Критическое мышление ребёнка
материал по теме
Для участия в олимпиадах разного уровня мышление учащихся должно быть логически выстроенным, системным и объёмным. А самое главное учащиеся должны свободно манипулировать информацией и вовремя извлечь ответы на поставленные вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriticheskoe_myshlenie_i_kak_ego_razvivat.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
« Критическое мышление на уроках биологии и при подготовке к олимпиадам по биологии и экологии" Доклад учителя биологии Захаровой И.В.
По данным анализа образовательной деятельности многих школ за последние годы качество знаний учащихся резко падает. Снижение качества знаний учащихся в среднем и старшем звене имеет свои причины: дегуманизация и меркантилизация сознания подростков влечет за собой нарушение структуры иерархии ценностей, в которой знания не занимают ведущих мест. Уровень развития познавательной и поисковой деятельности большинства учащихся недостаточен для осмысленного усвоения программ общеобразовательной школы, учащиеся не могут размышлять о новой информации и интегрировать ее с предыдущими знаниями и представлениями, они не умеют участвовать в содержательных беседах, излагать свои идеи собственными словами и осваивать новый словарь. Ориентация обучения только по традиционной системе обучения, где формальные вопросы лишают учащихся возможности разговаривать, а значит, возможности развивать способность выражать собственные мысли - все это не способствует формированию мотива успешного учения, стремления к получению качественных знаний, развитию личности обучающегося. Для участия в олимпиадах разного уровня мышление учащихся должно быть логически выстроенным, системным и объёмным. А самое главное учащиеся должны свободно манипулировать информацией и вовремя извлечь ответы на поставленные вопросы.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен в технологии образовательного процесса. Изменение масштабов событий, происходящих сегодня в мире, а также информационный взрыв, стремительное наращивание информации говорят о том, что в ХХI веке будут нужны новые знания и понимание.
Получение знаний важно, но в настоящее время это не самая главная цель учебного процесса. Главной задачей сегодня является научить ребят мыслить критически. Современное образование, рассчитанное на перспективу, строиться на основе двух принципах: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности.
В связи с этим формирование критического мышления школьников, основанное на универсальном умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и т. д.), является одной из актуальных задач современного образования. В свою очередь, способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях в значительной степени способствует успешной самореализации личности.
Технологию «критического мышления» предложили в середине 90-х годов 20 века американские педагоги Дж.Стил, К. Мередит, Ч. Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: «Как учить мыслить?». Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы.
Например, А.П.Черняевская отмечает, что технология развития критического мышления, это разновидность личностно-ориентированного обучения. Отличие в том, ЛОО достигает уровня технологической проработки метода.
«Критическое мышление» можно отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения
Цели технологии «развития критического мышления»:
- 1. Мотивация к учению
- 2. Расширение знаний и развитие
- интеллектуальных умений
- 3. Развитие рефлексивного умения
- 4. Формирование обобщений
Основные направления формирования мыслительной деятельности у учащихся в технологии «РКМ»
- Заинтересовать учащихся.
- Побудить его к деятельности.
- Создать условия для обобщения.
- Научить добывать информацию.
- Способствовать развитию критического мышления.
- Научить самоанализу.
- Рефлексия.
- Приемы, используемые на разных стадиях урока.
Стадии | Приемы, используемые на каждой стадии | |
Вызов | Карта познания, кластер, краткое эссе, мозговой штурм, перепутанные логические цепочки, заполнение первой колонки | |
Осмысление | Чтение с остановками и пометками, работа в парах, поиск ответов на вопросы, поставленные на стадии вызова, определение терминов, исправление логических цепочек, проверка утверждений, заполнение второй колонки | |
Рефлексия | Карта познания, эссе, проведение дискуссии, взаимоопрос, взаимопроверка, синквейн, обсуждение, оценка работы на уроке, заполнение третьей колонки. |
Правила технологии
«развития критического мышления».
Правила | Значение |
Задавайте вопросы | Вопросы могут служить мотивацией к изучению нового материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного. |
Анализируйте идеи, тексты. | Анализ- это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Исследуемый процесс раскладывается на части. Анализ осуществляется по нескольким направлениям, с помощью значков в тексте. «V»- «уже знал», «+» - новое, «-» - думал иначе, «?»- «не понял вопроса» |
Исследуйте факты, доказательства | Мыслительную деятельность у учащихся, формирование заинтересованности к изучаемому объекту. |
Высказывайте свои мысли, идеи, предложения | Это может говорить о погруженности учащихся и их интереса по данному материалу. |
Различные задания по биологии с применением технологии «развития критического мышления».
- «Чтение текста с пометками»
- Заполнение таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
- «Зигзаг»
- «Продвинутая лекция», прием «Бортовой журнал»
- «Инсерт» - чтение с отметиной
- Фишбоун «Рыбья кость»
- Кластеры
- Кольца Вена
Сами приемы можно и нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей. А вот общие идеи: приоритет мнения каждого ученика, важность каждого суждения, не авторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт - это не может существовать отдельно и использоваться от случая к случаю и в основе всех приемов лежит базовая модель, включающая три стадии: вызов, осмысление, размышление/рефлексия.
Стратегия «Чтение текста с пометками» - инсерт
В ходе урока на стадии вызова с целью актуализировать знания учащихся учитель может давать разнообразные задания или задавать вопросы о познавательном объекте, фиксируя ответы учащихся на доске без оценивания и комментария, или же может предложить учащимся записать ответы в своих рабочих тетрадях. Например, «Нарисуйте в тетради…(познавательный объект) таким, как вы его представляете. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о … (познавательном объекте)», «Что вы знаете (или думаете, что знаете) о …» и т. д.
На стадии осмысления учитель предлагает всем учащимся тексты по теме. Это могут быть текст параграфа школьного учебника, статья из научно – популярного журнала или что – либо другое. Но лучше, чтобы эти тексты были бы составлены самим учителем. Тексты могут быть абсолютно одинаковыми или разными (по глубине содержания). Если учитель предлагает всем школьникам одинаковый текст, желательно, чтобы он был разно-уровневым, так как это позволит реализовать индивидуальный подход к каждому ученику, учесть его образовательные потребности. Работа с учебными текстами в рамках технологии критического мышления позволяет реализовывать профильное обучение. В данном случае каждый ученик получает такой материал, глубина которого удовлетворяет его образовательным запросам.
На работу с текстом отводится 10-15 минут. В течение этого времени учащимся предлагается внимательно прочитать текст и на полях сделать особые карандашные пометки (интерактивная система разметки текста):
«v» - «это я знаю»;
«+» - «эта информация для меня новая»;
«-» - «»эта информация противоречит моим знаниям; я думал иначе;
«?» - «эта информация требует пояснения; хочу узнать больше; есть вопросы»;
«!» - «это интересно».
Смысл используемых знаков необходимо оговорить заранее. После того, как индивидуальная работа по чтению текста с пометками завершена, учащимся предлагается выписать отмеченную информацию в маркировочную таблицу, состоящую из пяти столбцов (в соответствии с предложенными знаками).
v | + | - | ? | ! |
Эта работа позволяет не только проанализировать текст повторно, но и учит школьников переводить обширную информацию из текстовой в лаконичную табличную форму. Когда эта работа будет закончена, учащимся предлагается в группах обсудить заполненные таблицы. Далее под руководством учителя школьники сравнивают результаты своей работы с текстом со своими предположениями, сделанными на этапе вызова. Здесь особенно важно обратить внимание школьников на информацию, требующую пояснения («?»), так как именно она может инициировать стадию вызова на следующем уроке или домашнее задание.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Использование этого приема требует от учителя, во-первых, предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками. Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков. В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.
Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно ученики без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.
С целью обобщения полученной из текста информации на стадии размышления и рефлексии учитель предлагает учащимся, работая индивидуально или в группе, составить графический организатор – кластер по данной теме.
Стратегия «Заполнение таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)
То, что степень усвоения школьниками учебной информации напрямую связана с личностной актуальностью этой информации – общеизвестная дидактическая закономерность. Как сделать актуальной новую учебную информацию? Один из возможных путей стимулирования интереса к новому содержанию учебного материала предлагает нам стратегия «Заполнение таблицы «ЗХУ» - он заключается в извлечении известных фактов и положений из нового материала, в фиксировании появляющихся вопросов, которые вызывают потребность в новых знаниях (стадия вызова).
На стадии вызова учитель предлагает каждому из учащихся начертить в тетради таблицу:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Учитель организует фронтальную беседу, предлагая разнообразные задания или задавая вопросы о познавательном объекте, итогом этой фронтальной работы по актуализации знаний должно явиться заполнение каждым учащимся колонки «Знаю» в маркированной таблице, куда учащиеся запишут все, что знают о познавательном объекте. Далее возможна организация парной или групповой работы по обмену своими знаниями – таким образом, каждый ученик может пополнить колонку «Знаю» в своей таблице. На завершающем этапе стадии вызова возможны организация коллективного обсуждения «известного» и окончательная коррекция содержания первой колонки таблицы. В ходе фронтальной работы обозначаются те вопросы, для ответов на которые имеющихся знаний явно недостаточно. Эти вопросы каждый записывает в колонку «Хочу узнать».
На стадии осмысления учащимся предлагается работа с учебным текстом, в ходе которой каждый ученик индивидуально заполняет колонку «Узнал». Очевидно, что, как и в ранее описанной стратегии «Чтение текста с пометками», у школьников формируется навык перевода информации из текстовой формы в табличную. С целью обмена и дополнения собранной информации целесообразна парная и групповая работа, в ходе которой возможна индивидуальная коррекция содержания таблицы каждым учеником. Стадия осмысления заканчивается фронтальной работой, в ходе которой обобщается и корректируется вся «новая» информация.
Одной из особенностей применения технологии в рамках предметов естественнонаучного цикла является возможность проведения лабораторных и практических работ на этапе размышления и рефлексии. Это позволит экспериментально проверить теоретическую информацию, собранную на предыдущем этапе, и сделать выводы. На завершающем этапе стадии размышления и рефлексии учитель организует фронтальную беседу с опорой на те новые знания, которые получены в ходе работы с текстом и проведения лабораторных или практических работ. Осуществляется окончательная коррекция содержания колонки « Узнал» в таблице. Часто на этом этапе возникает необходимость добавить к маркированной таблице еще одну колонку «Еще хотелось бы узнать!», ведь вопросы, которые возникают на этом этапе, могут стать основой организации этапа вызова на следующем уроке.
Завершается урок составлением кластера (графического организатора), который призван продемонстрировать взаимосвязь основных понятий (свойств, характеристик объектов и явлений), которые рассматривались на уроке.
Отличительной особенностью технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» является ее универсальный характер, так как упор делается на базовые компетенции образовательной деятельности – чтение и письмо. Поэтому в данном проекте могут успешно работать школьники различных возрастных групп.
Прием «Верные и неверные суждения »
Цель: - стимуляция творческой мыслительной активности учащихся, пробуждение интереса к изучаемой теме.
Время выполнения: 7-8 минут
Описание приема.
Учитель заранее подготавливает высказывания или суждения и предлагает учащимся определить верно, оно или неверно.
Тема: «Строение клетки» 10 класс
Верно | Неверно |
В митохондриях происходит окисление органических веществ с освобождением энергии; Хромосомы – носители наследственной информации | .В лизосомах происходит биосинтез белков; Хромосомы содержатся в комплексе Гольджи |
Значение
«развития критического мышления» в образовательном процессе.
- появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения, так как, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах, а с другой – вся учебная деятельность на уроке строится на субъект – субъектных взаимоотношениях «учитель – ученик», «ученик – группа», «ученик – ученик»;
- повышается ответственность за качество собственного образования;
- формируются навыки работы с информационными источниками разных типов, с большими объемами информации;
- раскрывается творческий потенциал школьников;
- развитие мышления, творческих способностей;
- развитие в учащихся уверенности и понимания своих мнений и идей;
- активное участие в учебном процессе;
- свободное вхождение в информационный мир;
- умение с уважением выслушивать различные мнения
Выводы:
Технология «РКМ» играет большую роль в образовательном процессе как для учителя, так и для ученика.
Для учителя на уроке:
- Выделять цели учения;
- Повышает мотивацию к учению;
- Обеспечивает активизацию образовательного процесса;
- Стимулирует мышление;
- Создает атмосферу творчества, самостоятельности
Для ученика на уроке:
- Работать в парах, группах;
- Создавать свой продукт;
- Аргументировать, создавать, анализировать;
- Формирование умений работать с различными источниками информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка
Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...
"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"
В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....