть от отношений ребенка с родителями, развития не только его мышления, но и сферы чувств, эмоций. И не сомневайтесь: когда малыш будет готов к чтению, он сам начнет читать.

Буквы превращаются…


Немало примеров, когда ребенок, умея читать с 2-3 лет, по-настоящему «зачитал» только ближе к 6 годам. Это значит, что в юном возрасте он складывал буквы в «правильные» сочетания, но не мог пересказать содержание прочитанного. Что для вас важнее: действительно научить ребенка читать или угадывать сочетание буквенных знаков? Первое предполагает анализ текста, второе — нерациональный способ чтения, благодаря которому даже многие взрослые с трудом читают сложные тексты и плохо понимают их. Следовательно, и читать не любят.
Идея научить детей читать (а также писать, считать, рисовать) не должна стать одержимостью. Полезный навык может прийти позже, чем мы рассчитываем, но он придет обязательно. Процесс чтения чем-то похож на уборку квартиры: он полезен, но может быть утомительным и скучным, а может — интересным и даже веселым, если превратится в игру. Хороший результат будет только в том случае, если малыш сам приложит для этого достаточные усилия.

Звучные игры


«Игра в магазин». Товар — картинки с едой, покупатели — разные игрушки. Малыш называет первый звук и уходит с покупкой. Не забывайте о мягкости звуков.
«Игра с акцентированием звуков». «Ты слышал, как жужжат пчелы? Попробуй пожужжать также — ‘‘жжж’’. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так: ‘’Давай дружжжить! Ты где жжживешь? А я жжживу в этом жжжилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя морожжженым и пирожжжными’’».

По вопросам, связанным с обучением и воспитанием детей, можно получить консультацию педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда

 по телефону:

8-(475-2)-72-84-63

Наш адрес:

г. Тамбов, ул. М.Горького. д.6.

Телефон: (8 4752) 72- 84- 63

Эл.почта: opmpk_tambov@mail.ru

Сайт: http://opmpk68.ru/

ТОГБУ «Областная психолого-медико-педагогическая консультация»

 

logogogogo2Город и люди - Газета г. Балабаново

Советы психолога

«Как хорошо уметь читать…»

г.Тамбов 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Как хорошо уметь читать!"

Классный час посвящен 21 октября – Всемирному дню библиотекЦели: расширение кругозора учащихся, приобщение к изучению исторического и  культурного наследия, привитие чуткого и бережного отношения...

КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ

Вопрос о том, почему дети не читают, что делать, чтобы приобщить ребенка к книге, волнует не только учителей, но и родителей. Данная статья - попытка сформулировать ответ....

Альманах "Как хорошо уметь читать!"

Проект кружка по литературе...

Литературная викторина "Как хорошо уметь читать!"(5 класс)

Материал может быть использован как обобщение по теме "УНТ",внеклассное мероприятие по предмету....

«Как хорошо уметь читать…» (смысловое чтение-важнейший компонент формирования УУД на уроках математики)

Цель выступления: формирование у учащихся навыков смыслового чтения при работе с текстовой информацией на уроках математики.Актуальность проблемы смыслового чтения с одной стороны обусловлена требован...

как хорошо уметь читать

Не секрет, что в современном образовании появилась проблема отсутствия привычки детей к чтению художественной литературы. Будучи сама большим любителем чтения,  задумалась над тем, как я, учитель...

Беседа "Как хорошо уметь читать"

Беседа подготовлена для родительского собрания. Очень важно донести до родителей мысль, что информационные технологии- это нужно и важно, но чтение не заменят  никакие технологии. В свете последн...