Презентация к августовской районной педагогической конференции "Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы"
презентация к уроку
Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы.
Статистика утверждает, что только 4% детей являются одаренными, т.е. яркие детские таланты встречаются довольно редко.
В наших общеобразовательных школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов учёбе и другой деятельности.
Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими (по сравнению с большинством) интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, восприимчивостью к учению, т.е. способные.
Что же понимают под термином "одарённость"?
Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…».
А уж талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями».
В психологии же под словом одарённость понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основная презентация | 2.27 МБ |
Тезисы для презентации | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урочная д еятельность: Внеурочная д еятельность: ПРОЕКТЫ НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ РАБОТА В ГРУППЕ ПРЕДМЕТНЫЕ НЕДЕЛИ ОЛИМПИАДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ НАУЧНЫЕ АУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ КОНКУРСЫ
Проблемная технология Курск – куряне (курянин, курянка ). Пенза – пензенцы ( пензенец , пензенка ).
РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ
Защита проекта по литературе (в группах)
Цель внеклассной работы с одарёнными детьми По русскому языку - внеклассные занятия должны расширять лингвистический кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому народу и интерес к его языку, должны прививать учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку. По литературе - расширить литературное образование, углубить читательскую культуру учеников, развить их творческие способности и эстетический вкус, укрепить их гражданские и нравственные позиции.
Виды внеклассной работы Литературные гостиные. Встречи с местными поэтами. Участие в конкурсе «Живая классика». Предметные недели (неделя русского языка). Школьный интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады. Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах. Выставка лучших тетрадей, сочинений, стихотворений, грамматических сказок, иллюстраций, кроссвордов.
Литературная викторина
БРЕЙН-РИНГ
ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ ЧТЕЦОВ
Конкурс «Похвальное слово русскому языку»
Поэтический марафон
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОСИДЕЛКИ
АКЦИЯ «ОТКРЫТЫЙ МИКРОФОН»
ПАРАД ЗВЁЗДНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Обзор художественной литературы "Всем, кто любит книгу, - о том, что стоит сегодня читать"
КИНООЛИМП, посвящённый творчеству Эрнеста Хемингуэя
Углегорск – моя судьба Иван Данилов Мне морской прибой ласкает руки И пьянит душистый иван-чай. Ни за что не выдержу разлуки, Если вдруг уеду невзначай. Углегорск, ты стал моей судьбою . Я - частица малая твоя. Неразлучны мы навек с тобою, Островная щедрая земля. За дождём вдруг налетела вьюга, Трое суток сыплет снегопад. Всё равно не бросим мы друг друга. Не страшны ни ливень нам, ни град. Расплескалось солнце по долинам, Теплотой наполнилась листва. Благодать стоит над Сахалином. Дорогие с детства мне места.
Люблю тебя, мой край родной! Литературная гостиная
СЛАЙД ДЛЯ ГРАМОТ УЧЕНИКОВ Название конкурса Статус ФИО ученика Класс Место «ЖИВАЯ КЛАССИКА » 2016 Районный этап Всероссийского конкурса чтецов СЕНИНА АНАСТАСИЯ 8 ПОБЕДИТЕЛЬ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЗНАК ВОПРОСА» Районный этап областного конкурса ПАВЛЮК ТАТЬЯНА 7 II- е МЕСТО «ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ» ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПАВЛЮК ТАТЬЯНА 7 ПОБЕДИТЕЛЬ II СТЕПЕНИ «ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ» ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ (конкурс чтецов) СТАРШИНОВА ПОЛИНА 8 ПОБЕДИТЕЛЬ III СТЕПЕНИ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЗНАК ВОПРОСА» II- е МЕСТО
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа № 2 г. Углегорска Сахалинской области
Работа с одарёнными детьми
на уроках русского языка и литературы
Автор работы:
учитель русского языка и литературы
О. Л. Кудряшова
2017-2018 учебный год
№1 Вступ.слово
№2 Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы. Статистика утверждает, что только 4% детей являются одаренными, т.е. яркие детские таланты встречаются довольно редко. В наших общеобразовательных школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов учёбе и другой деятельности. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими (по сравнению с большинством) интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, восприимчивостью к учению, т.е. способные.
Что же понимают под термином "одарённость"?
Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А уж талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями».
В психологии же под словом одарённость понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.
№3 Одной из наиболее известных концепций одарённости в американской и мировой психологии является теория трёх колец Джозефа Рензулли.
Как видите, одной из составляющих явл. МОТИВАЦИЯ.
Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности( и эти две дисциплины имеют широкие возможности, для работы с одарёнными детьми). поэтому вопросы содержания и формы (что? и как?) учебной деятельности являются основополагающими.
№4 Работу с одарёнными детьми можно условно разделить на 2 группы:
Урочная деятельность
1) проектная деятельность
2) нетрадиционные уроки с применением ИКТ -технологий , творческой мастерской, критического мышления и др.
3) самостоятельная работа ( с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня)
4) работа в группе
Внеурочная деятельность
1) предметные недели
2) научно-практические конференции
3) олимпиады по предмету
4) участие в конкурсах исследовательских работ
5) участие в конкурсах по предмету
6) участие в дистанционных конкурсах через сети Интернет.
Особенно ярко одарённость ребят проявляется в творчестве. НАПРИМЕР,
«Урок творчества» (Описание природы родного края, публичное выступление «Достопримечательности моего города»), урок "удивительное рядом"( Читаем стихи поэтов-земляков), "урок выставка"(Словари – наши друзья), заочная экскурсия, гостиная, путешествие в прошлое. Уроки с игровой состязательной основой: урок «Своя игра», урок-диспут, игра-обобщение, урок "Что? Где? Когда?".
№5Учебные задания усложняем постепенно. Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности..
Проблемную технологию используем не только при объяснении нового материала . Иногда в качестве домашнего задания учащимся предлагается выяснить, например, являются ли родственными слова «гвоздь» и «гвоздики», «рябой» и «рябина» или такое задание «Жителей Углегорска назыв. углегорцами, города Арзамаса –арзамасцами, а как называют жителей Пензы, Курска» и т.д. ? Не все учащиеся возьмутся за решение этих вопросов, но найдутся и те, кому это интересно, кто обратится к словарям и справочной литературе, попробует произвести самостоятельный словообразовательный анализ (практикую подобные вопросы в качестве дополнительного домашнего задания). Затем учащиеся выступают со своими ответами перед классом, что всегда вызывает интерес и повышает статус данных ребят.
№6 Так как же, коллеги? ИТАК, Курск – ОНИ — КУРЯНЕ, он-курянин, она-курянка. А ПЕНЗА? ОНИ- пензенцы (ОН пензенец, ОНА-пензенка).
№7
Знания не даются в готовом виде. Широко используются блоки, составление схем, составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.
Применение разноуровневого обучения позволит каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём информации.
№8
Широко применяю такую форму работы, как составление сравнительных таблиц, сравнительных характеристик, составление схем, рефератов, докладов, подготовка к публичным выступлениям, которые требуют большой самостоятельной работы учащихся.
№9
Одним из приоритетных направлений в работе учителя является внедрение в образовательный процесс проектной технологии, которая призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, что позволяет сделать для каждого учебный процесс личностно значимым, в котором он получает возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность.
На уроках литературы применяю методику прерванного рассказа.
Суть её состоит в следующем: на уроке читается начало рассказа до определённого момента, а затем ребята должны дописать или домыслить его, т.е. заняться очень полезной читательской деятельностью – сюжетосложением и завершением
№10
Но только классно – урочная система работы с одарёнными детьми не в состоянии решить все задачи и проблемы.
№11 Рамки урока не дают возможность полностью раскрыться одарённым детям, поэтому я максимально использовала внеклассную, внеурочную работу по предмету, индивидуальные занятия, которые дали огромные возможности для того, чтобы заинтересовать детей своим предметом, сделать его любимым.
Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа по предмету: проведение недели русского языка и литературы, №12-лит.викторины,№13- брейн-ринги
литературные чтения, литературные вечера, олимпиады по предмету,
№14
участие в конкурсах чтецов, в конкурсах сочинений и литературно – творческих работ
№15 выпуск литературных газет
№16-ПОЭТИЧ.МАРАФОН
№17-ЛИТЕР.посиделки
№18- различные акции
№19- КСТАТИ, В ПАРАДЕ ЗВЁЗДНЫХ ПРЕДМЕТОВ… на 1-ом –лит, на 2-ом-русск.язык
№20-21 - сотрудничество с городской биб-кой
Всё это говорит о живом интересе к предмету, о развитии творческих способностей учащихся.
№22, №23 С целью популяризации литер.род.края мы с об-ся изучаем творч. Углег поэтов., тесно сотруднич. С ИВАНОМ Д. Финальным аккордом стала лит гостин №24 ЛЮБЛЮ..
№25 Заметку об этом событии опубликовали в районной газете В грядущем году закончим иссл. И предст. наш проект на ставшей традиционной конф. «Знак вопроса»
Одарённость существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться. Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться, и самая большая награда для учителя – успехи и достижения учеников, их реализация в жизни. НО невозможно привить интерес ребятам, если сам своим предметом не увлечен.
№26 В заверш.
2016 – подготовила
№27,28 - 2017-дипломами участников област конкурса «ПРООСТРОВА», учрежд. Издат. Домом «Губернские ведомости» награжд. две мои уч (видеоролики)
№29 2018 – 2-ое место ИССл. работа по русск «Сленг…»
№30-всерос.конк. «Лит.Россия» два диплома 2 и 3 ст. у ученицы 8 класса --- в номин. конкурс чтецов и конк.эссе)
№31 и ещё один — 2 степ. уч. 7 класса
В заключении….великолепные строки из стих. ЕВГ. ЕВТ., написанные в 1961 году.
О ком эти строки — домыслите сами!!!!
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
и нет планет, похожих на неё.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.
№32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Как работать с одарёнными детьми? Это один из актуальных вопросов , который волнует современного учителя....
Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....
Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы...
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Учитывая отсутствие кон...
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
На сегодняшний день существует противоречие в системе образования:- в одном классе обучаются дети с разным социальным и интеллектуальным уровнем, условия массовой общеобразовательной школы значи...
Формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Система работы с одаренными учащимися строится по следующим основным направлениям: 1. Проектная деятельность 2. Исследовательская деятельность 3. Применение дифференцированных и индивидуальных форм об...