Возвращаясь к истокам
статья на тему

Статья о детской прозе русского писателя Владимира Крупина, который в своем творчетсве обращается к теме детства как к источнику духовности человека, чистых и светлых его начал и как к "самому талантливому наброску" жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krupin_statya.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возвращаясь к истокам.

В поэзии детства звучит серьезное…

уважение к детству, воспоминание о нем

как о чистых и добрых наших началах.

Валентин Распутин

Творчество Владимира Крупина, замечательного русского писателя и публициста, пришедшего в литературу в 1970-е годы, развивалось и продолжает развиваться в лучших традициях русской литературы и до сих пор привлекает внимание читателей.

В. Крупин начал свое творчество в русле «деревенской прозы», и поэтому, как и многие другие писатели-«деревенщики», он обращается к близкой ему теме - малой родины, родного дома, семьи. Для В.Крупина родина - это Вятка. Детские и юношеские годы писателя прошли в родном селе Кильмезь Кировской области, и поэтому многие произведения В. Крупина неразрывно связаны с Вятской землей. Автобиографический герой рассказа В. Крупина свято хранит память о родной земле, о корнях и, даже живя вдали от родных мест, душой остается там и продолжает переживать за родное село. В очерке «Мы живем на земле» автор признается: «Вот, казалось бы, живу давно в Москве, но каждый год по несколько раз езжу, непременно в Кировскую область, на родину. И, уезжая, говорю – поехал домой. Там осталась моя молодость, там я услышал первые сказки, там и осталась первая любовь. До сих пор от той земли сила мне идет. Я еду к себе, в свой дом…»[1] 

Писатель постоянно ощущает духовное единение со своими предками, со всей семьей, с односельчанами, земляками и всеми соотечественниками. Владимиру Крупину особо дороги самобытный вятский характер, яркая история края, вятская природа, святыни. Именно через соприкосновение со святынями, по мысли Крупина, происходит познание России: «Если я хоть мало-мальский писатель, должен же я говорить о том, что спасает нас. Это главное. Спасает Родина. <…> И ничего во мне не изменилось за пятьдесят лет, я снова и снова пишу о Родине»[2].

В творчестве В.Крупина важное место отводится биографической прозе о детях (рассказы из сборника «Босиком по небу» (2011) и «Подарок православному ребенку» (2010), повесть «Большая жизнь маленького Ванечки») и духовно-назидательная проза для детей: «Детский церковный календарь» (2002), «Православная азбука» (2010) и «Подарок православному ребенку», в которых представлены литературный церковный алфавит, рассказы, стихи, пословицы, загадки, библейский словарик и заметки о православных праздниках и иконах.

В.Крупин упоминал, что он никогда не думает, откуда взять тему, и никогда не «измышляет». Жизнь дает писателю такие образцы, такое богатство сюжетов, портретов, личностей, конфликтов, что «все фэнтези кажутся скучной выдумкой». Крупин рассказывал: «…я решил описать одну историю, когда узнал про мальчика, родители которого хотели разойтись, и, чтоб жить в одном районе, они решили давать объявление о размене квартиры не в газете, а лично расклеить их по близлежащим улицам. Так этот мальчик ночью бежал за папой и срывал объявления. Ну как об этом не написать?» Так родился замечательный рассказ «Объявления на столбах».

В рассказе «Зелёнка» автор пишет о детях из блокадного Ленинграда и их судьбах, о войне и ее последствиях, которые видел автор. Рассказ «Босиком по голубому небу» передает воспоминания о матери писателя и об удивительной красоты льняном поле, олицетворяющем само детство, беззаботность, свободу и любовь писателя к Родине, жизни, миру в целом.

Особое слово хочется сказать о языке, которым В.Крупин пишет свои рассказы и повести – это чистый, простой язык, близкий большинству русских людей, что позволяет создать доверительный тон повествования, похожий на беседу.

Крупин – не только замечательный писатель, но и глубоко верующий человек. В его произведениях, помимо вечных тем, «слышно наше время[3]». Крупин умеет блестящим образом сочетать в своих произведениях светскую проблематику и христианские нравоучения, поэтому такие произведения могут быть адресованы не только воцерковленным детям и их родителям, но и всем остальным. Писатель поучает не только православным идеалам, но и добру, вере, надежде, любви и высоким ценностям, он стремится максимально полно реализовать свои стремления к воспитанию, просвещению души человека.

Интересно сформулирована авторская мысль в небольшой зарисовке «Катина буква». Утверждение идеальной любви, которая должна жить в сердце каждого человека – бескорыстной, чистой, а главное, не только к родным людям, но и ко всем, к каждому человеку, живому существу, предмету, ко всему миру – автор доверяет маленькой девочке Кате. По мысли писателя, только ребенок чувствует и знает, что такая всеохватывающая любовь существует.

Катя просит автора-повествователя нарисовать букву, но сама не может ни объяснить, какую именно, ни нарисовать ее самостоятельно, и очень об этом переживает. «Катиной буквы не было во всем алфавите». Тогда автор стал спрашивать, на что эта буква похожа, и Катя объяснила: на маму, на папу, на собачку, кошку, дом, самолет, небо, дерево…

- Но разве есть такая буква?

И Катя уверенно, без сомнений утверждает:

- Есть!

Эта «всеобщая» буква и есть выражение «всеобщей», всеохватывающей любви, и мы вспоминаем: Бог есть любовь. В словах маленькой девочки мы слышим православный призыв автора: будем как дети. Крупин мечтает, чтобы в сердце каждого «непонятливого» взрослого, не знающего, «как выглядит эта всеобщая буква», в суете забывающего заботиться о своей душе, была эта детская «всеобщая» любовь.

В ребенке Владимир Крупин видит образец духовной чистоты, доброты и любви. Эта мысль прослеживается у писателя из рассказа в рассказ и часто противопоставляется проблеме черствости, невоцерковленности взрослых. Благочестивая мать маленького Серёжи, главного героя рассказа «Первая исповедь», старается привить сыну любовь к Богу и воспитывать в традициях православия, а бабушка мальчика, напротив, не понимает смысла таинства исповеди и православной веры:

- Какие у него грехи? <…> Куда ты его потащишь?<…> Я век прожила и уж как-нибудь проживу… Я честно работала, не воровала,  вино не пила, не курила – какая мне исповедь?

Мама только вздохнула.

В этом же рассказе, как и во многих других («Утя», «Объявления на столбах») В. Крупин поднимает также и проблему неполной семьи. Автор уверен, что ребенок может быть по-настоящему счастлив только в кругу семьи, где царят любовь и забота друг о друге. Всякое нарушение гармонии в семье, в родном доме приводит ребенка к душевным переживаниям, которые исчезают, как только восстанавливаются покой и благополучие. Отец главного героя «Первой исповеди» живет отдельно от Серёжи и его мамы, приходит лишь раз в месяц, приносит подарки. Но Серёжа очень любит папу и хочет, чтобы вся семья жила вместе. Свою боль он доверяет батюшке на исповеди:

- Батюшка, а как молиться, чтобы папа стал с нами все время жить?

- Молись, милое дитятко, молись своим сердечком. Господь даст по вере и молитвам.

Силы детской молитвы велика, и вот он – неожиданный звонок серёжиного отца и его обещание скоро прийти в гости. Но Серёжа просит папу прийти «насовсем».

Отец промолчал.

Вечером Серёжа долго молился.

В этой особой красноречивой немногословности – всего две строки, несколько слов, - заключено великое торжество веры, надежды, любви, укрепить которую помогает молитва.

Фактически в тексте две условно выделенные сюжетные линии и, соответственно, два открытых финала: мы не знаем, пойдет ли бабушка в церковь и вернется ли в семью Серёжин отец. Крупин не просто оставляет читателя со своими догадками и предположениями. Он от лица ребенка обращается к таким «бабушкам» и «отцам» со светлой просьбой одуматься и пойти по верному, истинному пути – следом за ребенком.

Пожалуй, один из самых лучших детских биографических рассказов В.Крупина, «Бумажные цепи», посвящен предновогодней суете, воспоминаниям о елочных игрушках, о «бесконечных бумажных цепях», которые обязательно делали на каждый Новый год всей семьей. Повседневность, обычная действительность у В. Крупина обретают высокий, вечный смысл.

«Бумажные цепи» - это рассказ о простых радостях, которые оказываются больше и сильнее наших современных «дорогих заграничных ёлочных украшений, мигающих электрических гирлянд, шагающего игрушечного деда-мороза, лунохода на батарейках, трещащих, похожих на взаправдашние автоматы и настоящего Деда Мороза, приносящего в оплаченное время оплаченный подарок». Рассуждая о подарках и новогодних сладостях, автор приводит уже недавние слова своей сестры: «Нам бы в детство такие конфеты… — мы бы из этой серебряной фольги резали “снег”». Ведь, даже конфеты как таковые им не нужны. Радость не в обладании дорогим, вкусным, новомодным, а в самой возможности делать даже незатейливые вещи, но всей дружной, крепкой семьей. В этом для автора счастье: «Но всё-то мне кажется, что у нас было больше радости от Нового года. Больше. Мы сами созидали его».

«Бумажные цепи» - это рассказ о семейной идиллии, о крепких семейных узах, о цепях, «приковывающих» к родине детей своей земли. И здесь хочется вспомнить слова великого литературоведа М. М. Бахтина: «Все, что является бытом по отношению к существенным биографическим и историческим событиям, здесь как раз и является самым существенным в жизни»[4].

Автор создает ощущение преемственности и некой бесконечности звеньев, идущих по прочной, неразрывной цепочке:

И вот я, понимающий, что в моей жизни всё прошло, кроме заботы о жизни души, думаю что именно этими бумажными цепями я не ёлочку украшал — я себя приковывал к родне, к детству. И приковал. Приковал так крепко, что уже не откуюсь. Многие другие цепи рвал, эти не порвать. И не пытаюсь, и счастлив, что они крепче железных.

Правда, крепче.

Детство сильнее всей остальной жизни.

Жизнь, отдаляя человека от детства, безнадежно ухудшает этот «самый талантливый набросок», поэтому своей важнейшей задачей Владимир Крупин видит необходимость помочь читателям предотвратить это. Именно поэтому его детскую прозу так важно читать не только юному поколению, но и нам, взрослым, так много ценного утратившим в суете сует.


[1] Крупин В.Н. Мы живем на земле // Учительская газета. – 1986. – 18 сент.

[2] Крупин В.Н. Родные пословицы: Дневниковые записи давние и современные // Роман-журнал ХХI век. – 2001. - № 8. – С.22.

[3] Боровская Е. Р. Герой-Художник в русской прозе начала и конца XX века: дис. …канд. филол. наук. - М., 2000. - С.6.

[4] Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. - М.: Художественная литература, 1975. - С. 374.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Цели :·         образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как това...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ ДОД Детско-юношеский центр "У истоков добра"

Программа духовно-нравственного воспитания и развития разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта  общего образован...

Презентация к внеклассному мероприятию "Возвращаясь к истокам" об истории Астраханского казачества

Эта красочная презентация является приложением к внеклассному мероприятию "Возвращаясь к истокам"...

Сценарий выступления воспитанников Дома творчества "Возвращаясь к истокам"

Сценарий разработан для участия в районном конкурсе с целью усиления патриотического и эстетического воспитания. В сценарии описана история возникновения нашего села. Представлен обряд проводов в арми...

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию «Возвращаясь к истокам»

Данная программа реализуется педагогами МБОУ ДО «Центр дополнительного образования», православным приходом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и педагогами и у...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО "Возвращаясь памятью к войне"

Направление: комплекс воспитательных мероприятий, деятельность ученических сообществ, педагогическая поддержка...