Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
статья на тему

Мелькова Светлана Владимировна

На сегодняшний день существует противоречие в системе образования:

- в одном классе обучаются дети с разным  социальным и интеллектуальным уровнем, условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми, традиционная педагогика не ориентирована на работу с одарёнными детьми. Это требует от учителя проявления профессиональной  компетентности по выявлению, организации и развитию одарённых  обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новотроицкая средняя общеобразовательная школа

Педагогические чтения по теме «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования»

Секция «Особенности и результаты работы в ОУ с одарёнными детьми»

Тема «Работа с одарёнными обучающимися на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной деятельности»

Выполнила  : Мелькова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

 I квалификационной категории

Актуальность опыта

Компетентностный подход является одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России. В концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Эти стандарты, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых компетенций учащихся.  Компетентностный подход в образовании способствует развитию творческих способностей, развивает коммуникативные способности, учит человека управлению собственной деятельностью, формирует самостоятельность.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, обладающей нестандартным мышлением, умеющей ставить и решать новые задачи. Поэтому существует социальная необходимость выявления и развития детской одарённости.

На сегодняшний день существует противоречие в системе образования:

- в одном классе обучаются дети с разным  социальным и интеллектуальным уровнем, условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми, традиционная педагогика не ориентирована на работу с одарёнными детьми. Это требует от учителя проявления профессиональной  компетентности по выявлению, организации и развитию одарённых  обучающихся.

Теоретическая база опыта 

  Для решения проблемы опираюсь на работы Е.В.Бондаревской, С.Г.Воровщикова, М.В.Рыжакова, А.В.Хуторского, И.С.Фришман. В этих исследованиях компетентностный подход основан на создании условий для целостного проявления, развития и самореализации личности.

Л. В. Выготским доказано, что обучение опережает развитие и осуществляется лишь постольку, поскольку ребёнка обучают. Им рассмотрена одарённость как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии.

Академик М.А. Лаврентьев высказал такую мысль: «Поиск способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надежную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни одного способного человека».

Работа Т. Хромовой «Одаренные дети» посвящены методикам работы с одаренными детьми в обычной школе. Например, в статье «Одаренный ребенок нуждается в… дискомфорте» речь идет о методе «развивающего дискомфорта», который предполагает формирование и развитие у школьников способностей и навыков активно действовать в ситуациях повышенной трудности.

Статья М.А. Лопатиной «Работа с одаренными учащимися» ориентируют педагогов на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально реализоваться.

Дж. Рензулли считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик: ·   интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); ·   креативности; ·   настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. Рензулли, обсуждая качественные особенности обучения одарённых детей, писал, что содержание их учебных программ должно: выходить за рамки общепринятой, учитывать специфику интересов, соответствовать стилю усвоения знаний, не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы. Основной вопрос в обучении заключается не в том, насколько одарён или способен данный человек, а в том, какова одарённость и каковы способности данного человека. Только реализация личностного подхода в обучении обеспечит развитие в детский период здоровой, гармоничной, уникальной личности ребёнка.

Новизна опыта.

Уровень новизны определяется умением учителя создать такие условия обучения, которые помогают учащимся развивать свои интеллектуальные, аналитические, творческие способности.

Описание опыта 

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы, увлекаясь выдвижением альтернативных точек зрения. Наделены ярким воображением, изобретательностью, сохраняют в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к любому делу. С удовольствием воспринимают сложные задания и терпеть не могут готового ответа. Безусловно, одарённые дети нуждаются в особом внимании и руководстве, в специальном обучении. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

 Взаимодействие педагога и ребенка должно строиться на основе  следующего принципа: “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего у педагога должно быть такое качество, как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании.

Конкретные цели обучения одаренных учащихся определяются с учетом качественной специфики определенного вида одаренности, а также психологических закономерностей ее развития. Так, в качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:

-  развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

-  создание условий для развития творческой личности;

-  развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);

-  обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

Методы и средства обучения

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Реализация образовательных стратегий при работе с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы.

Во-первых, основным принципом моей работы является создание на уроке ситуации успеха. Благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера способствует эффективности обучения, в частности, раскрепощает мысль, воображение, побуждает к творчеству. Например, творческие сочинения никогда не оцениваю плохой отметкой, всячески поощряю любое проявление оригинальности, непохожести на других.

    Во-вторых, всемерно поддерживаю интерес к предмету. Это удаётся мне благодаря нестандартным, игровым формам уроков: конференциям, диспутам, путешествиям, заочным экскурсиям и т.д. Интерактивные методы обучения позволяют создать ситуацию свободного, непринуждённого общения, развивают креативность мышления.   Все эти принципы удачно совмещает использование инновационных технологий в обучении и воспитании.

Разнообразие интерактивных форм обучения предполагает широкие возможности для самореализации учащихся, способствует их социализации. В свою очередь, решение этих проблем непосредственно связано с развитием одаренных учащихся.

В-третьих, принцип дифференцированного обучения использую на всех этапах обучения. На уроке сильных учащихся часто прошу выступить в качестве помощников учителя при объяснении новой темы, на закрепления знаний они, как правило, эксперты; контрольные работы включают в себя задания со звездочкой, т.е. большой степени сложности; и, наконец, домашние задания тоже могут быть разными по степени сложности, причем обычно я не ограничиваю выбор учащихся. Например, изучив тему «Правописание причастий», даю такие задания: выполнить упражнение по учебнику, выбрав правильное написание; составить словарный диктант на изученную тему; составить текст, включив в него ошибкоопасные слова. Мои ученики не понаслышке знают пословицу: «Кому много дано, с того много спросится».

      Также я стараюсь создавать оптимальные условия для творческой самореализации детей как на уроке, так и вне его. Например, итоговую работу по творчеству писателей часто предлагаю выполнить в разных вариантах: написать сочинение, ответить на вопросы викторины по данной теме или составить компьютерную презентацию по творчеству поэта. Думаю, что вот эта свобода выбора и рождает желание творить.

При объяснении нового материала часто использую проблемную технологию, когда учитель не говорит учащимся готовые сведения, а предоставляет учащимся необходимый языковой материал, проанализировав который, они смогут сделать самостоятельные выводы. Проблемными можно считать и задания типа: являются ли родственными слова «облако» и «Волоколамск», «немец» и «немой»? Не все учащиеся возьмутся за решение этих вопросов, но найдутся и те, кому это интересно, кто обратится к словарям и справочной литературе, попробует произвести самостоятельный словообразовательный анализ (практикую подобные вопросы в качестве дополнительного домашнего задания). Затем учащиеся выступают со своими ответами перед классом, что всегда вызывает интерес и повышает статус данных ребят.

         Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа по предмету: проведение недели русского языка и литературы (выпуск газет, конкурсы, викторины, театральные постановки).

            И наконец, в последнее время большие возможности для работы с одарёнными детьми предоставляют различные интернет-проекты по предметам. Кроме школьной  олимпиады по русскому языку, Всероссийской игры-конкурса по языкознанию «Русский медвежонок», в которой ежегодно участвуют более трети всех учащихся школы, мы в последние годы активно и успешно участвуем в дистанционных олимпиадах «Олимпус», «Мультитест» и др.

Оценка эффективности работы, результаты.

         Главным критерием эффективности работы для меня является устойчивый интерес школьников к предмету, их качественные знания, подтверждённые результатами экзамена.

Результаты ГИА

Учебный

год

Количество

учащихся

Успеваемость

%

Успешность

%

2011-2012

4

100%

25%

2012-2013

3

100%

67%

Результаты ЕГЭ

Учебный год

Количество учащихся

Средний балл

Успеваемость

%

2012-2013

1

42

100 %

2013-2014

4

48

100 %

         Ежегодно увеличивается количество учащихся, которые принимают участие в школьных, муниципальных и всероссийских олимпиадах и конкурсах, что является подтверждением высокого интереса к предметам русского языка и литературы.

Участие во всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах

Название

Уровень

Учебный год

Количество участников

Результат

Игра-конкурс «Русский медвежонок-языкознание для всех»

Международ-

ный

2011 - 2012

4

Сертификат участника

2012-2013

2013-2014

2014-2015

11

9

18

Сертификат участника

Сертификат участника,

Среди 10 классов 78 место в регионе (из 3571)

3 место в районе среди обучающихся 7 классов

Предметная олимпиада «Олимпус» (русский язык)

Всероссийский

2012 – 2013

2013-2014

5

7

Дипломы участия

Дипломы участия

Предметная олимпиада «Олимпус» (литература)

Всероссийский

2013-2014

5

Дипломы участия

Конкурс  «Мультитест» (русский язык)

Всероссийский

2012 - 2013

1

Диплом участия

Проект для одарённых детей «Алые паруса» социальной сети работников образования nsportal.ru

Всероссийский

2013-2014

1

Свидетельство о публикации в электронном СМИ

Результативность участия обучающихся в районных конкурсах

№п\п

ФИО ученика

Учебный год  

Название, вид

Результаты

1

Назарова Карина

Ерисова Наталья

2012-2013

Районный этап областного конкурса чтецов «Весенняя капель», номинация «Под мамино крыло…"

Диплом, 2 место

Диплом,  3 место

2

Леканцева Татьяна

2012-2013

Конкурс на лучшее сочинение «О земляках – участниках Великой Отечественной войны» в рамках празднования 68-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (в средней возрастной категории)

Грамота,

3 место

3

Шелестунова Татьяна

2013-2014

Литературный конкурс «Взгляд молодых», номинация «Любовь живёт в сердцах неравнодушных» (возрастная группа 16-18 лет)

Диплом,

3 место

4

Назарова Карина

2013-2014

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок-языкознание для всех»

Диплом, 3 место среди учащихся 10 классов

5

Назарова Карина

Ерисова Наталья

Шелестунова Татьяна

2013-2014

5-е районные Сибирские детские поэтические чтения,  приуроченные к 95-летию со Дня рождения Василия Фёдорова и Юрия Магалифа

Благодарность за участие

Считаю, что работа в данном направлении способствует повышению интереса учащихся к изучению русского языка и помогает поддерживать стабильно хорошую успеваемость; показывать положительные результаты итоговой государственной аттестации; принимать участие в районных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новотроицкая средняя общеобразовательная школа Работа с одарёнными обучающимися на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности Выполнила: Мелькова С.В., учитель русского языка и литературы I кв. категории

Слайд 2

В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. В . А. Сухомлинский.

Слайд 3

Отличительные особенности одаренных детей: 1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления. 2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность. 3.Испытывают радость от умственного труда.

Слайд 4

П риоритетных цели обучения детей с общей одаренностью: развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь); создание условий для развития творческой личности; развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей); обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

Слайд 5

Формы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время Урочная деятельность : 1) проектная деятельность; 2) нетрадиционные уроки с применением технологий творческой мастерской, критического мышления; 3) самостоятельная работа (с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня); 4) работа в группе. Внеурочная деятельность: 1) предметные недели; 2) научно-практические конференции; 3) олимпиады по предмету; 4) участие в конкурсах исследовательских работ; 5) участие в конкурсе «Русский медвежонок»; 6) конкурсы рисунков; 7) музыкально-литературные гостины е.

Слайд 6

Оценка эффективности работы, результаты. Результаты ГИА Учебный год Количество учащихся Успеваемость % Успешность % 2011-2012 4 100% 25% 2012-2013 3 100% 67%

Слайд 7

Оценка эффективности работы, результаты . Результаты ЕГЭ

Слайд 8

Участие учащихся в школьных, районных и всероссийских олимпиадах и конкурсах по литературе и русскому языку Учебный год Количество учащихся Районный уровень Муниципальный уровень Всероссийский уровень 2011-2012 1 1 4 2012-2013 4 2 17 2013-2014 5 2 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Как работать с одарёнными детьми? Это один из актуальных вопросов , который  волнует  современного учителя....

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы...

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Учитывая отсутствие кон...

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...

Формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Система работы с одаренными учащимися строится по следующим основным направлениям: 1. Проектная деятельность 2. Исследовательская деятельность 3. Применение дифференцированных и индивидуальных форм об...

Презентация к августовской районной педагогической конференции "Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы"

Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы.Статистика утверждает, что только 4% детей являются одаренными, т.е. яркие детские таланты...

Результаты работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время . ( 2015-2021гг)

Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных детей находится в постоянной работе, у них хорошо ра...