Памятка для родителей
статья по теме

Емельянова Елена Викторовна
Как выбрать творческий кружок или спортивную секцию для ребенка.
В сентябре не только общеобразовательные школы открывают новый учебный год: проводятся наборы и начинаются занятия в секциях и кружках. Какой вид занятий выбрать для ребенка?Отдать на футбол или записать в школу танцев? Казалось бы, простой вопрос. Но часто родители, записывающие своего ребенка в тот или иной кружок, опираются на свои вкусы и предпочтения, свои нереализованные желания и амбиции. А ребенок, прежде любящий спорт или музыку, остывает к занятиям, начинает капризничать и мечтает о другом кружке. Как правильно выбрать для ребенка кружок или секцию, дает советы родителям психолог.
— На что обратить внимание при выборе секции? Какие черты характера ребенка могут определить подходящий для него род занятий?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_roditeley.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Как выбрать творческий кружок или спортивную секцию для ребенка.

В сентябре не только общеобразовательные школы открывают новый учебный год: проводятся наборы и начинаются занятия в секциях и кружках. Какой вид занятий выбрать для ребенка?Отдать на футбол или записать в школу танцев? Казалось бы, простой вопрос. Но часто родители, записывающие своего ребенка в тот или иной кружок, опираются на свои вкусы и предпочтения, свои нереализованные желания и амбиции. А ребенок, прежде любящий спорт или музыку, остывает к занятиям, начинает капризничать и мечтает о другом кружке. Как правильно выбрать для ребенка кружок или секцию, дает советы родителям психолог.

— На что обратить внимание при выборе секции? Какие черты характера ребенка могут определить подходящий для него род занятий?

— Важно помнить о главном принципе: «учет индивидуальных особенностей» ребенка. Привыборе секции психологи, врачи советуют обращать внимания на требования, которые выдвигают виды спорта к весу, росту ребенка, его конституции, особенностям нервной системы, его ловкости, подвижности, координации, вниманию и другим особенностям. И соотносить эти требования с реальными возможностями ребенка. Например, у ребенка лишний вес, а родители записывают его в футбольную секцию, считая, что заодно ребенок похудеет. Это заблуждение. В футболе важны подвижность и координированность, а конституция этого ребенка — гарантия того, что тренировочный процесс для него превратится в сплошное мучение. Разумеется, все это может привести к неприятию спорта вообще. Полным детям гораздо больше подойдут плавание, дзюдо, некоторые разновидности легкой атлетики. Наши любимые игровые виды спорта, футбол и хоккей, выдвигают высокие требования к скорости, ловкости. Поэтому если ребенок флегматичен, медлителен, не стоит его мучить тренировками, удовлетворяя свои амбиции. Такому ребенку подойдут более спокойные индивидуальные виды спорта.

Важно также учитывать и темперамент ребенка. Импульсивные, эмоциональные дети тяжело адаптируются к индивидуальным видам спорта, где требуются терпение, вдумчивость, старание в повторениях монотонных упражнений (теннис, гимнастика, и фигурное катание). Им подойдут командные виды спорта, драматические кружки, где есть выход эмоциям и можно импровизировать. Для робкого и застенчивого ребенка подойдут индивидуальные виды. Там ребенок может научиться находить общий язык с другими детьми, почувствовать себя более уверенно. В любом случае начать стоит с анализа того, к чему, на ваш взгляд, у вашего сына или дочки есть способности, склонности, что их интересует. Не обязательно, чтобы у ребенка был талант к чему-либо. Главная задача при выборе секции или кружка — это доставить ребенку будущими занятиями удовольствие, сформировать мотивацию к творчеству, умению преодолевать трудности.

— Родителям стоит самостоятельно выбирать секцию для ребенка или слушать его мнение, которое в детском возрасте каждый день меняется?

— В этом вопросе необходимо учитывать возраст ребенка. У малышей трех-четырех лет стойких предпочтений выявить невозможно. В этом возрасте родители несут большую ответственность за выбор кружка или секции. Необходимо тщательно выбирать тренера или руководителя кружка. Педагог должен обладать специальным образованием и методикой обучения . Также важно учитывать длительность дороги до места занятий. Поездка не должна превышать 30-40 минут. Родителям необходимо учитывать физиологическое развитие ребенка. Например, в гимнастику ребята приходят с пяти-шести лет. Игровыми и циклическими видами спорта начинают заниматься с семи-девяти лет, то есть с начала посещения школы, а скоростно-силовыми и единоборствами — с девяти лет.

Если мы говорим о кружках, то различные функции у ребенка также развиваются неравномерно. Сначала у ребенка развивается действенное мышление, потом наглядно-образное, затем только абстрактно-логическое.

В старшем возрасте решение о выборе кружка или секции лучше принимать на семейном совете после обсуждения всех «за» и «против» и, конечно, учитывая желание и склонности самого ребенка. Доводы «за» будут зависеть от взглядов и возможностей семьи, мотивации самого ребенка. Спросите ребенка, может, у него уже есть на примете какой-нибудь кружок, в который он хотел бы ходить. А может, он вообще ничего об этом не знает. Тогда родителям придется объяснить, для чего это ему нужно, и рассказать о возможных вариантах, предложив на выбор самые привлекательные. Не стоит записывать ребенка в секцию, не посоветовавшись или против его воли. Если сын или дочка настаивают на своем, не соглашаются с доводами родителей, то возможен компромиссный вариант.

— Иногда даже в любимый кружок дети идти отказываются. А что уж говорить о музыкальной школе или спортивной тренировке, где нужно слушаться преподавателя/тренера, строго выполнять задания. Что делать, если ребенок не хочет больше ходить на занятия, капризничает?

— Перво-наперво важно родителям разобраться, что происходит с ребенком и почему он так не хочет идти на тренировку/кружок. Причиной может стать конфликт с ребятами или с педагогом. Может, у ребенка что-то не получается или просто устал. Если ребенок достаточно мал, то заранее необходимо избавиться от иллюзий — он не в состоянии нести за себя полную ответственность. Его интересы неустойчивы. Это означает, что даже при самом благоприятном развитии событий родителям придется быть в курсе того, когда и какие у ребенка занятия, что он должен подготовить дома, что он должен принести с собой. Знать это нужно не для того, чтобы делать все за ребенка, а для того, чтобы подстраховать его. Если  он забудет - напомните. Не раз и не два вам придется уговаривать ребенка пойти на занятия, даже в самый любимый кружок. Однако делать это стоит только в том случае, если вы действительно уверены, что нежелание идти в секцию у ребенка связано с сиюминутным настроением, а не является стойким нежеланием заниматься там вообще.

Чтобы не пришлось долго убеждать ребенка в пользе посещения кружка/секции можно завести «дневник достижений». Это визуальное воплощение побед будет стимулировать мотивацию. И все же, основной причиной нежелания ребенка заниматься, является отсутствие родительского примера и родительской заинтересованности. Только родительское участие и поддержка ребенка дает необходимую мотивацию к систематическим занятиям спортом. 
Сами малыши на вопрос «Почему многие ребята через некоторое время перестают посещать тренировки?» - говорят что лень, а также ссылаются  учебную загруженность. Отговорок много, но все они несущественны. Остается только один выход -  активно проводить воспитательную работу  с ребенком, убеждать, что спорт это не самоцель, но очень помогает в жизни. 
Олимпийскими чемпионами становятся единицы, а здоровье необходимо каждому, поэтому основная цель -  это научить и оздоровить, и только потом задумываться о больших достижениях. 
— Как правильно совмещать кружок с занятиями в школе, чтобы ребенок, увлекшись, к примеру, футболом или танцами, не забросил книжки?

— Многие родители боятся отдавать ребенка в секции или кружки, считая, что это может повредить  учебе. Однако у секций и кружков есть свои плюсы. Занятия в секциях/кружках — это смена деятельности. В школе не всегда ребенок делает то, что он хочет, а кружки предоставляют такую возможность. Обстановка в кружках более неформальная, поэтому ребенок отдыхает от чрезмерной дисциплины, царящей в школе. Однако если ребенок пошел в первый класс, это для него дополнительный стресс. Первые месяцы идет адаптация ребенка к школе. Поэтому выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность. Для первоклассника вполне достаточно двух занятий  в неделю. Не нужно стремиться записать сына или дочь сразу во много кружков. Ограничьтесь для начала одним, максимум — двумя. Время и день недели следует выбирать с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Например, если после школы он очень устает или не может делать уроки без вашего контроля, то секцию целесообразнее посещать после уроков, а домашние задания делать вечером, когда ребенок отдохнет или когда придут с работы папа и мама.

Желательно привлечь самого ребенка к разработке плана дня. Вероятность того, что он будет соблюдать режим дня, который вроде бы разработал сам, а не вынужден был подчиниться, выше. При составлении плана дня предлагайте ребенку альтернативы, возможность выбора. В конце концов, именно ему придется жить по этому плану.

 Не обязательно, чтобы у ребенка был талант к чему-либо. Поскольку в большинстве случаев мы преследуем цель организации досуга ребенка, эмоциональной разрядки от накопившегося за день напряжения, иногда целесообразно выбрать вид деятельности, к которому у ребенка нет никаких способностей, но зато есть желание заниматься. Исключение составляют спортивные секции, для занятий в которых необходимо изначально обладать определенными способностями и навыками. Если у ребенка их нет, то его не возьмут, как бы велико ни было его желание. Естественно, если вы хотите, чтобы ребенок достиг значительных успехов в той или иной области, заниматься ему следует тем, к чему, во-первых, у него есть способности и что, во-вторых, при наличии этих способностей ему интересно. Помните, что вы заботитесь о физическом, психическом, творческом, социальном развитии своего ребенка. Разве так уж велики трудности, с которыми вы сталкиваетесь, по сравнению с вашей целью?. И уж, конечно, не следует наказывать ребенка, запрещая ему ходить в секцию/кружок..

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Черты родителей, усугубляющие трудности ребенка"

Часто трудности  адаптации ребенка в школе, особенности его поведения связаны с негативными проявлениями семейного воспитания.Данная памятка знакомит родителей с особенностями характера род...

Памятка для родителей "Принципы отношений родителей с детьми"

Памятку для родителей классные руководители могут использовать при проведении родительских собраний....

Памятка для родителей. Рекомендации родителям от учителя - логопеда

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях....

Памятка для родителей "Родителям, которые хотят научить ребенка петь"

Памятка для родителей "Родителям, которые хотят научить ребенка петь"...

Наши родители. Памятки для родителей.

Советы родителям: как помочь детям подготовиться к ЕГЭØ     Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Окажите...

«ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ! » ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Материал предназначен родителям, содержит логопедические упражнения и рекомендации....

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности...