Чтобы быть успешным в школе
статья по теме

Шаферова Валентина Федоровна

Материалы для родителей. На что необходимо обратить внимание, когда ребенок идет в школу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtoby_byt_uspeshnym_v_shkole.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы быть успешным в школе, необходим очень важный навык – умение учиться.

Умение учиться – это способность организовать самого себя на деятельность, которая имеет четкую цель. Дети, умеющие это делать, наиболее успешны в учебе, а в дальнейшем в любых сферах деятельности.

Чтобы организовать свою деятельность эффективно, ребенок должен овладеть рядом специфических приемов.
Если приемы учебной деятельности не сформированы, школьник не сможет успешно справляться с учебными заданиями.
Такой ребенок не умеет ориентироваться на систему требований, то есть не учитывает при выполнении задания все требования, предусмотренные в условии, - какие-то использует, а какие-то пропускает.

Недостаточное умение планировать свои действия не позволяет школьнику выработать определенную последовательность выполнения задания.

Низкий уровень самоконтроля проявляется в том, что ребенок переставляет буквы  местами во время письма и чтения,
пропускает буквы и целые слоги, а иногда и слова, пропускает строчку при чтении, не обращает внимания на знак действия при счете.

Низкий уровень произвольности и саморегуляции мешает ребенку управлять собственной деятельностью.
Ему сложно подчинять свои желания требованию «надо»:
сосредотачивать внимание, запоминать информацию и решать задачи, в нужной ситуации прилагать волевое усилие для выполнения неинтересных или однообразных задач.

Навыки самоконтроля и саморегуляции нужно развивать, ведь именно эти навыки – одни из самых важных для успешной учебы в школе.

Упражнения для развития самоконтроля и саморегуляции.

1.    «Сохрани слово в секрете».
Инструкция ребенку: «Я говорю слова, а ты повторяешь за мной все слова, кроме слов из двух слогов. Эти слова ( из двух слогов) – наш секрет. Ты их не повторяешь».
Главное в этом упражнении долгое время в процессе работы удерживать в памяти правило.
Когда ребенок хорошо справляется с одним правилом, используйте два правила одновременно. 
Например, нельзя повторять слова из двух слогов и слова, которые начинаются на гласную.
Правила могут быть любыми. Эту игру можно использовать, отрабатывая материал по любому школьному предмету. Играть можно, где угодно,  дома, в транспорте, на улице, по дороге в школу.

2.    «Спрячь букву».
Инструкция ребенку: « За буквой  «а»  охотится буквоешка . Спаси ее перепиши текст, а вместо букв «а» ставь точки»
Текст: « Наступила ранняя весна.»
В тетради получится: «Н.ступил.   р.нняя     весн.   .»
Для более взрослых детей хорошо такое  упражнение. Вместо безударных гласных ставить точки, а все ударные гласные писать.
Это упражнение будет так же способствовать тренировке грамотности, так как безударные гласные можно будет после записи проверить и вставить  другим цветом.

3.«Загадочное превращение».
Инструкция ребенку: «Ты волшебник. Сейчас ты будешь превращать буквы. Читай слоги и меняй (превращай ) букву «о» на букву «и».

4.«Можешь ли ты делать два дела сразу?»
Инструкция ребенку: «Читай текст про себя, а каждое второе слово произноси вслух».
Можно давать другие задания: «Произноси вслух каждое последнее слово в предложении» или  «Произноси вслух только те слова, где есть буква «к».

5.«Как сказать слово, не произнеся ни звука»
Инструкция ребенку: «Перед тобой сокращенный алфавит. Под каждой буквой написана цифра. Она указывает на количество хлопков (или стуков карандашом по столу).
1 хлопок – буква «о»
2 хлопка – буква  «т»
3 хлопка – буква  «к»
4 хлопка – буква  «с»
5 хлопка – буква  «и»
6 хлопка – буква  «а»
 Я прохлопаю какое-то слово, а ты постарайся его угадать.
Используя этот сокращенный алфавит, можно прохлопать слова: кот, кит, сок,
Коса,  киса, ток, такси и т.д.

Не забудьте делать паузы между буквами или предупреждать ребенка о том, что сейчас Вы прохлопаете следующую букву.

Используя эти и подобные упражнения, можно существенно повысить уровень самоконтроля и саморегуляции ребенка, а также отработать некоторые грамматические навыки, такие, как деление на слоги, постановка ударения, гласные и согласные звуки и буквы,
способы проверки разных орфограмм. 
Тренировать навыки самоконтроля можно при выполнении самых обычных повседневных дел. Например, совершая покупки вместе с ребенком в магазине или собирая портфель в школу.

Как только ребенок научиться контролировать себя и свои действия самостоятельно, его успехи в школе станут несоизмеримо лучше.

Resource id #556

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Педагогические основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным»)

Элективный курс «Педагогические  основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным») предполагает формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспос...

Ребенок должен быть успешным.Как ему могут помочь семья и школа?

В статье описано как дети и мы, взрослые, понимаем, что такое "успешность", какой он - успешный человек, и чем семья и школа   может помочь  ребенку ребенку стать успешным ре...

Чтобы быть здоровым. Упражнения для шеи.

Чтобы быть здоровым. Упражнения для шеи...

Чтобы быть здоровым. Упражнения для пальцев.

Чтобы быть здоровым. Упражнения для пальцев....

Британские дебаты. Быть успешным - быть образованным!

Технология урока по обществознанию "Британских дебатов"....

Чтобы ребенок успешно учился

Чтобы ребёнок успешно учился.(СЛАЙД)«Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть все шансына успех в жизни».У. Глассер Каждый из родителей желает, чтобы его ребёнок, придя в шк...