Формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
статья по теме

Каримова Наталья Леонидовна

Система работы с одаренными учащимися строится по следующим основным направлениям: 1. Проектная деятельность 2. Исследовательская деятельность 3. Применение дифференцированных и индивидуальных форм обучения, в том числе разработка индивидуальных образовательных маршрутов разного уровня 4. Использование современных ИКТ-технологий для дистанционного обучения...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 112.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Н.Л. Каримова,

МАОУ «Гимназия № 37», г. Казань

Система работы с одаренными учащимися строится по следующим основным направлениям:

1. Проектная деятельность

2. Исследовательская деятельность

3. Применение дифференцированных и индивидуальных форм обучения, в том числе разработка индивидуальных образовательных маршрутов разного уровня

4. Использование современных ИКТ-технологий для дистанционного обучения

Реализуя работу с одаренными детьми, я использую широкий спектр педагогических прие-мов, методов, принципов обучения. Ведущими и основными являются методы творческого харак-тера – проблемные, поисковые, эвристические. Принципы обучения: принцип развивающего и воспитывающего обучения, принцип индивидуализации и дифференциации обучения, принцип учета возрастных возможностей обучающихся. Технологию проектного обучения я использую в работе относительно недавно. В условиях современной школы очень важны исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные, информационные проекты. Проекты в любом виде используются мной и как способ закрепления нового материала на уроке, и как обобщение по теме, разделу, и в качестве вспомогательного элемента при объяснении нового материала. Так в 5 классе на уроке русского языка в качестве закрепления знаний по разделу «Морфология. Орфо-графия. Глагол.» были созданы проектные работы – лингвистические сказки и их презентация.

Одним из вариантов, способствующих реализации высоких результатов и образовательных потребностей учащихся, является «индивидуальный образовательный маршрут учащегося, кото-рый представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответст-вии с индивидуальными особенностями своего развития и способностями к учению. Важность такого подхода в образовании детей с различными возможностями очевидна. Одним из вариантов, способствующих реализации высоких результатов и образовательных потребностей учащихся является «индивидуальный образовательный маршрут учащегося, который представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными особенностями своего развития и способностями к учению. Важность такого подхода в образова-нии детей с различными возможностями очевидна.

Работа с учащимися во внеурочное время позволяет организовать проектную и исследова-тельскую деятельность на более высоком уровне, чем в рамках урока. Работа в данных направле-ниях ведѐтся на основе элективных курсов, кружков, создания индивидуального образовательного маршрута учащихся. В частности, курсы «Микромир русской миниатюры», «Комплексный ана-лиз текста» (для старшего звена), «Занимательная лингвистика» (для среднего звена) базируются на развитии исследовательских навыков учащихся, творческих способностей. Проект выстраива-ется в логике представлений и интересов участников проекта (музейная экскурсия в рамках со-трудничества со школьным музеем «Наследие времѐн», радиопередача, статья в школьную газету, исследовательская или проектная работа на тему, создание интерактивного приложения, создание тестирующей программы и т.п.)

Одним из видов моей внеклассной работы по предмету является ведение курсов «Комплекс-ный анализ текста» и «Микромир русской миниатюры» (10-11 классы), которые направлены на обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, теории литературы. В прошлом учебном году на занятиях курсов мы осваивали способы преобразования текстовой информации, отрабаты-вали навыки исследования художественного текста, навыки его комментирования

Основные принципы деятельности:

- Принцип системности. Сведение в единое целое усилий всех форм учебного и внеучеб-ного процесса в организации проектно-исследовательской деятельности

- Принцип коммуникативности. Взаимодействие школы с другими организациями по на-правлениям проектно-исследовательской деятельности школьников (музеи, Интернет-сообщества, библиотеки и др.)

- Принцип комплексности - учитываются разнообразные формы и методы, способствую-щие развитию ключевых компетентностей школьников (конкурсы, конференции, ролевые игры, дискуссионные группы, сетевые взаимодействия).

- Принцип гуманизации. Основывается на создании благоприятных условий для развития творческой индивидуальности обучающегося.

- Принцип диалогичности. Формирование личности ученика-исследователя происходит в условиях равноправного сотрудничества с учителем и, что важно, с опорой на интересы, личный опыт ученика.

- Принцип успешности. Создание ситуаций успеха. Обеспечивается публичной презента-цией результатов деятельности нашего кружка, размещением их на сайте, оглаской званий лауреа-тов конференций; публикацией материалов; признанием достижений.

Чтобы дать представление, как именно реализуются данные принципы в работе курсов и ка-кие проекты и творческие работы детьми создаются, (разнообразие форм работы с детьми, акту-альность и практическую ценность этих проектов), приведу отдельные примеры наших проектов:

Проект «Влияние мультипликационных фильмов на речь школьников»

Кто-то из учеников выдвинул предположение, что словарный запас школьников пополняется за счет лексики мультфильмов, в том числе ограниченной в употреблении и негативно влияет на культуру их речи. Данная гипотеза легла в основу проекта Галеевой Ренаты, ученицы 6 класса. Гипотеза подтвердилась, но ещѐ выяснилось, что знание молодѐжного сленга есть показатель принадлежности к данной эпохе и ее культуре, тогда как незнание, наоборот, есть причина отстра-нѐнности от соответствующей культуры и неполной включенности в культуру общения со свер-стниками. Работа отмечена на конференции им. Ушинского.

Проект «Концепт рябина в диалоге русской и татарской языковых культур»

Проект опирается на программу гимназии «Мы россияне», точнее сказать на возникшем спо-ре в рамках мероприятия. Какое дерево ассоциируется со словом Родина? Почему? В разработку гипотезы включили менее популярное дерево, чтобы выяснить правомерность предположений. «Рябина» несет знание о широко распространенном в природе дереве, информацию о стереотип-ных ситуациях, связанных с этим деревом и результатами его воздействия на сознание человека. Работа носит исследовательский характер. На конференциях с ней мы ещѐ не выступали, пока прошли на очный тур Поволжской конференции, которая состоится 30 марта.

Работа с одарѐнными учащимися по индивидуальному образовательному маршруту, метод проектов и собственная методика работы с различными видами информации на основе текстоори-ентированного преподавания и коммуникативно-деятельностного подхода позволили моим уче-никам показать хорошие результаты на олимпиадах различного уровня. Ежегодно, мои ученики участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников на школьном и муниципальном этапах и ста-новятся призѐрами и победителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Как работать с одарёнными детьми? Это один из актуальных вопросов , который  волнует  современного учителя....

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы...

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Учитывая отсутствие кон...

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

На сегодняшний день существует противоречие в системе образования:- в одном классе обучаются дети с разным  социальным и интеллектуальным уровнем, условия массовой общеобразовательной школы значи...

Презентация к августовской районной педагогической конференции "Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы"

Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы.Статистика утверждает, что только 4% детей являются одаренными, т.е. яркие детские таланты...

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы: обобщение опыта

Работа с одарёнными детьми - важный аспект работы современного педагога. В статье представлен материал, который может пригодиться в работе не только учителям русского языка и литературы....