Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
статья по теме

Как работать с одарёнными детьми? Это один из актуальных вопросов , который  волнует  современного учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx13.31 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми.

Учащиеся работают по-разному: одни спешат, не успевают вдуматься в задание и уже объявляют, что оно выполнено. Другие, если их поторопить, ничего не успеют написать. Поэтому темп работы надо регулировать, но приостанавливать, «тормозить» быстрых, сильных, сообразительных не надо. Для них надо приготовить заранее дополнительные задания, постараться связать их с рисунком, использовать его возможности для развития речи. Например, можно предложить ребятам (после выполнения основного задания ) придумать подпись к рисунку или выбрать из двух подписей ту, которая точнее соответствует иллюстрации, составить начало описания предмета или животного, изображенного художником, продумать свой вариант рисунка, который можно использовать по данной теме (эту работу учащиеся выполняют особенно охотно, причем рисуют и даже формулируют задания к своим рисункам).

При работе с одаренными детьми можно использовать рецензирование устных ответов. Очень облегчит работу запись ответа на магнитофон, что позволит воспроизвести ответ для вторичного его восприятия и для того, чтобы отвечавший смог сам проанализировать свой ответ и оценить его (написать саморецензию). Вначале проводится устное, затем письменное рецензирование. Можно воспользоваться следующей формой рецензии-отзыва.

Пять «П».

Полно?                   Обо всем сказано?    Что опущено?  

Правильно?           Все правильно?      Есть ли неточности, ошибки?

Последовательно?         Все ли было последовательно изложено?   Были ли нарушения?   Повторы?

Примеры?            Приводились ли примеры? Насколько удачно они иллюстрировали     теоретические положения?

Пояснения?    Разъяснялись ли приведенные примеры? Насколько точно и понятно?

С начала учебного года учитель выделяет помощников (желательно сильных учащихся). В их обязанность входит многое и в каждом конкретном случае самое разное: оформить запись на доске, собрать тетради для проверки и сложить их в алфавитном порядке; проверить, работает ли магнитофон; проследить за готовностью класса к уроку и так далее. Эти учащиеся могут составлять карточки для самостоятельной работы (карточки с «ключами», чтобы можно было проверить и знания сильных учащихся), проверять словарные диктанты (с обязательной затем перепроверкой этих диктантов учителем), оказывать помощь в усвоении материала слабоуспевающим учащимся.

Одаренные дети являются незаменимыми помощниками в организации внеклассной работы, в выпуске очередного номера стенгазеты, в подготовке стенда, альбома сочинений учащихся и так далее.

В заключение нужно сказать о связном сообщении-объяснении по таблице. Для пятиклассников это новый вид работы. Но в дальнейшем он становится незаменимым при работе с одаренными детьми. Если учитель покажет образец связного сообщения, основанного, допустим, на таблице личных окончаний глаголов, то уже при повторении существительных ученики могут подготовить самостоятельно связное сообщение о трех склонениях имен существительных и об окончаниях - Е и- И у существительных в единственном числе. Самое трудное – начать такое сообщение, поэтому есть смысл или подсказать, или «отработать» такое начало. Это задание усложняется, когда дети сами составляют таблицу, а затем готовят по ней связное сообщение.

Нужно развивать возможность учеников, не освобождать их от необходимости думать, не торопиться преподносить готовые решения; направлять поиски в правильное русло, собирать по крупицам истину.

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы...

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Учитывая отсутствие кон...

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

На сегодняшний день существует противоречие в системе образования:- в одном классе обучаются дети с разным  социальным и интеллектуальным уровнем, условия массовой общеобразовательной школы значи...

Формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Система работы с одаренными учащимися строится по следующим основным направлениям: 1. Проектная деятельность 2. Исследовательская деятельность 3. Применение дифференцированных и индивидуальных форм об...

Презентация к августовской районной педагогической конференции "Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы"

Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы.Статистика утверждает, что только 4% детей являются одаренными, т.е. яркие детские таланты...

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы: обобщение опыта

Работа с одарёнными детьми - важный аспект работы современного педагога. В статье представлен материал, который может пригодиться в работе не только учителям русского языка и литературы....