Тесты и тренинги для работы с детьми группы риска.
тест на тему

Техники, используемые в системе психолого-педагогического сопровождения  ребенка группы социального риска

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhniki_raboty_s_detmi.doc21.5 КБ
Microsoft Office document icon rekomendatelnyy_spisok_literatury_k_teme.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Техники, используемые в системе психолого-педагогического сопровождения

ребенка группы социального риска:

  1. Техника указаний (директив)

Прямые и четкие указания. Должны касаться определенных действий.

Три вида директив:

  • указание делать что-то (выслушать говорящего до конца)
  • указание делать нечто иначе, чем до сих пор  (комментировать не соседа, а действия соседа)
  • указание не делать того, что делалось до сих пор (не приходить в группу пьяным)

Бывают полезны в ситуациях, угрожающих безопасности; подчеркивающих ведущую роль специалиста; ссор между подростками.

  1. Техника «Дискуссия»

Обсуждение в группе широкого круга проблем, касающихся их жизни и задач. Дискуссия может преследовать разные цели:

  • коррекция ложных представлений о ценностях, о эффективных методах влияния, о распределении обязанностей, планировании времени;
  • обучение приемлемым формам межличностной коммуникации, где специалист регламентирует ход дискуссии и использует ситуацию для коррекции неэффективного поведения;
  • формирование адекватных представлений о том ли ином аспекте семейной жизни, учебной жизни, быта и др.

  1. Техника «Обусловленное общение».

Группа терапевтических методов, общим для которых является то, что в привычные отношения вводится новый, необычный для группы элемент (определенные правила взаимодействия).

Пример: техника, предложенная С. Кратохвилом,: «конструктивный спор» или «честная борьба». Техника применяется в конфликтных ситуациях. Перед тем, как ее ввести, подростков обучают навыкам эффективной коммуникации («я-высказывания», активное слушание).

Правила «честной борьбы»:

  • нельзя откладывать прояснение конфликта, приступать сразу же;
  • начинающий спор должен ясно представлять себе цель;
  • обе стороны должны принимать активное участие в споре;
  • спор касается только того предмета, с которого он начался (без отсылок к прошлому, обобщений и др.)
  • не допускается применение «болезненных» аргументов (указание на физические недостатки; неудачи).

  1. Техники, формирующие умения и навыки

Ставятся задачи формирования определенных умений и сообщаются критерии, с помощью которых можно судить о том, в какой мере навык удался. Тренинги.

Примеры навыков:  терпимость к другому; навык задавания вопроса, просьбы; навык распознавания своих эмоций и контроля...

  1. Техники саморегуляции

  1. Техники обмена ролями

Проигрывать роли тех, с кем находишься в конфликте. Используются методы проигрывания альтернативного сценария (отвернуться и продолжать говорить спиной; реплики в сторону)



Предварительный просмотр:

Рекомендательный список литературы к теме

 «Работа с детьми «группы риска»

  1. Ананьева Т. Комната друзей: Психологическая коррекция общения детей с

      повышенным уровнем школьной тревожности // Школьный психолог. 2009. № 10.

2.   Безрукова А., Палкина Т. В погоне за идеалом: Коррекционно-развивающая   про-

      грамма // Школьный психолог. 2009. № 22.

  1. Бесчастная Е. Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения

      социально неблагополучных детей // Воспитание школьников. 2009. № 9.

  1. Битянова М. Трудности подросткового возраста // Воспитательная работа в школе.

2008. № 7.

      5.   Воробьёва К. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного вос-

            питания // Воспитание школьников. 2008. № 7.

  1. Воробьёва К. Профилактика агрессивности в подростковой среде // Воспитание

школьников. 2008. № 6.

  1. Грецов А. Тренинг общения для подростков. СПб, 2008.
  2. Дубинина Т. Как вести себя с «трудным» ребёнком? // Классный руководитель.

2008. № 3.

      9.   Каменная В. Программа воспитания «Подросток» // Классный руководитель. 2008.

            № 4.

  1. Кошербаев Р. Трудные подростки: страны разные – проблемы общие // Методист.

2008. № 1.

      11. Литвяк С. Как победить детские страхи?: Материалы для педагогов и родителей //

            Классный руководитель. 2008. № 4.

  1. Мерзлякова Ж. Общение без агрессии // Воспитание школьников. 2009. № 7.
  2. Молодцова Т. Дезадаптация подростков: анализ и диагностика // Воспитательная

работа в школе. 2009. № 1.

  1. Морева Е. Детская агрессивность и способы её преодоления // Воспитание школь-

ников. 2008. № 5.

  1. Орлова Л. Арт-терапия в коррекции детских внушенных страхов // Школьный пси-

холог. 2010. № 5.

  1. Печникова Л. Психологические и социальные проблемы детей в России // Народ-

ное образование. 2009. № 9.

  1. Подростковый возраст – всё ли в норме?: Комплект диагностических методик для

комплексного обследования учащихся средней школы. М., 2008.

  1. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические

методы, коррекционная работа. Волгоград, 2009.

  1. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, техно-

логии, консультирование, занятия, тренинги. Волгоград, 2009.

  1. Пятаков Е. Агрессия. Лечение через осмысление // Школьный психолог.2010. №13.
  2. Пятаков Е. «Трудный» подросток. Искусство откровенного разговора: Основы пра-

ктической работы по психологической коррекции криминальных установок подро-

стков средствами индивидуальной консультации //Школьный психолог.2009. №13.

  1. Разгоняева Е. Вулкан: Сказкотерапевтическое занятие с элементами арт-терапии //

Школьный психолог. 2010. № 10.

  1. Савина Н. Анализ причин деликвентного поведения подростков // Воспитание шко-

льников. 2008. № 10.

  1. Сакович Н. Голосуем за жизнь вместе: О профилактике подросткового суицида //

Школьный психолог. 2008. № 8.

  1. Сорокина А. Круг друзей: Коррекционно-развивающее занятие в работе с тревож-

ными детьми // Школьный психолог. 2009. № 14.

  1. Способы преодоления детской агрессии // Директор школы. 2008. № 7.
  2. Степанов С. Жестокость виртуальная и реальная – трудные поиски взаимосвязи //

Школьный психолог. 2008. № 17.

  1. Стишенок И. «Трудный» ребёнок: Практическое пособие для психологов и родите-

лей. М., 2010. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог».

Вып. 32).

  1. Тагирова Г. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подрост-

ками. М., 2008.

  1. Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отк-

лоняющегося поведения. М., 2007.

  1. Черникова Т. Трудный подросток: как вести беседу? // Народное образование.2009.

№ 6.

  1. Шнейдер Л. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы шко-

льного психолога: Курс лекций // Школьный психолог. 2009. №№ 17-24.

  1. Шульга Т. Подросток в кризисной ситуации. М.,2009. ( Библиотечка «Первого сен-

тября», серия «Школьный психолог». Вып. 25 ).

  1. Щепетов В. Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления //

Классный руководитель. 2008. № 3.

  1. Щербакова Т. История одной сказки // Школьный психолог. 2010. № 12.

(Сказкотерапия в снижении тревожности и страхов детей)

  1. Юдина И. Когда не знаешь, как себя вести… Тренинг устойчивости подростков к

коммуникативному стрессу: Практическое пособие. М., 2007.

Составитель: Дятлова В.Я., заведующая библиотекой ТОГОУ ДОД «Центр

                                               развития творчества детей и юношества»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...

Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие.

1. Введение,  2. Специфика социально-педагогического исследования детей  «группы  риска», 3. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» , 4. Те...

Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....

План работы педагога – психолога по профилактике правонарушений и работе с детьми “группы риска” 2017-2018 уч.год.

Планработы педагога – психолога   по профилактикеправонарушений и работе с детьми “группы риска”2017-2018 уч.год....

План работы заместителя директора по учебной работе с детьми "группы риска".

Организация обучения и воспитания «детей группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна....