Как предотвратить дисграфию.
консультация на тему

Кравченко Ольга Валерьевна

Представленные рекомендации помогут родителям первоклассников проанализировать устную речь ребенка (ведь именно от ее сформированности зависит овладение письмом), распознать намечающиеся трудности у ребенка и предотвратить дисграфию (специфические ошибки на письме).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_predotvratit_disgrafiyu.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Как предотвратить дисграфию.

        Уважаемые родители, в Вашей жизни произошло знаменательное событие – Ваш ребенок стал учеником.

Первый класс – это самый трудный период обучения в школе. Больше половины первоклассников имеют недостатки в сформированности устной речи. Простая закономерность: чем лучше развита у ребенка ко времени поступления в школу устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом. Программа современной общеобразовательной школы значительно усложнилась. К примеру, в настоящее время к началу II полугодия у учеников 1 класса заканчивается букварный период и начинается изучение родного языка. Именно в это время и выявляются у учащихся  проблемы в письменной речи. Очень показательны  тетради по письму. В письменных работах появляются специфические ошибки: пропуски и перестановки букв и слогов, замены букв, слитное написание слов, отсутствие границ предложений. Дети переживают, а родители – в панике. Что делать? Проблема еще и в том, что не в каждой школе работает учитель-логопед. Но даже и при его наличии он не всегда может оказать логопедическую помощь всем нуждающимся.

Представленные рекомендации помогут родителям проанализировать устную речь ребенка (ведь именно от ее сформированности зависит овладение письмом), распознать намечающиеся трудности у ребенка и предотвратить дисграфию (специфические ошибки на письме).

Задания, предложенные для проверки речи ребенка, в дальнейшем можно использовать и как тренировочные, если какие-то моменты западают.

Для исследования словарного запаса применяются следующие приемы:

1) название предметов, относящихся к личным группам, например: известные цветы, деревья, виды транспорта…;

2) нахождение общих названий для группы однородных предметов (чашка, стакан, блюдце- посуда), можно показать картинки ребенок перечисляет предметы и называет общее слово; 

3)подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый лимон);

4)подбор действий к предмету (птица…, уж…, собака…);

кто чем занимается: повар…, ученик…,

5)подбор предметов к действию: лает…, мяукает…;

6)подбор слов, близких по значению: храбрый - смелый, хороший - приятный;

7)подбор слов противоположного значения: белый - черный, хороший – плохой, узкий-широкий, толстый-тонкий, длинный-короткий;

8)можно проверить понимание ребенком переносных значений. Для этого объясняются значения выражений:

золотое сердце

злой язык

короткая память…

Для проверки грамматической системы словоизменения можно предложить следующие задания:

назови один (глаза, уши, …);

назови много (нос, лоб, ухо, …);

закончи словосочетания:

три помидора, пять…,

одна конфета, шесть…,

три медведя, пять…,

одно зеркало, семь…

Для проверки грамматической системы словообразования  предлагаются следующие задания:

а) Подбери подходящее по смыслу слово:

   Большой сад, а маленький…, маленькая куколка, а большая…

б) Закончи предложения:

   Весной картошку сажают, а осенью…

   Воду наливают, а соль…

в) Назови детёнышей:

у медведицы-

у коровы-

у слонихи-

у кошки-

у собаки-

г) Образуй прилагательные:

                     кораблик из бумаги

                     шуба из меха

                     у лисы хвост

                     у зайца хвост…

С целью проверки состояния связной речи можно попросить ребенка рассказать, что он видит на картинке. Для овладения связной речью следует научить ребенка давать полный ответ на вопрос, вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию.

Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых является планом рассказа и не дает уклониться в сторону.

Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу.

         Большое внимание следует уделить проверке уровня сформированности фонематических процессов, т.е. умению ребенка различать звуки родного языка (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие) и анализировать слово по звуковому и слоговому составу. Недостаточный уровень развития фонематических процессов у ребенка – это серьезная предпосылка для развития дисграфии.

Насторожитесь, если ребенок допускает ошибки в ответах на предложенные задания и  используйте похожие задания для тренировки нарушенных процессов.

        Задание для проверки (развития) фонематических процессов.

1) Назови первый звук в слове: облако, аист, утка, иглы, слон, танк, грабли и т.п.

2) Назови последний звук в слове: пила, грибы, очки, кольцо, кенгуру, жук, автобус, шар, стул, танк, и т.п.

3) Какой звук находится в середине слова? (этот гласный звук можно произнести более протяжно): рак, дом, кит, сыр, лук.

Не используйте слова с гласными Ё, Е, Я, Ю!

4) Назовите ребенку слово по отдельным звукам: М, А, К. (Но называйте звуки правильно, не МЭ, а М, не КА, а К) Ребенок должен назвать предложенное слово. Примеры слов: сыр, мир, дом, сок, рука, шуба, сумка, шапка)

5) Положи (нарисуй) столько кружков, сколько в слове звуков. Предложите ребенку слова из трех звуков: рак, пол; затем из четырех звуков: рука, жуки.

6) Определить наличие (или отсутствие) заданного звука в слое. Например, есть ли звук Р в словах: рука, замок, лодка, ведро. Давайте ребенку задания с разными звуками.

7) Подобрать слова определенной тематики на заданный звук. Например, назови ягоду на звук М, одежду на звук К, овощ на звук П.

8) Повторить цепочку слогов. (Называйте слоги четко и медленно):

ТА-ТА-ДА, ЗА-СА-ЗА, РА-ЛА-РА

9) Определить место звука в слове (начало, середина, конец). Например, где находится звук Ш в словах: шуба, ландыш, кошка.

10) Повторить сложные по слоговому составу слова: милиционер, регулировщик, электричество. Если ребенку трудно, предложите слово прохлопать: ми-ли-ци-о-нер.

Эти задания очень показательны в плане проверки речи у детей, но также имеют огромный развивающий потенциал. Дети воспримут их как интересную игру. Предложите им придумать задания для Вас. Играть можно не только дома, но и на прогулке. Продолжайте заниматься-играть до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться со всеми предлагаемыми ему заданиями.

Удачи Вам и Вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложная форма дисграфии (Аграмматическая дисграфия) 4 класс.

В тематическом планировании даны темы логопедических уроков для учеников четвертых классов массовой школы....

Консультация для родителей на тему: «Как предотвратить дисграфию»

Советы учителя-логопеда родителям первоклассниковПервый класс – это самый трудный период обучения в школе. Больше половины первоклассников имеют недостатки в сформированности устной речи. Простая зако...

«Ошибки на письме» Дисграфия. Мероприятия по профилактике дисграфии.

Чаще всего причиной дисграфии называют недоразвитие высших психических функций и устной речи. Некоторые авторы (И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, М.М. Безруких) говорят в этой связи о несформированности ...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция сложной дисграфии (дисграфии на почве языкового анализа и синтеза, осложненного оптическим и акустическим недоразвитием) для обучающихся 6 класса

В ходе углубленной диагностики речевого развития у группы обучающихся шестого класса выявлен сложный вид дисграфии, обусловленный недоразвитием языкового анализа и синтеза, оптико – пространстве...

Логопедический ликбез для родителей «Дисграфия. Симптоматика дисграфии»

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предм...