Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы: обобщение опыта
статья (7, 8, 9, 10 класс)

Работа с одарёнными детьми - важный аспект работы современного педагога. В статье представлен материал, который может пригодиться в работе не только учителям русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_odaryonnosti_2019.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мужжухина Елена Сергеевна,

 учитель русского языка и литературы

 первой квалификационной категории

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы: обобщение опыта

Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Известный писатель В. Белов в своей книге высказал мысль: «Каждый ребенок хочет играть, т.е. жить творчески, поэтому надо сохранить и развить это желание в каждом. Пробудить творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни».

На сегодняшний день одной из функций школы становится функция - выявление детских способностей, создание условий для их развития, помощь в формировании таланта учащегося, отслеживание и оказание разносторонней поддержки одаренным детям, поэтому единая система организации образовательного пространства для одаренных детей должна включать в себя не только мониторинговые компоненты, но также подкрепляться и дополняться содержательным, технологическим и методическим наполнением деятельности, представляющими собой комплекс организационно-технологических мероприятий, способствующий всестороннему развитию личности, ее индивидуальной одаренности.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает:

-художественной (музыкально-художественной),

-психомоторной (спортивная),

-академической (способность учиться),

-интеллектуальной (умение анализировать, мыслить),

-творческой (не шаблонное мышление).

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми. Конечно, в рамках урока нет возможности реализовывать в полной мере программу по работе с одарёнными детьми, но можно выбирать формы работы и использовать методы, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность. Формы работы, которые использую на уроках и во внеурочной деятельности:

  1. конкурсы;
  2. проекты по различной тематике;
  3. ролевые игры;
  4. интеллектуальный марафон;
  5. участие в олимпиадах разного уровня;
  6. работа по индивидуальным планам;
  7. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания;
  8. творческие задания;
  9. консультирование по возникшей проблеме;
  10.  дискуссия;
  11.  круглый стол (на уроках литературы);
  12.  анкетирование.

Перед школой информационного века стоит задача развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. Включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации приводит к активизации познавательной деятельности школьников. Конечно, ребята работают с огромным интересом, если на уроке используются ЦОР. Такое использование для активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы может происходить на различных этапах урока. Например, при знакомстве с новым материалом может быть создано электронное сопровождение в виде презентации, на которой будут отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. Работая в школе, я отметила, что темы «Правописание наречий», «Причастие» и «Деепричастие» сложны для восприятия и усвоения учениками. Поэтому стараюсь каждый урок разнообразить, используя эти технологии.

Для внеклассной работы по предмету создаются электронные педагогические продукты (презентации, тесты, кроссворды, ментальные карты), которые активизируют познавательную деятельность ребят. У учащихся появляется желание создать подобный электронный продукт. На уроках по культуре речи мы с обучающиеся творчески нашли решение задаче и создали несколько плакатов социальной рекламы, которые заставляли подумать об экологии современного русского языка.

С целью активизации познавательного интереса учащихся, развития устойчивых внутренних стимулов целесообразно использовать подобные формы вовлечения детей в определённую работу.  Всем известно, что особый настрой на уроке помогает создать музыкальное сопровождение урока. Знакомить современных учеников с литературой, а ещё и повысить их интерес к чтению произведений, на мой взгляд, безусловно помогает совместное создание буктрейлера, которое способствует развитию творческих, коммуникативных способностей обучающихся, повышает интерес к прочтению произведений. Такой работой будут особенно увлечены ребята, способные к творчеству, одарённые в области не только филологии, но и искусства.

Уроки, проведённые в нестандартной форме, позволяют эффективно решать образовательно - воспитательные задачи в условиях предметных часов, усиливает самостоятельность, творческо-поисковую деятельность школьников. На уроках создаю ситуации выбора, использую разные приемы выполнения творческих заданий: сочинение стихотворений, сказок, притч, рассказов на заданную тему. Развивая познавательные интересы учащихся, их творческие способности,  предлагаю им различные формы деятельности: составление презентаций, творческие задания (создание иллюстрированных материалов «Мой любимый литературный герой», «По страницам книг», мини-проекты по лингвистике и словесности: «Эти удивительные фразеологизмы», «Русский язык: вчера и сегодня»).

С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников, им предлагается выполнить исследовательский либо творческий проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроить свою работу в режиме исследования или создать творческий продукт, завершив работу публичным докладом. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять знания и реализовывать свои возможности. Исследовательские проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Особенно эта деятельность интересна обучающимся старшего звена. В этом учебном году интересными для учеников стали темы, касающиеся и культурологии, и диалога культур («Образы Китая в литературе 18-19 и 21 века», «Современный русский язык: изменения и традиции»).

Совместная творческая работа со школьным учителем делает ученика на уроке его партнёром, а во внеурочной деятельности – старшим товарищем. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и даёт прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, формирует у него ответственность. Во внеурочной деятельности стимулирую участие ребят в различных олимпиадах, конкурсах.

Основными в моей работе являются диалог и совместный поиск наиболее эффективной стратегии индивидуального роста каждого одаренного ребенка. Мероприятия, посвящённые неделе гуманитарного цикла, конкурсы, позволяют участникам образовательного процесса участвовать в продуктивной деятельности, видеть позитивные результаты совместного труда. Результатами работы с одарёнными детьми являются не только грамоты победителей и призёров разного уровня мероприятий, но и увеличение количества обучающихся, увлечённых чтением и исследованием литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Как работать с одарёнными детьми? Это один из актуальных вопросов , который  волнует  современного учителя....

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы...

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Учитывая отсутствие кон...

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

На сегодняшний день существует противоречие в системе образования:- в одном классе обучаются дети с разным  социальным и интеллектуальным уровнем, условия массовой общеобразовательной школы значи...

Формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Система работы с одаренными учащимися строится по следующим основным направлениям: 1. Проектная деятельность 2. Исследовательская деятельность 3. Применение дифференцированных и индивидуальных форм об...

Презентация к августовской районной педагогической конференции "Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы"

Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы.Статистика утверждает, что только 4% детей являются одаренными, т.е. яркие детские таланты...