Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по теме

Жанна Викторовна Панова

Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г.

Уважаемые коллеги! Министерство образования и науки Российской Федерации представило рекомендации по организации и проведению в субъектах Российской Федерации педагогических совещаний в августе 2013 года по теме: «Задачи региональных систем образования в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Совещания целесообразно проводить с участием представителей органов местного самоуправления, образовательных учреждений и организаций, реализующих образовательные программы различных уровней, профсоюзов, институтов общественного участия в управлении образованием. В целях эффективного проведения совещаний рекомендуется сформировать раздаточный материал для участников.

Минобрнауки России рекомендует при подготовке и проведении августовских педагогических совещаний организовать работу тематических секций и обсудить следующие вопросы:

- проекты региональных нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (письмо Минобрнауки России от 1 апреля 2013 г. № ИР-170/17);

- проект ФГОС дошкольного образования; введение ФГОС дошкольного образования в дошкольных организациях (письмо Минобрнауки России от 17 июня 2013 г. № 08-736);

- проект Концепции по развитию математического образования (письмо Минобрнауки России от 17 июня 2013 г. № 08-733);

- проект Всероссийского физкультурного спортивного комплекса (письмо Минобрнауки России от 17 июня 2013 г. № 09-701);

- объективность проведения ЕГЭ в регионе.

Итоги обсуждения вышеуказанных вопросов следует рассмотреть на пленарных заседаниях, проводимых в рамках августовских педагогических совещаний.

Аналогичную работу по организации августовских педагогических совещаний рекомендуется провести и на уровне муниципалитетов. Секция учителей русского языка и литературы

            Ж.В. Панова, руководитель МО «Филология» языку и литературе МОУ ВСОШ № 2

Перспективы ФГОС ОО в организации учебного процесса по русскому языку и литературе.

Учебно-методическое обеспечение процесса преподавания в соответствии с Федеральным перечнем учебников на 2013/2014 учебный год. Региональный компонент ФГОС.

Проектная методика по русскому языку и литературе в условиях перехода на ФГОС ОО.

Учебный диалог и его роль в формировании коммуникативной компетенции.

Интегративный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла в условиях перехода на ФГОС ОО

Современный урок словесности  и развитие профессионального мастерства педагога (мастер-классы, творческие мастерские)

Новые подходы к организации и содержанию традиционных и инновационных форм методической работы по русскому языку и литературе. Сетевое взаимодействие и использование социальных сервисов  в профессиональной деятельности учителя.

ЕГЭ, ГИА и другие формы мониторинга, итогового контроля. Критерии оценки уровня подготовки выпускников основной и средней    школы по русскому языку и литературе. Анализ результатов ЕГЭ.

Работа с одаренными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках перехода на ФГОС ОО

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы. Представление опыта учителей, получивших Президентский гранд.

Дистанционное обучение как одна из форм повышения квалификации учителя русского языка и литературы.

Проблемы повышения грамотности школьников в современных условиях.

Использование электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.

Литература.

  1. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.В. Абрамова. М.: Просвещение, 2011.
  2. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/С.В. Абрамова. – М.: Просвещение, 2011
  3. Асмолов А.Г.,   Бурменская Г.В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2009.
  4. Боброва, Л. И. Современный урок и мультимедийные средства // Литература в школе. – 2008.— № 3.— с. 48.
  5. Бобылев Б.Г. Русский язык. Культура речи. Тестовые задания. /Б.Г. Бобылев, М.И. Давыдова. — М.: Просвещение, 2011.
  6. Глушкова Н.В. Внутришкольный контроль состояния преподавания литературы. 5-11 классы: методическое пособие. М.: Глобус, 2010
  7. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: методическое пособие /Е.Н. Гуляков. – М., Дрофа, 2006
  8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.- 1989.
  9. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., доработ. М., Просвещение, 2011
  10. Занков Л.В. Обучение и развитие. М. — 1990.
  11. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе/Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011
  12. Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика. М.: Центр «Педагогический поиск», 2009
  13. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников // Вестник образования, №23, 2010, с.4-79
  14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред Е.С. Полат. — М.: 2000
  15. Павлова С.А. Русский язык. Рекомендации по подготовке к ЕГЭ (части А, В, С ).- М.: Дрофа, 2010
  16. Пахнова Т.М. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. Методическое пособие. – М.: Дрофа,2010
  17. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 3-е изд., испр. И доп. –М.: АРКТИ, 2008
  18. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. и др.. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.
  19. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. — М., 2008.
  20. Повторение и контроль знаний. Русский язык. Тесты, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением. /Авт.-сост.: Т.А. Захарова М.: Планета, 2011
  21. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
  22. Поташник М.М., М.В. Левит. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2006
  23. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010.
  24. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010.
  25. Проектная организация исследований: сетевая организация взаимодействия с учреждениями образования: часть 2; материалы XV обл. науч.- практ. конференции 15-18 февраля 2010 г. / сост.  . О.Д.Лапицкая. — Псков: ПОИПКРО, 2010. — 149 с.
  26. Проектная организация исследований: сетевая организация взаимодействия с учреждениями образования: материалы XV обл. науч.- практ. конференции 25-26 ноября 2008 г. / сост. Е.В. Кунгурцева, ред. О.Д.Лапицкая. — Псков: ПОИПКРО, 2009. — 112 с
  27. Пушкинские уроки. Сборник методических материалов по программе курса «Псковское пушкиноведение» (для 5-11 классов общеобразовательной школы). – Псков, ПОДДЮ «Радуга», 2010
  28. Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы/авт.-сост. А.А. Фешина и др. – Волгоград: Учитель, 2009
  29. Русский язык. Решение сложных заданий ЕГЭ./ФИПИ. 2-е изд., доп. и расшир..  М.: «Интеллект-Центр», 2012
  30. Свирина Н.М. Читающие подростки, или Развитие литературного слуха у школьников. СПб.: НПК «Омега», 2010
  31. Сенина Н.А. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация. Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
  32. Серия «Работаем по новым стандартам». Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И. Гринева и др. М.: Просвещение, 2011.
  33. Степанов В.Г. Основы исследовательской работы школьников / под ред. Л.П. Ильиной. – Псков: ПОИПКРО, 2004.
  34. Степанов В.Г. Исследовательская работа в школе: подготовка педагогов к введению ФГОС нового поколения в основной общеобразовательной школе / под ред. И.Д. Степановой. – Псков: ПОИПКРО, 2012.
  35. Тодоров Л.В. Литература: всероссийские олимпиады /Л.В. Тодоров, Е.И. Белоусова. – М.: Просвещение, 2008.
  36. Топоровский В.П. Аналитическая компетентность педагога: технологии развития, педагогический анализ, методы и формы оценки. Учебно-методическое пособие.. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2011.
  37. Уроки русского язык с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2010
  38. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М., Просвещение, 2010.
  39. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просещение, 2010
  40. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2010
  41. Шульгина, В. С. Учебное исследование как условие эффективного обучения // Русская словесность. – 2007.— № 3.
  42. Ээльмаа Ю.В. Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Ю.В. Ээльмаа, С.В. Федоров. – М.: Просвещение, 2012.

Интернет-ресурсы.

 

http://www.edu.ru  – Каталог образовательных интернет-ресурсов;

http://www.ege.edu.ru  — Портал информационной поддержки единого государственного экзамена;

http://www.mon.gov.ru/

http://www.fio.ru — Федерация Интернет-образования

http://gramota.ru – Портал по культуре речи

http://lit.1september.ru — Сайт газеты «Первое сентября. Литература» /методические материалы/

http://rus.1september.ru — Сайт газеты «Первое сентября. Русский язык»  /методические материалы/

            http://www.km-school.ru/- КМ-школа

            http://it-n.ru – Сеть творческих учителей

            http://www.lib.ru/ — Электронная библиотека

            www.virlib.ru – Виртуальная библиотека

            www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека

            www.litera.ru/stixiya — Электронные тексты литературных произведений (поэзия)

            http://literpskov.narod.ru/ — Литература Пскова

            http://www.kaverin.ru/writers/51 Библиотека В. Каверина

            http://www.chtenie-21.ru – Сайт «Чтение — 21 век»

            http://www.gramma.ru/  Сайт по русскому языку

            http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=278 (школьная библиотека)

            http://www.pycckoeslovo.ru/  Репетитор по русскому языку

http://www.standart.edu.ru  — Новый стандарт общего образования

http://school-collection.edu.ru/ — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.academic.ru — Словари и энциклопедии

            http://www.ug.ru — Сайт Учительской газеты

            http://poipkro.pskovedu.ru/ — Сайт ПОИПКРО

            http://www.fipi.ru – Сайт Федерального института педагогических измерений

            http://www.openclass.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Как работать с одарёнными детьми? Это один из актуальных вопросов , который  волнует  современного учителя....

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы...

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Учитывая отсутствие кон...

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

На сегодняшний день существует противоречие в системе образования:- в одном классе обучаются дети с разным  социальным и интеллектуальным уровнем, условия массовой общеобразовательной школы значи...

Формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Система работы с одаренными учащимися строится по следующим основным направлениям: 1. Проектная деятельность 2. Исследовательская деятельность 3. Применение дифференцированных и индивидуальных форм об...

Презентация к августовской районной педагогической конференции "Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы"

Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы.Статистика утверждает, что только 4% детей являются одаренными, т.е. яркие детские таланты...