Правила разрешения конфликтов
статья

Неробелова Марина Владимировна

Почему одни люди относятся к нам хорошо, доброжелательно, а другие враждебно? Почему одних людей мы любим, а другие нам не нравятся? Как избежать недоразумений, ссор с товарищами, друзьями, родственниками? Как стать умным, сильным, смелым, привлекательным, чтобы все тебя любили, уважали, признавали? Почему одни школьники учатся хорошо, им все дается легко, а у других не получается?

Скачать:


Предварительный просмотр:

От конфликта к сотрудничеству

Неробелова Марина Владимировна,

учитель географии МБОУ Лозовской СОШ

 Тамбовского района Амурской области

           В пятом классе школьники начинают систематизировать изучение основных наук человечества – математики, русского языка и литературы, истории, географии, естествознания.

Но есть вопросы, на которые, ни одна из этих наук не дает ответа. Это вопросы о внутреннем мире человека, о мыслях и чувствах, мотивах того или иного поведения. Почему одни люди относятся к нам хорошо, доброжелательно, а другие враждебно? Почему одних людей мы любим, а другие нам не нравятся? Как избежать недоразумений, ссор с товарищами, друзьями, родственниками? Как стать умным, сильным, смелым, привлекательным, чтобы все тебя любили, уважали, признавали?

Почему одни школьники учатся хорошо, им все дается легко, а у других не получается?

В этом году я столкнулась со сложным конфликтом в пятом классе, который возник и развивался еще, когда ребята учились в начальном звене – конфликт группы мальчиков и девочек. В этом классе 13 человек – пять девочек и восемь мальчиков. Работая в этом классе, я обратила внимание на то, что центром разных инцидентов, возникающих между мальчиками и девочками, становятся два ребенка - Даша и Алексей. Вот пример одного из самых ярких:

Случай на классном собрании

Ребята, состоящие в активе класса, рассказывал о своей работе за полугодие. Затем был поставлен вопрос о переизбрании актива и смене старосты (в практике моей воспитательной работе я даю возможность всем ребятам поработать в разных сферах деятельности класса, поэтому староста и актив класса выбираются каждую четверть путем голосования на собрании). Даша предлагала свою кандидатуру и в актив и на должность старосты, но ребята голосовали против, причем все единогласно. Девочка расплакалась, я вынуждена была вмешаться в ход собрания. Необходимо было выяснить, почему ребята голосуют против. Каждый вставал и говорил о негативном поведении Даши по отношению к одноклассникам. Основное обвинение было то, что она давала всем мальчикам обидные клички и прозвища. В классе у Даши есть две подруги, я спросила у них, почему они молчат и не становятся на сторону Даши, не пытаются защитить её, как они вели себя, когда Даша дразнила ребят. В ходе обсуждения выяснилось, что они тоже придумывали прозвища и дразнили мальчиков, а мальчики отвечали им тем же, конфликт нарастал как снежный ком. Даша чувствовала себя безнаказанной, так как в 11 классе учится её брат, который разрешал инциденты путем угроз и насилия, среди мальчиков в классе росла неприязнь к Даше и к её подругам. Я предложила ребятам рассказать, что они чувствовали во время  инцидентов и если они чувствуют вину за собой, то извинится перед тем человеком, которого обидели. Первым встал Коля и извинился перед девочками, за то, что проявлял агрессию по отношению к ним, затем встал Алексей и извинился перед Дашей, за то, что порвал и выбросил её тетрадь, пообещал купить новую.

         И тут началось то, чего я совсем не ожидала – каждый вставал и извинялся, а я сидела, затаив дыхание, боялась нарушить эту атмосферу всеобщего покаяния, многие ребята плакали, но это были не слезы обиды, а слезы очищения. В конце я предложила ребятам рассказать, что они чувствуют, многие сказали, что им стало легче, а Коля предложил забыть все обиды и не повторять своих ошибок. Я им объяснила, что их ошибки идут не от зла, а от непонимания, что они причиняют боль.  Извинившись, ребята исчерпали инцидент, а конфликтные ситуации, т.е. обиды, противоречия вряд ли исчезли после этого собрания. Конфликт психологи часто сравнивают с сорняком, где конфликтная ситуация – это корень сорняка, а инцидент – та часть, которая находится на поверхности. Понятно, что, оборвав ботву сорняка, но, не тронув корень, мы только усилим его работу по вытягиванию из почвы питательных веществ, необходимых культурным растениям. Да и найти корень после этого труднее. Так и с конфликтом: не устранив конфликтную ситуацию, мы создаем условия для углубления конфликта.

После классного собрания я провела еще несколько занятий, что бы помочь ребятам выработать социальные навыки разрешения конфликтов. На одном из них мы составили «вредные» советы, о которых вспоминаем, когда возникают конфликты.

«Вредные советы» или как «завалить» беседу?

  • Не устанавливайте зрительный контакт с собеседником. Смотрите хмуро, не улыбайтесь. Обращайтесь с собеседником как с неодушевленным предметом (пустым местом).
  • Держитесь прямо и одеревенело. Поза статуи. Ни одной шутки!
  • Говорите невнятно, без эмоций и пауз.
  • Говорите о том, что вам интересно, а собеседник свои интересы пусть оставит при себе.
  • Перебивайте собеседника: ведь у вас нет времени выслушивать его терпеливо и внимательно.
  • В процессе беседы применяйте нечестные приемы и манипулируйте, нападайте, критикуйте, обвиняйте (в тупости, агрессивности, упрямстве и т.п.).        ,
  • Говорите в жесткой манере, как будто собеседнику что-то надо, а вам все ни к чему.
  • Не признавайте своих ошибок, стойте на своем, не извиняйтесь.
  • Не входите в положение собеседника, скучайте, зевайте, смотрите на часы.

Правила разрешения конфликта для родителей и учителей

1. Анализ конфликтной ситуации (необходимо подумать и ответить на ряд вопросов):

  • Кто участвует в конфликте?
  • Что является главным противоречием, в чем рассогласование?
  • Какова цель вашего оппонента? Какие положительные черты характерны для вашего оппонента, каковы, на ваш взгляд, его негативные - черты?
  • Какова ваша цель в конфликте? Соотнесите эту цель с вашими жизненными ценностями (стоит ли настаивать на своем, может, это не значимо для вас?).
  • Определите для себя ценностную альтернативу (что важнее, выиграть в данном конфликте и потерять что-то важное для вас или лучше не настаивать на своем, но сохранить самое значимое для вас в отношениях с этим человеком или. в чем-либо другом?)
  • Если вы решили бороться до конца, то определите методы, какими вы будете решать конфликт. Необходимо помнить, что избранные вами средства должны удовлетворять не только вас, но и оппонента.
  •  Определите такие пути разрешения конфликта, которые не будут унижать, и оскорблять вашего оппонента, но в определенной степени заинтересуют его, будут ему выгодны без ущемления .ваших интересов.
  • Проанализируйте последствия разрешения конфликта в близкой и дальней перспективе.

2. Разрешение конфликта (вы начинаете действовать в соответствии с этими правилами):

  • Берите инициативу разрешения конфликта в свои руки, это дает вам шанс самому определить стратегию и тактику разрешения конфликта и гарантирует победу.
  • Используйте «Я-сообщение» (констатация вашего огорчения, но поводу возникших противоречий) и «активное слушание» (констатация замеченного вами огорчения оппонента в связи со случившимся спором). Эти способы общения помогают вам начать доброжелательный разговор с вашим оппонентом:
  • Предлагайте ряд решений конфликта, подчеркивайте свою заинтересованность в решении, выгодном обеим сторонам.
  • В совместном диалоге ищите компромиссные решения, подчеркивая уважение к личности оппонента. Не высказывайте никаких негативных оценочных суждений в адрес оппонента.
  • Ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спокойны, уверены в себе, но не заносчивы и не самонадеянны.
  • Не торопитесь: доброжелательный диалог с оппонентом обеспечит вам выгодное разрешение конфликта.

        

        Литература

Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – м.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

Л.И. Саляхова Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника 5-9 классы. – М.: Глобус, 2007

Горленко В. Каждый человек достоин уважения / В. Горленко // Воспитание школьников – 1995. - №5. №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конфликты. Разрешение конфликтов.»

Классный час на тему: «Конфликты.         Разрешение     конфликтов.»...

Конфликт. Пути разрешения конфликтов

Конфликт. Пути разрешения конфликтов...

Конфликт. Пути разрешения конфликтов

Конфликт. Пути разрешения конфликтов...

Классный час на тему:«Конфликты.Разрешение конфликтов.»

Цели классного часа:усвоение сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»; рассмотрение правил;- предупреж­дения конфликт...

Классный час. "Конфликты. Разрешение конфликтов"

Цели классного часа:-усвоение сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»; рассмотрение правил;- предупреж­дения конфлик...

Конфликт. Способы разрешения конфликта. (Материалы для занятия с учащимися 3-5 классов)

В презентации рассматривается схема понятия "Конфликт" и способы его разрешения по Томасу. Все способы проиллюстрированы и рассмотрены их особенности. Данная презентация будет полезна...

Правила конструктивного разрешения конфликтов с помощью медиативных технологий

Конфликт плюсы и минусы. Конфликтогены. Правила конструктивного разрешения конфликтов с помощью медиативных технологий....